«Жизненные ценности»
внеклассное мероприятие
Линдегрин Ирина Сергеевна,
педагог-организатор Отделения
профилактики правонарушений
среди несовершеннолетних
МКОУ «Школа-интернат 2» г. Киселевска
Цель – определение жизненных ценностей учащихся.
Задачи:
- познакомить с понятиями «жизненные ценности», «материальные» и «нематериальные» блага;
- выявить жизненные ценности учащихся;
- проследить, как ценности человека влияют на его жизнь и на общество в целом.
Целевая аудитория: 7-8 классы
Ход занятия
I. Вводное слово. Сообщение темы.
- Здравствуйте, ребята.
- Прочитайте вопрос, записанный на доске «Что для тебя является главным в жизни?» И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получатся разные ответы. Отвечая на этот вопрос, я бы ответила – свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил – семья и здоровье. У каждого из вас будет свой ответ на этот вопрос.
- Ценности, которые являются для вас главными в жизни, называются «Жизненными ценностями». Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Если ты точно знаешь, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорог, каждый день твоей жизни, который должен быть наполнен смыслом. Как вы уже поняли тема нашего занятия «Жизненные ценности». Тема не простая и сегодня мы попробуем в ней разобраться.
II. Основная часть.
- Чтобы Вам было легче ответить на главный вопрос нашего занятия, предлагаю выполнить следующее упражнение. (На столе у каждого ребенка лежит листок с заголовком «Жизненные ценности» и ручка. Упражнение проводится по принципу мозгового штурма.)
- Вам нужно внимательно прочитать заголовок и ниже записать все ассоциации, которые у вас возникли. Ваша задача – написать как можно больше ответов на вопрос «Что для вас является жизненными ценностями?» (На работу дается 3-4 минуты, затем все вместе обсуждаем варианты ответов и делаем обобщение.)
- У каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
- А в чем состоит ценность жизни, из чего она складывается? (здоровье, родители, хорошая учеба и т.д.)
- А что надо делать, чтобы жизнь была счастливой?
Давайте послушаем небольшую притчу
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках.»
- Ребята, как вы понимаете ответ Мастера? (Ответы детей, педагог подводит детей к выводу, что их жизнь в их руках.)
- В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Послушайте стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление (несколько учеников выразительно читают стихотворение):
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
- Выберите те строчки из стихотворения, которые подходят вам больше остальных. Почему?
- Самое важное в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
- Если вам тяжело или у вас трудное и безвыходное положение, то вы можете позвонить по бесплатному, круглосуточному Всероссийскому телефону доверия 8-800-2000-122.
- Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные ценности.
(Дети зачитывают свои цели по желанию, затем все помещается в сосуд и остается на хранение в школе.)
- Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет. Взять данный сосуд из архива, прочитать, то, что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать. Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного будучи школьниками?
- Прекрасные слова сказал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь»
«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
III. Подведение итога.
- Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. А сегодняшний урок, может, стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь».
- Рецепт счастья: возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
- А сейчас я хочу сказать спасибо всем присутствующим за внимание, активное участие. Мне было очень приятно с вами общаться!