kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы.Тренировка речевого дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировка речевого дыхания

Красивая правильная речь у ребенка формируется благодаря нормальному развитию сразу нескольких систем. Это и созревание речевых зон в коре головного мозга, готовность моторики (общей, мелкой и артикуляционной) к выполнению необходимых движений, нормальный процесс работы голосовых складок и многое другое. Будем последовательны в познании физиологической базы развития речи. Тренировка речевого дыхания занимает значимое место. Почему это важно? Что представляет собой этот вид дыхания? Он отличается от физиологического тем, что осуществляется с произнесением звуков, задействуется голос. Благодаря речевому (фонационному) дыханию возможен переход от речи внутренней (программирование высказываний, говорение про себя) к внешней (собственно проговаривание и пение).                         Для произнесения многих звуков нужна сильная воздушная струя, выдыхаемая через рот. Это касается, например, звуков Р, Ш, С, Ж, З Помогалочки для взрослых. Красота речи Помните, что плавная речь возможна, когда нет пауз между звуками в словах, отсутствуют судорожные вдохи во время высказывания. Паузы расставлены обоснованно, а не из-за недостатка воздуха и необходимости срочно вдохнуть его. Естественным является произнесение словосочетаний и коротких фраз на одном выдохе. Длинные сообщения делают с малозаметными вдохами и паузами.                                                                         Умение вдохнуть достаточно воздуха и выдыхать его постепенно, добирать при необходимости без прерывания плавной речи порой требует тренировки. Многие дети торопятся, говорят взахлеб, их дыхание сбивается, речь прерывается ненужными паузами. Чтобы подобного не произошло важно регулировать скорость речи ребенка и учить его правильному фонационному дыханию.                                                                                       Базой для речевого дыхания служит физиологическое. Проведите несколько упражнений на его развитие, если учащиеся достаточно успешно с ними справился, то можно начать тренироваться с голосом. Плавное произношение со своевременным добором воздуха – цель таких занятий. Обычно задания с речевым дыханием идут от простого к сложному. Сначала детей учат плавно припевать гласные звуки, затем добавляют некоторые согласные (которые можно тянуть), после сливают звуки в слоги, слова. Заканчивают тренировки обучением произнесению длинных фраз, стихотворений и исполнению песенок.                                                                       

Внимание! Эти упражнения нужно делать с перерывами для восстановления дыхания. На начальном этапе в упражнения есть небольшие истории, чтобы ребенок успел передохнуть. Ведь кроме определенного ритма дыхания происходит статичное напряжение губных мышц: они замирают в позе для соответствующего звука и удерживаются в таком положении на протяжении всего выдоха.                                                                                 Желательно проделывать эти упражнения вместе, показывая утрированную артикуляцию и следя, чтобы учащийся тоже находил верное положение органов речи. Слышим звуки и поем Польза: развивается правильное речевое дыхание, звуковая имитация, умение произносить звук длительно без паузы. Атрибутика не требуется. Количество участников: 1 и более.                         Как играть: Предложите учащимся послушать звуки окружающего мира. Сначала обратить внимание на звуки в комнате, затем прислушаться к шуму на улице. Практически любой шум можно попытаться сымитировать. Услышали, что летит самолет – погудите «У-У-У!», дует ветер – «Ш-Ш-Ш!», работает стиральная машина – «Ы-Ы-Ы!», плачет ребенок – «А-А-А!», мчится машина по дороге – «И-И-И!» и т.д.                   

Находите подходящие звуки (не слоги пока, а именно изолированные звуки) и произносите их длительно вместе с ребенком. Запомни имя и песенку Польза: развивается правильное речевое дыхание, пение гласных звуков на одном выдохе. Вам понадобятся: картинки девочек (желательно в красных платьицах) или дидактические фишки гласных. Количество участников: 1 и более. Как играть: На столе перед ребенком выложите 2 картинки девочек и расскажите ему небольшую историю: - Сегодня к нам в гости пришли девочки. Они очень любят петь.                                                      У каждой девочки свое имя и особенная песенка. Начнем с ними знакомиться.              

Это девочка Аня. Она любит петь колыбельные своей кукле: «А-А-А!». Помоги Ане спеть ее песенку. Вдохни побольше воздуха, чтобы получилась длинная песенка. Пой плавно, спокойно, постепенно выдыхая воздух. Снова медленно вдохни и повтори еще раз. Ане очень нравится, как ты поешь.                                                                                                                                     Теперь познакомимся с другой девочкой. Ее зовут Уля. Она любит играть со своим щенком и при этом поет так: «У-У-У!» Спой вместе с Улей. Молодец!                         Усложнение Постепенно знакомьте учащегося с девочками, чьи имена начинаются с О, И, Э. Время от времени напоминайте, что нужно делать глубокий вдох перед началом пения. Если сразу не получается плавный выдох, то попросите спеть еще. Хвалите за долгую песенку.      Имя этой девочки - Оля. Ей нравится гулять в лесу и петь вместе с птичками: «О-О-О!» Пришла в гости девочка Инна. Она совсем маленькая и поет тоненьким голосом песенку: «И-И-И!» Эту гостью зовут Эля. Она помогает бабушке готовить пирожные-эклеры и при этом весело поет: «Э-Э-Э!» Угадай, кто поет Польза: развивается фонематический слух, стимулируется память, тренируется речевое дыхание. Вам понадобятся: картинки с девочками из предыдущей игры (или эти портреты с четкой артикуляцией), ширма (например, лист плотной бумаги). Количество участников: 1 и более.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы.Тренировка речевого дыхания»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы.Тренировка речевого дыхания

Автор: Мубаракшина Елена Борисовна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства