Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних
Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних
Занятие организовано с целью сформировать у учащихся представление об уголовной и административной ответственности, несовершеннолетних познакомить с возрастом наступления уголовной и административной ответственности, формировать умение пользоваться документами (УК РФ, АК РФ), воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»
Профилактическое занятие «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»
Цель: сформировать у учащихся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних, познакомить с возрастом наступления уголовной и административной ответственности, формировать умение пользоваться документами (УК РФ, АК РФ), воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.
Содержание занятия:
Организационный момент:
Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и тихонько пожмите руки, улыбнитесь и передайте своё тепло соседу по парте.
- А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?
Дети улыбаются и пожимают руки друг другу.
Настроить детей на внимательное прослушивание рассказа, так как в дальнейшем знания потребуются для рассмотрения практических задач и ситуаций
- Сегодня на занятии пойдет разговор об очень серьезной и актуальной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
- Эпиграфом к нашему занятию я взяла следующие слова:
«Незнание законов, не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто." Станислав Ежи Лец
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь?
Дети отвечают, что того, кто не знает законов, не освобождает от ответственности.
Ответ: об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Почему вам необходимо знать об этом?
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать.
Более 145 тысяч преступлений совершается ежегодно. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей стране – несовершеннолетний.
Кто же такой несовершеннолетний?
Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Работа сдокументами.
Задание: Найти в УК РФ статью, в которой говорится о возрасте уголовной ответственности.
Ст.20 УК РФ – возраст, с которого наступает уголовная ответственность:
п.1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Задание: Найти главу об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Изучить.
п.2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Задание: Найти в АК РФ статью, в которой говорится о возрасте административной ответственности.
Ст.2.3 КоАП РФ – возраст, с которого наступает административная ответственность.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Задание: Найти главу об особенностях административной ответственности несовершеннолетних. Изучить.
Задание: 1. на доску выписать деяния, подлежащие уголовной ответственности с 14 лет.
2. на доску выписать деяния, подлежащиеадминистративной ответственности.
Практическое задание — А сейчас я буду вам зачитывать ситуации, а вы будете определять, что совершили герои. С помощью карточек (Административная ответственность, уголовная ответственность).
Ситуации
Ученик попросил на контрольной у своего одноклассника автоматический карандаш и оставил его себе. 2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги почитать книгу и забыла ее вернуть. 3. Мальчик нашел в магазине 1 тыс. рублей и положил ее себе в карман. 4. Девочка, стоя у кассы, забрала сдачу, которую оставил предыдущий покупатель. 5. Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья. 6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги дорогую куклу, которую ей подарила мама на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.
Варианты заданий: (по группам)
1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.
2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.
4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы.
5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
6) Женя на дискотеке распространял наркотики.
А теперь, давайте разберемся, какие меры воздействия применяются к несовершеннолетним?
Ребята высказываются. Учитель ведет запись на доске.
Ознакомимся со Статьей 90.
Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Статьей 88 УКРФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:
А) штраф;
Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;
В) обязательные работы;
Г) исправительные работы;
Д) арест;
Е) лишение свободы на определённый срок.
Закрепление основных понятий.
Работа в группах.
Ситуации:
Шестеро 15летних подростков в районе Тверской улицы встретили 16-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашёл 50-рублёвую купюру. Деньги он вернул, но «за обман» потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, они завели юношу в подвал и избили. На следующий день они позвонили по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали. Было возбуждено уголовное дело. - Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за данное преступление? (Да, понесут, т.к. за вымогательство наступает ответственность с 14 лет, нанесение телесных повреждений; квалификация состава преступления /отягчающее обстоятельство/- совершено группой подростков.)
Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.
Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность?
(Братья Максим и Илья не понесут наказание, т.к. им нет 14 лет. Возможно, их родители или их заменяющие заплатят штраф.)
Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это проступок или преступление.
Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков (14 лет), ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это правонарушение или проступок
Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Что это проступок или правонарушение.
Группа ребят из 11 класса (17 лет) вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. Что это преступление или проступок.
Психотренинг «Я уважаю твое право...» Дети становятся в круг и по очереди, глядя соседу, справа в глаза, говорят, например: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя обижать». Собеседник в ответ кивает головой, благодарит и говорит следующему: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке»; «Я уважаю твое право быть счастливой(ым) и не буду тебя огорчать» и т. д.
Подведение итогов
Вопрос: Назовите, с какого возраста наступает уголовная ответственность? Назовите, с какого возраста наступает административная ответственность. Назовите преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Учитель оценивает деятельность учащихся в ходе занятия, отмечает отличившихся и в заключение напоминает, что права, свободы человека и его ответственность перед обществом и государством - две стороны одной медали. Законопослушание - одно из важнейших личностных качеств гражданина и патриота нашей страны, каждого честного, порядочного человека. Необходимо понимать, что без законопослушания невозможна достойная, благополучная жизнь, и в любых обстоятельствах следует неукоснительно выполнять требования законов государства.
Рефлексия:
«Вагончик будущей жизни»
У вас 3вагончика.Посадите человечка в первый вагончик, если данная тема была для вас актуальна и интересна, вы приобрели новые знания, во второй – вам было трудно и многое непонятно, в третий - вы об этом уже знали и вам было не интересно.