Рабочая программа внеурочной деятельности (Духовно-нравственное направление) курса «Учимся общаться» для 5-х классов разработана на основе требований к результатам освоения ФГОС ООО, с учетом Основой образовательной программы ООО МОУ «Средняя школа №5». Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
На изучение курса в 5 классе отводится – 34 ч. (1 час в неделю)
Программа курса внеурочной деятельности «Учимся общаться» направлена на формирование и развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. В ходе выполнения программы используется проблемно - ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Учебный курс «Учимся общаться» расширяет содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию, конкретизирует основные его направления, способствует формированию наиболее значимых ценностей русского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
.
В результате изучения программы «Учимся общаться» на ступени среднего общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
как ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
как ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
как оформлять свои мысли в устной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
как конструктивно разрешать конфликты;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
организовать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками ;
планировать общие способы работы;
вести диалог с товарищами на основе равноправных отношений и взаимного уважения ;
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы»;
критично относиться к своему мнению;
анализировать простые практические ситуации, которые связаны с межличностными взаимодействиями.
№ | Содержание предмета | К-во часов | Основные виды учебной деятельности | Форма организации занятий |
| Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой программы. Формы и методы самостоятельной, в том числе исследовательской работы. Современные источники информации | 1 | Знать цели, задачи и структуры программы «Учимся общаться», формы и методы самостоятельной работы | фронтальная работа – диалог, полилог; |
«Знакомство» |
| Что такое этикет. Знакомство.Этикетные выражения при знакомстве.Основные правила знакомства. Знакомство со сверстниками и взрослыми. | 3 | Знать этикетные выражения при знакомстве: этикетная лексика, терминология 1-й степени родства, лексика, связанная с дружбой и соседством, этикетные обращения к незнакомым людям разного пола и возраста. Элементарные диалоги | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; коммуникативный тренинг «Хочу общаться» работа по цепочке инсценировка |
«Правила общения в гостях» |
| Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем. Правила приветствия и прощания. Поведение за столом. Сервировка стола. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Вежливая просьба, вежливый отказ. | 6 | Рассказывать о семейных традициях встречи гостей и проведениясемейных праздников. Характеризовать свою роль и обязанности в семье. Выказывать уважение к семье, роду, родственникам. | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость» сюжетно-ролевая игра «В гости» работа по цепочке инсценировка |
«Традиционная и современная культура. Общение с прекрасным.» |
| Гончарное ремесло, его происхождение и основы. Посуда. Украшения. Игрушки. Музыка в жизни людей. Инструменты славянского оркестра. . Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. Фольклорные ансамбли в моем регионе. Фольклорные конкурсы и фестивали. Стихи, песни, легенды и предания о Крыме, о моем регионе, о моей школе. Обряды приобщения к религии и имянаречения у этносов Крыма. Что значит мое имя. Имена моих друзей. «Азбука родства». Понятия «род», «фамилия», «семья», «родные», «двоюродные». Иерархия семейных связей: 1-я и 2-я степень родства. Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры народов Крыма. Игры моего двора, моей улицы, моих друзей | 7 | Знать и уметь различать гончарные изделия различных видов. Уметь изготавливать простейшие лепные изделия вместе со своими одноклассниками. Демонстрировать навыки работы в малых группах и успешно взаимодействовать Знать 5-6 названий музыкальных инструментов народов Крыма и уметь их описать. Иметь представление о современных ансамблях и оркестрах народной музыки в Крыму Знать стихи, песни, легенды, предания разных этносов, населяющих полуостров, о Крыме и о своем регионе. Знать толкование своего имени и имен своих друзей. Иметь представление о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии у этносов Крыма Характеризовать иерархию семейных связей. Называть на родном языке термины 1-й и 2-й степени родства Уметь вырабатывать правила игры. Знать 3-4 подвижные игры народов Крыма | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; нетрадиционная форма урока: подвижные игры работа по цепочке инсценировка |
«Язык соседа. Культура общения .» |
| Родной язык. Языки моих друзей и соседей. Роль родного языка и языка общения Поведение в общественных местах. Правила общения в моей жизни. Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма «Словарик дружбы | 5 | Знать, что такое родной язык и язык общения. Бережно и уважительно относиться к языкам своих соседей. Иметь представление о том, что изучает ономастика, называть старинные и современные имена жителей Крыма Знать не менее 20 слов и выражений на 2-3 языках, уметь их использовать в общении со взрослыми и сверстниками | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; нетрадиционная форма урока: проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого» работа по цепочке инсценировка тренинги «Культура общенияв разных ситуациях» |
«Аксиология» |
| Что такое ценности? Семейные ценности Взаимоотношения в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношения с близкими и дальними родственниками Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах. Отношение к старшим. Отношение к младшим. Отношение к сверстникам | 4 | Иметь представление о том, что такое семейные ценности. Уметь приводить примеры ценностей собственной семьи Уметь характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений. Обосновывать важность взаимоуважения и взаимопонимания в семье Приводить примеры позитивного и негативного отношения к старшим, младшим, сверстникам, к представителям противоположного пола и уметь их характеризовать и оценивать. Понимать важность уважительного отношения к опыту старших, заботливого и ответственного отношения к младшим, дружественного отношения к сверстникам. Уметь выделять и характеризовать ценности своих сверстников | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; нетрадиционная форма урока: урок-игра работа по цепочке инсценировка |
«Конфликтология» |
| Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа. Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации Что такое конфликт? Его позитивные и негативные стороны и возможность его разрешения ненасильственным путем. Какие бывают конфликты. Как распознавать конфликты и предупреждать их. Развитие навыков группового взаимодействия. Развитие навыков самопрезентации. Речевые игры по практике эффективного общения | 5 | Уметь презентовать свой народ и себя как представителя своего народа. Владеть навыками группового взаимодействия. Понимать ответственность каждого за конфликтные ситуации Иметь представление о том, что такое конфликт, приводить примеры конфликтной ситуации, ее позитивные и негативные стороны. Уметь распознавать возникновение конфликтной ситуации. Знать о возможности предупреждения конфликта или разрешения его ненасильственным путем Уметь презентовать себя свой класс, свою школу, свою семью. Уметь организовать обсуждение проблемы, игру, общее дело. | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; нетрадиционная форма урока: урок-игра работа по цепочке инсценировка тренинги |
Поисково-исследовательская работа |
| Методика (алгоритм) проведения исследовательской работы по созданию истории своей семьи, составления и презентации своей родословной и сбору материалов по терминологии родства 1-2-й степени | 3 | Сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)», «Я и мои родственники», «История моей семьи в истории моего города (села)» и др. Уметь рассказать о своей семье, сделать рисунок «Семейное древо». Уметь презентовать термины родства 1-2-й степени на своем языке и языке соседа | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; нетрадиционная форма урока: урок-игра работа по цепочке |