kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности (Духовно-нравственное направление) курса «Учимся общаться» для 5-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «Учимся общаться» направлена на формирование и развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. В ходе выполнения программы используется проблемно - ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности (Духовно-нравственное направление) курса «Учимся общаться» для 5-х классов»

Рабочая программа внеурочной деятельности (Духовно-нравственное направление) курса «Учимся общаться» для 5-х классов разработана на основе требований к результатам освоения ФГОС ООО, с учетом Основой образовательной программы ООО МОУ «Средняя школа №5». Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

На изучение курса в 5 классе отводится – 34 ч. (1 час в неделю)

Программа курса внеурочной деятельности «Учимся общаться» направлена на формирование и развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. В ходе выполнения программы используется проблемно - ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Цель и задачи курса:

  • познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения;

  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия;

  • развитие навыков общения в различных ситуациях;

  • формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной российской школы;

  • приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.

Учебный курс «Учимся общаться» расширяет содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию, конкретизирует основные его направления, способствует формированию наиболее значимых ценностей русского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

.

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения программы «Учимся общаться» на ступени среднего общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

При изучении учебного курса «Учимся общаться» учащиеся

должны знать:

  • как ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

  • как ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

  • как оформлять свои мысли в устной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;

  • речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • как конструктивно разрешать конфликты;

  • несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;

  • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

должны иметь представление:

  • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;

  • о семейных святынях;

  • о ценностях, которые объединяют все народы;

должны уметь:

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками ;

  • планировать общие способы работы;

  • вести диалог с товарищами на основе равноправных отношений и взаимного уважения ; 

  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;

  • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;

  • использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы»;

  • критично относиться к своему мнению;

  • анализировать простые практические ситуации, которые связаны с межличностными взаимодействиями.

















  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание предмета

К-во часов

Основные виды учебной деятельности

Форма организации занятий


Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой программы. Формы и методы самостоятельной, в том числе исследовательской работы. Современные источники информации

1

Знать цели, задачи и структуры программы «Учимся общаться», формы и методы самостоятельной работы

  • фронтальная работа – диалог, полилог;


«Знакомство»


Что такое этикет. Знакомство.Этикетные выражения при знакомстве.Основные правила знакомства. Знакомство со сверстниками и взрослыми.

3

Знать этикетные выражения при знакомстве: этикетная лексика, терминология 1-й степени родства, лексика, связанная с дружбой и соседством, этикетные обращения к незнакомым людям разного пола и возраста. Элементарные диалоги

  • фронтальная работа – диалог, полилог;

  • работа в статистических парах;

  • индивидуальная работа;

  • коммуникативный тренинг «Хочу общаться»

  • работа по цепочке

  • инсценировка

«Правила общения в гостях»


Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем. Правила приветствия и прощания. Поведение за столом. Сервировка стола. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Вежливая просьба, вежливый отказ.

6

Рассказывать о семейных традициях встречи гостей и проведениясемейных праздников. Характери­зовать свою роль и обязанно­сти в семье. Выказывать ува­жение к семье, роду, родст­венникам.

  • фронтальная работа – диалог, полилог;

  • работа в статистических парах;

  • индивидуальная работа;

  • Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость»

  • сюжетно-ролевая игра «В гости»

  • работа по цепочке

  • инсценировка

«Традиционная и современная культура. Общение с прекрасным.»


Гончарное ремесло, его происхождение и основы. Посуда. Украшения. Игрушки. Музыка в жизни людей. Инструменты славянского оркестра. . Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. Фольклорные ансамбли в моем регионе. Фольклорные конкурсы и фестивали. Стихи, песни, легенды и предания о Крыме, о моем регионе, о моей школе. Обряды приобщения к религии и имянаречения у этносов Крыма. Что значит мое имя. Имена моих друзей. «Азбука родства». Понятия «род», «фамилия», «семья», «родные», «двоюродные». Иерархия семейных связей: 1-я и 2-я степень родства. Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры народов Крыма. Игры моего двора, моей улицы, моих друзей

7

Знать и уметь различать гончарные изделия различных видов. Уметь изготавливать простейшие лепные изделия вместе со своими одноклассниками. Демонстрировать навыки работы в малых группах и успешно взаимодействовать

Знать 5-6 названий музыкальных инструментов народов Крыма и уметь их описать. Иметь представление о современных ансамблях и оркестрах народной музыки в Крыму

Знать стихи, песни, легенды, предания разных этносов, населяющих полуостров, о Крыме и о своем регионе. Знать толкование своего имени и имен своих друзей. Иметь представление о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии у этносов Крыма

Характеризовать иерархию семейных связей. Называть на родном языке термины 1-й и 2-й степени родства

Уметь вырабатывать правила игры. Знать 3-4 подвижные игры народов Крыма

  • фронтальная работа – диалог, полилог;

  • работа в статистических парах;

  • индивидуальная работа;

  • нетрадиционная форма урока:

  • подвижные игры

  • работа по цепочке

  • инсценировка


«Язык соседа. Культура общения .»


Родной язык. Языки моих друзей и соседей. Роль родного языка и языка общения

Поведение в общественных местах. Правила общения в моей жизни.

Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма

«Словарик дружбы

5

Знать, что такое родной язык и язык общения. Бережно и уважительно относиться к языкам своих соседей.

Иметь представление о том, что изучает ономастика, называть старинные и современные имена жителей Крыма

Знать не менее 20 слов и выражений на 2-3 языках, уметь их использовать в общении со взрослыми и сверстниками

  • фронтальная работа – диалог, полилог;

  • работа в статистических парах;

  • индивидуальная работа;

  • нетрадиционная форма урока:

  • проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого»

  • работа по цепочке

  • инсценировка

  • тренинги «Культура общенияв разных ситуациях»

«Аксиология»


Что такое ценности? Семейные ценности

Взаимоотношения в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношения с близкими и дальними родственниками

Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах. Отношение к старшим. Отношение к младшим. Отношение к сверстникам

4

Иметь представление о том, что такое семейные ценности. Уметь приводить примеры ценностей собственной семьи

Уметь характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений. Обосновывать важность взаимоуважения и взаимопонимания в семье

Приводить примеры позитивного и негативного отношения к старшим, младшим, сверстникам, к представителям противоположного пола и уметь их характеризовать и оценивать. Понимать важность уважительного отношения к опыту старших, заботливого и ответственного отношения к младшим, дружественного отношения к сверстникам. Уметь выделять и характеризовать ценности своих сверстников



  • фронтальная работа – диалог, полилог;

  • работа в статистических парах;

  • индивидуальная работа;

  • нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра

  • работа по цепочке

  • инсценировка


«Конфликтология»


Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа. Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации

Что такое конфликт? Его позитивные и негативные стороны и возможность его разрешения ненасильственным путем. Какие бывают конфликты. Как распознавать конфликты и предупреждать их. Развитие навыков группового взаимодействия. Развитие навыков самопрезентации. Речевые игры по практике эффективного общения

5

Уметь презентовать свой народ и себя как представителя своего народа. Владеть навыками группового взаимодействия. Понимать ответственность каждого за конфликтные ситуации

Иметь представление о том, что такое конфликт, приводить примеры конфликтной ситуации, ее позитивные и негативные стороны. Уметь распознавать возникновение конфликтной ситуации. Знать о возможности предупреждения конфликта или разрешения его ненасильственным путем

Уметь презентовать себя свой класс, свою школу, свою семью. Уметь организовать обсуждение проблемы, игру, общее дело.

  • фронтальная работа – диалог, полилог;

  • работа в статистических парах;

  • индивидуальная работа;

  • нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра

  • работа по цепочке

  • инсценировка

  • тренинги


Поисково-исследовательская работа


Методика (алгоритм) проведения исследовательской работы по созданию истории своей семьи, составления и презентации своей родословной и сбору материалов по терминологии родства 1-2-й степени


3

Сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)», «Я и мои родственники», «История моей семьи в истории моего города (села)» и др. Уметь рассказать о своей семье, сделать рисунок «Семейное древо». Уметь презентовать термины родства 1-2-й степени на своем языке и языке соседа


  • фронтальная работа – диалог, полилог;

  • работа в статистических парах;

  • индивидуальная работа;

  • нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра

  • работа по цепочке




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чикиева Ирина Галилеевна

Дата: 30.01.2020

Номер свидетельства: 537908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства