«Ребята, для чего человеку нужны руки?». Неожиданность вопроса вызвала улыбку, лица стали удивленными, затем проявился интерес к вопросу, сменившийся изумлением. Наконец раздались неуверенные ответы: «Как для чего? Работать», «Есть», «Делать что-нибудь», «Писать».- «А еще?» Молчание. «Ну, а можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки? Добрыми ?»- «Да, да!»- «А злыми?»- «Тоже».-«Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?»- «Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные».- «Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки?»- «Нет, нет!»-«А какие руки бывают, когда они злые?»-«Холодные, вредные, колючие, плохие».-«Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?»- «О добрых».
Так началось очередное занятие в нашей школе общения. Как научить детей лучше понимать друг друга, других людей? Это не праздные вопросы: проблема общения для детей не менее значима и драматична по своим последствиям, чем для взрослых. Опрос ребят показал, что на первом месте по переживаниям у них стоят конфликты с товарищами, происходящие часто из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание. На втором месте причиной детских переживаний являются конфликты с учителем, на третьем- с родителями. Обучая детей общению, мы ставим перед собой задачу: показать детям, что внутренние качества человека соответствуют внешним проявлениям отношения к человеку, что существует закономерная связь между проявлениями эмоций и чувств, то есть тем, что проявляется открыто, и тем, что скрыто.
Овладение принципами культуры общения, конечно, никогда не освобождает нас ни от тяжести выбора, ни от ошибок, но может помочь сделать выбор более осмысленным, может подсказать набор культурных и психологически точных способов общения, решения конфликтов.
С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытаются угадать настроение, намерения, характер человека. На одном из занятий детям было предложено расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека И что же? Работа с подобным материалом показала, что не все дети умеют «легко читать» эмоциональные состояния другого человека. Например, печаль и радость, веселье отождествлялись. Хотя желание правильно угадать было у всех детей.
Что еще помогает нам общаться, понимать друг друга? Провели эксперимент. Вызываются двое желающих. Им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, которую недавно прочитал, мультфильма, передачи ТВ). При разговоре надо стоять, повернувшись друг к другу спиной. Весь класс с интересом наблюдал за происходящим. Но разговор у двух ребят не получился. Выясняя причину, они признались: «Как-то неудобно, трудно было говорить, а поэтому и неинтересно».- «Почему?»- «Глаза не помогают».-«А если повернуться лицом друг у другу?» Тогда рассказывать оказывалось гораздо легче. «Вижу, что он рядом». Обсудили с ребятами роль зрения в общении. Затем одному из участников игры предложили сесть на стул, а другому- на пол и поговорить. Опять неудобно? Итак, в процессе общения участвует не только слово, но и мимика, жест, поза, голос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Ребята, для чего человеку нужны руки?». Неожиданность вопроса вызвала улыбку, лица стали удивленными, затем проявился интерес к вопросу, сменившийся изумлением. Наконец раздались неуверенные ответы: «Как для чего? Работать», «Есть», «Делать что-нибудь», «Писать».- «А еще?» Молчание. «Ну, а можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки? Добрыми ?»- «Да, да!»- «А злыми?»- «Тоже».-«Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?»- «Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные».- «Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки?»- «Нет, нет!»-«А какие руки бывают, когда они злые?»-«Холодные, вредные, колючие, плохие».-«Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?»- «О добрых».
Так началось очередное занятие в нашей школе общения. Как научить детей лучше понимать друг друга, других людей? Это не праздные вопросы: проблема общения для детей не менее значима и драматична по своим последствиям, чем для взрослых. Опрос ребят показал, что на первом месте по переживаниям у них стоят конфликты с товарищами, происходящие часто из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание. На втором месте причиной детских переживаний являются конфликты с учителем, на третьем- с родителями. Обучая детей общению, мы ставим перед собой задачу: показать детям, что внутренние качества человека соответствуют внешним проявлениям отношения к человеку, что существует закономерная связь между проявлениями эмоций и чувств, то есть тем, что проявляется открыто, и тем, что скрыто.
Овладение принципами культуры общения, конечно, никогда не освобождает нас ни от тяжести выбора, ни от ошибок, но может помочь сделать выбор более осмысленным, может подсказать набор культурных и психологически точных способов общения, решения конфликтов.
С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытаются угадать настроение, намерения, характер человека. На одном из занятий детям было предложено расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека И что же? Работа с подобным материалом показала, что не все дети умеют «легко читать» эмоциональные состояния другого человека. Например, печаль и радость, веселье отождествлялись. Хотя желание правильно угадать было у всех детей.
Что еще помогает нам общаться, понимать друг друга? Провели эксперимент. Вызываются двое желающих. Им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, которую недавно прочитал, мультфильма, передачи ТВ). При разговоре надо стоять, повернувшись друг к другу спиной. Весь класс с интересом наблюдал за происходящим. Но разговор у двух ребят не получился. Выясняя причину, они признались: «Как-то неудобно, трудно было говорить, а поэтому и неинтересно».- «Почему?»- «Глаза не помогают».-«А если повернуться лицом друг у другу?» Тогда рассказывать оказывалось гораздо легче. «Вижу, что он рядом». Обсудили с ребятами роль зрения в общении. Затем одному из участников игры предложили сесть на стул, а другому- на пол и поговорить. Опять неудобно? Итак, в процессе общения участвует не только слово, но и мимика, жест, поза, голос.
А можно ли развить у себя внимание, память? Дети получают упражнения на внимание. Вот вариант одного из них: «Мама послала сына в магазин купить молоко, масло, сметану, спички. Он купил молоко, масло, спички, сало. Что он не купил?» Или: «Я прочту вам слова. Скажите, в каких словах есть буква д:портной, труба, подвал, запад, антракт». Задачки решаются с большим интересом, бурную реакцию вызывают ошибки, всем хочется дать правильный ответ. Упражнения по развитию и тренировке памяти подкрепляются желанием поставить себе оценку «за память». Дети знакомятся с конкретными советами, как улучшить память. Подобные упражнения направлены на организацию продуктивной работы в классе и дома, умения анализировать, задавая себе вопросы: почему это так? Когда так бывает? Где так бывает? Кто сказал, что это такое?
***
Следующая тема наших занятий-«Будем учиться спорить». «Кто хотел бы попробовать?» Приглашаются желающие. Предлагаются такие вопросы, например: «Предлагаются такие вопросы, например: «Надо ли на грубость отвечать грубостью, быть вежливым с грубым человеком?» Или: «Двое друзей поспорили, кто из животных быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, а Витя- что антилопа». Один из играющих должен активно отстаивать свое несогласие. Традиционно спор заканчивается обидой, конфликтом. А можно ли научиться спорить? До обсуждения ситуации высказывания спорщиков были примерно следующими: «Если он грубит, ему надо дать подзатыльник, побить, наказать», «Я этому не верю, ты ничего не знаешь», «Я лучше тебя знаю».
После введения некоторых правил ведения спора характер обсуждения спора изменился. А правила эти такие: во-первых, в споре надо заинтересовать соперника; во-вторых, надо уметь его выслушать; в-третьих, предложить решение; в-четвертых, оценить личность товарища, его достоинства. Задача спорящих сводится, таким образом, к достижению согласия, взаимопонимания, уважения к мнению другого человека. Вот какой пример «обученного спора» получился у них. Дети стали конструировать такие фразы: «Ты согласен, что грубость обижает человека?(Да.) Ты не хотел бы, чтобы тебе грубили? (Да.) Ты добрый человек? (Да.) Твой товарищ может обидеть тебя нечаянно, потому что у него плохое настроение? Или: Его до тебя кто-то обидел?(Да.) Хочешь, я расскажу тебе о книге, в которой я прочитал о жизни и повадках антилоп? (Да.)Согласен ли ты вместе со мной пойти в библиотеку, чтобы посмотреть книги о животных?»
В споре личность демонстрирует себя, свою способность общаться, интеллект, вежливость, умение сопереживать и самоуважение. В споре проявляется характер человека.
***
На следующем занятии мы заговорим о характере. «Что такое характер? Хотели бы вы узнать его у самих себя?» Нам помогали тесты «Цвет и характер», «Нарисуй дом». Цвет, элементы и характер рисунка позволяют создать кое-какие штрихи к психологическому портрету человека. Например, цвет может «рассказать» о характере и эмоциональном складе. Психологи утверждают, что так называемые холодные цвета (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и о вариациях этих состояний. Теплые цвета передают собой силу, властность, активность, радость, возбудимость. В рисунках определяются такие черты характера, как общительность, развитое воображение и склонность к фантазированию, радушие и дружелюбие или замкнутость и скрытость. Дети называют свой любимый цвет и начинают рисовать дом, ведь всем хочется узнать, каков у него характер.
Знания о себе закрепляются в игре. Дети садятся в круг. В центр ставится в круг. В центр ставится кресло. Его может занять тот, кто первым захочет выслушать от других мнение о себе. Участники игры высказываются по очереди. Игра заканчивается тем, что испытуемому разрешается выбрать себе тех, от кого он еще раз хочет услышать оценку своих достоинств или недостатков. Рассказы детей о том, что они чувствовали, сидя в кресле, говорят, что им было интересно, но не все согласны с тем, что услышали. Оценивающие должны были соблюдать следующие правила: а)говорить о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства; б)если говоришь о том, что тебе не нравится в товарище, старайся отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить; в) говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
Некоторые из тех, кого обсуждали, реагировали так: «Согласен, возможно, это так и есть», «Я не знаю, смогу ли исправиться».Высказывания были разные, но у всех эта игра вызывала желание посмотреть на себя со стороны, что-то принять, а кое-что отвергнуть.
Постепенно дети убеждались в том, что при отсутствии саморегуляции и понимания того, что с ними происходит, появляются раздражительность, склонность к конфликтам.
Часто у детей возникает чувство, что их не понимают, к ним несправедливы. На самом же деле они сами не понимают себя, родителей, товарищей, обоснованности требований, которые к ним предъявляются. От этого они часто пребывают в состоянии постоянной обиды, пытаются достичь признания со стороны окружающих оригинальностью, дерзостью, грубостью. Жить по «характеру» без разума трудно. Сила характера- это самовоспитание. Помочь разобраться в своем характере, выявить в нем те черты, которые осложняют жизнь среди людей, разобравшись в самом себе, переживать чувство собственной ценности, приобрести независимость чрезвычайно важно, учитывая повышенные нервно-психические нагрузки на сегодняшних детей.
***
Для восстановления работоспособности мы проводим обучение специальным упражнениям. Вот одно из них- «Дыхание», помогающее в саморегуляции настроения, эмоций, поведения. Стоя или сидя сделать полный вдох. Задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Так проделать четыре раза. Затем после вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Повторить это упражнение три раза. Подобным же образом выдохнуть два раза в две параллельные линии. Всего нужно проделать девять процедур, после чего наступает успокоение, снятие нервно-психологических нагрузок. Подобного рода упражнения воспринимались детьми быстро и с интересом.
На одном из занятий дети были приглашены в «Путешествие по Стране добра и зла». Целью такого путешествия было заставить ребенка задуматься о мнимой и настоящей человечности, нерасторжимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает, о милосердии. Детям предлагалось закрыть глаза и представить, как выглядит добро и зло. Затем предстояло написать: «Добро-это…», «Зло-это…»- и нарисовать. Понятия добра и зла были проиллюстрированы на примерах детских ответов и рисунков. Вот что написали дети: «Добро - это ласка, это добрый человек, добрые, теплые руки; это человек, кошка, собака; это согласие; это мама; это чувство, которое человек выражает, когда он счастлив; это когда делаешь добро другими; это что-то хорошее, что есть в человеке», «Зло-это такое существо, которое поселяется в человеке, и оно незаметное; это страх; это война; это грубость; это беда; это жадность; это сундук с деньгами; это когда человек плачет ».
В толковом словаре В.И.Даля дается такое определение милосердия- «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». Наверное, только через сопереживание, чувственное отношение к добру и злу, через свой личный опыт можно прийти к милосердию, которое целительно не только для того, кто в нем нуждается, но и для того, кто его совершает.
Ну, а как поживает ваш товарищ Иванов, с которого началась наша школа общения? Что бы посоветовал Иванову твой любимый сказочный герой, чтобы тот исправил свое поведение? Советы детей от лица героев стали явно добрее:
От Карлсона: «Я бы сказал ему, что отдам ему все варенье, торт и конфеты».
От Волка: «Я бы перестал преследовать Зайца, если ты исправишься!»
От Микки-Мауса: «Я бы подарил ему волшебные башмачки».
От Кота в сапогах: «Буду отдавать тебе всех мышей, дохлых тоже».
От еще одного Волка: «Если ты исправишься, я тебе покажу все мультфильмы о Зайце».
От Пяточка: «Я бы согласился, чтобы все твои беды летели на меня».
Рисунки с ответами детей были выставлены для общественного обозрения.
Для следующего занятия надо было ответить на вопросы: «Когда человек провинился, что он ожидает?»- «Наказания».-«Правильно! Но всегда ли провинившегося нужно перевоспитывать наказанием. А если…? Примите неожиданное решение!»