Просмотр содержимого документа
«Торпедный катер "Комсомолец"»
Торпедный катер «Комсомолец»
Победные атаки «Комсомольцев»
Весна на Балтике - время неспокойное. То заштормит, то вдруг ляжет туман, да такой густой, что и в двух шагах ничего не увидишь. Но морякам-балтийцам непогода только на руку: она и с воздуха от фашистов прикроет, и от постов береговой обороны спрячет.
Той ночью над морем тоже стоял туман, и пятибалльный ветер, задувавший с норд-веста, разводил крупную зыбь. Катера шли на самом малом ходу. Это маскировало, но требовало от экипажей железной выдержки и самообладания. К косе Хель удалось подойти незамеченными, и вскоре по внезапно умерившейся волне стало ясно, что катера находятся в акватории порта.
Когда туман чуть рассеялся, вражеские корабли оказались неожиданно близко. Их было три - на якорной стоянке у Порта Хель стояли эсминец (как потом было установлено - Z-34), переоборудованный из рыболовецкого судна сторожевик, а силуэт третьего едва угадывался во мгле. Теперь оставалось только ждать, пока дистанция до них не сократится буквально до «пистолетной» - тогда промах будет исключен наверняка.
Не увеличивая скорости, торпедоносцы приближались к врагу. Наконец долгожданная команда: «Атака!» И в ту же минуту с ТК-131, которым командовал лейтенант Н. Короткевич, последовал двухторпедный залп. Катер повернул на юг, а за его кормой стала вспухать густая облачная пелена, - завершив атаку, экипаж начал постановку дымовой завесы.
Несколько томительных секунд - и позади катера раздается оглушительный взрыв: торпеды попали в цель. Следом за ним с небольшим запозданием грохочет второй - это разряжает аппараты ТК-133 капитан-лейтенанта В. Солодовникова.
И сразу же моторам - форсаж! Прикрываясь завесами, участники дерзкого налета, устремились к выходу из бухты, оставив в ней серьезно поврежденный эсминец Z-34 и тонущий сторожевик.
Этот скоротечный бой с фашистскими кораблями вели новые советские торпедные катера типа «Комсомолец». Они вступили в строй в августе 1944 года, когда война все дальше откатывалась на запад. Строились они на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер».
Это были реданные катера совершенно новой конструкции, существенно отличавшиеся от своих собратьев типов Г-5 и Д-3 и превосходившие их по целому ряду боевых качеств. В отличие от старых, деревянных, новые имели дюралюминиевый корпус длиной 18,7 и шириной 3,4 м, разделенный на пять отсеков водонепроницаемыми переборками при шпации, равной 20-25 см; стандартное водоизмещение 20,5 т и полное 23 т. По всей длине корпуса проходила полая кильбалка, игравшая роль киля. Два авиационных двигателя типа «паккард» мощностью по 1200 л. с. обеспечивали катеру скорость хода до 48 узлов. Моторы располагались в корпусе один за другим так, что длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10. Для уменьшения качки на подводной части корпуса были предусмотрены бортовые кили. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла.
В вооружение входили две пулеметные установки - «спарки» крупнокалиберных ДШК (на катерах XIII серии более поздней постройки их заменили на спаренные 20-мм автоматы ШВАК), шесть больших глубинных бомб и два торпедных аппарата калибра 450 мм. Торпеды образца 1938 года имели массу 950 кг и несли по 200 кг взрывчатого вещества. Дымовая аппаратура - баллон емкостью 40 л, рассчитанный на давление 200 атмосфер. Боевая автономность составляла 36 часов. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на «Комсомольцах» была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.
Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров.
Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка «Комсомольцев», вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.
...Ночью 21 апреля поиск кораблей противника в районе косы Хель был продолжен отрядом катеров, которым командовал капитан-лейтенант П. Ефименко. Но напрасно утюжили море торпедоносцы - обнаружить противника не удалось. И тогда П. Ефименко принял решение идти в глубину Данцигской бухты - к устью Вислы. Задача в тот период перед катерниками ставилась одна: находить и топить корабли врага, продолжавшие интенсивно перебрасывать войска по морю.
Наконец удача: обнаружены три БДБ - быстроходные десантные баржи с сильным артиллерийским вооружением.
В небольшом отдалении за ними следовали пять сторожевых катеров. Атаковать? А вдруг это авангард большого конвоя? Пожалуй, имеет смысл уклониться от боя... Потекли томительные часы ожидания. Но интуиция и расчет капитан-лейтенанта оказались верными. Лишь только предрассветные сумерки рассеяли ночную тьму, из дымки показался караван. Он состоял из предельно перегруженного транспорта, шедшего в охранении миноносцев, сторожевиков и торпедных катеров. Замыкали походный ордер две БДБ.
Вот теперь можно было и выпускать торпеды! Распределив цели, командир отряда отдал приказ.
Первым ринулся вперед ТК-135 старшего лейтенанта А. Аксенова. Сработали оба торпедных аппарата, и через несколько минут сокрушительный сдвоенным взрыв буквально разломил транспорт пополам: охваченное огнем судно на глазах у моряков затонуло. Дальше действия Аксенова были почти автоматическими - разворот, постановка дымовой завесы и уход на форсаже... Однако на этот раз катерникам не повезло: при выходе из боя в моторный отсек угодил снаряд. Двигатели тут же заглохли, и «сто тридцать пятый» беспомощно закачался на волнах...
Шли бесконечные минуты. В тесноте, бензиновом угаре моторного отсека двигателисты «латали» порванные осколками магистрали. Время от времени сюда, в отсек, доносились скупые пулеметные очереди, да нетерпеливые вопросы командира. Наконец в рубку доложили: «Повреждение устранено, можем идти на одном моторе».
А тут и помощь подоспела, ТК-131 лейтенанта Н. Короткевича, прикрыв дымовой завесой «Комсомолец» А. Аксенова, взял аварийный катер на буксир. Однако быстроходная десантная баржа фашистов, открыв артиллерийский огонь, преградила торпедоносцам путь. И сейчас же в ответ заговорили наши пулеметные установки: БДБ загорелась, затем последовал взрыв, и через несколько минут на поверхности воды остались лишь обломки баржи. Путь к родной базе был свободен.
...Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой «Комсомольцы».
Корпус модели катера «Комсомолец» проще всего выполнить из целого бруска мягкого дерева (липа, осина или тополь) без трещин и сквозных сучков. Проведя линию диаметральной плоскости ДП), брусок разбивают на шпации и вычерчивают контур палубы. После обработки рубанком по контуру палубы вычерчивается форштевень и из фанеры вырезается транец. Его смазывают клеем и прибивают гвоздями к кормовой части.
Выдалбливая корпус, сверлят ряд отверстий в палубе. Затем с помощью стамесок выбирают древесину, оставляя толщину бортов 5 - 7мм. После нанесения линий расположения шпангоутов корпусу модели по шаблонам придается требуемая форма.
Надстройки собирают из фанеры толщиной 1 мм, оргстекла, жести или латуни.
Самый простой движитель модели - резиномотор. Лучше использовать крупный резиновый жгут с редуктором или два последовательно соединенных резиномотора, включенных через шестеренчатый редуктор с передаточным числом 1:1.
На более крупной модели катера (изготовленной, например, в масштабе 1:25) лучше установить электродвигатель типа МУ-25, МУ-30, МУ-50. Так как эти двигатели являются высокооборотными, необходим редуктор с шестернями, модуль зацепления которых 0,6; 0,7; 08.
Электродвигатель монтируют на деревянных основаниях («подушках») или привертывают к усиленной переборке корпуса. Можно прикрепить его и непосредственно к редуктору.
Для гребных валов подойдет прутковая сталь 0 2-4 мм, велосипедные и мотоциклетные спицы.
Гребные валы вставляют в дейдвудные трубы, в конце которых впрессованы латунные, бронзовые или фторопластовые втулки (или подшипник) с внутренним диаметром, соответствующим диаметру гребного вала. Для набивки дейдвуда тавотом припаивается короткая трубка (длиной 30-40 мм) с винтом для поджатия тавота по мере его расходования.
Простейшее соединение двигателя с гребным валом - пружиной или резиновой трубкой. Но более надежное звено между двигателем и редуктором, а также между редуктором и гребным валом - шарнир Кардана.
Окраска: подводная часть корпуса - зеленая, бортовой номер - белый, битенг, кнехты, пулеметы - черные. Надводная часть корпуса окрашивалась на Тихоокеанском и на Краснознаменном Балтийском флоте - в шаровый цвет, на Черном море - в светло-шаровый с голубым оттенком, на Севере - темно-шаровый с оттенком зеленого цвета. Ватерлиния - белая.
Заключительная операция - полировка. Для этого наиболее подходит полировочная паста для легковых автомобилей или паста ГОИ. Ее накладывают на мягкую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями доводят поверхность до блеска. Затем ее протирают полировочной водой, керосином или жидким маслом.