kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта внеурочного занятия на тему: "Методика проведения самостоятельных исследований, коллективная игра исследование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта для 2 класса на тему "Коллективная игра исследование"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия на тему: "Методика проведения самостоятельных исследований, коллективная игра исследование.»

Практическое задание. Выразительное чтение и анализ рассказа «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок» Б.В.Шергина ( 3 кл., ч.2)

1 История создания Автор рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен,  рассказов  на  темы  русских  пословиц.  Его  рассказы  словно  пересыпаны пословицами и поговорками.

2 Смысл создания –дать понятие о том, что сидя на месте дела порученные нам сами не сделаются, не обходимо приложить усилие и получим результат

3 Тема – ответственное отношение к своему делу.

4 Сюжет- Художнику Мите была дана работа, которой он очень загордился и не делал её долгое время, затем он боялся не успеть в срок.

5 Главные персонажи: Художник Митя- мастер свое дела, мечтательный, ответственный

6 Второстепенные персонажи:

Ваня-благодаря ему узнаём, что бабушка беседовала с Митей

Бабушка- Наставляла Митю

Мастер-тот человек, который у видел в Мите мастера своего дела, и подподрил в трудную минуту.

8 Личное восприятие- Произведение носит поучительный характер, учит ответственности.



Практическое задание. Выразительное чтение и анализ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» ( 2 кл., 1 ч.)

1 история создания -

2Смысл создания – Показать последствия поспешности в действиях, доброжелательность окружающих

3Тема идея – взаимопомощь

4 композиция: зачин Жили-были петушок и курочка, завязка-подавился Петушок зёрнышком, развитие действий-Курочка побежала за помощью за маслецем, кульминация -??

Развязка – Петушок пришёл в себя


5 Главные герои петушок и курочка, петух – не любил чего ждать, очень торопился, курочка- доброжелательная, заботливая.

6 второстепенные герои хозяйка, корова, хозяин, кузнец, помогали петуху

7 Личное восприятие – Сказка носит нравоучительный характер, учит доброжелательному отношению друг к другу, взаимопомощи.



«Капалуха» В.Астафьева ( 3 кл., 2 ч.)

1 История создания Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой.

2Смыс создания – Дать понятия что нужно быть человечным по отношению к окружающим, показать насколько отважные, не боясь самопожертвовать сомой, являются матеря.

3 тема- человечности, отваги

4 Сюжет мальчики наткнулись на гнездо глухаря и хотели забрать яйца, но учитель показал на сколько тяжело будет капалухе, которая так бережно их высиживала.

5 Главные герои каплуха отважная, не боится пожертвовать собой.

6 Второстепенные герои – Учитель- учитель открыл глаза мальчикам на их без думный поступок который они хотели сделать , мальчики

7 Природа- описание природы на столько ярко, что читая можно полностью погрузится в ту атмосферу.

8 Собственное мнение данный рассказ имеет нравоучительный смысл и многому нас может научить.


2.Практическое задание. Выразительное чтение и анализ рассказа «Выскочка» М.М.Пришвина ( 4 кл., ч.2)


1. (истории создания нет!)

2. Выскочка», потому что в ней рассказывается о сороке-выскочке, которая поступала так, как ей хочется.

3. Желание выделиться.

4. Сорока-выскочка решил в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатилась за чрезмерную самоуверенность.

5. Главные героини рассказа Михаила Пришвина «Выскочка» — собака по кличке Вьюшка и глупая сорока. Вьюшка была дисциплинированной, справедливой,хитрой. Сорока- глупая, несмышленая, самоуверенная.

6. Второстепенные герои : сороки – они пытались отобрать всю пищу у собаки, но из-за Выскочки у них это не пулучилось.

7. Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала.

В рассказе мне понравилась собака Вьюшка, которая перехитрила нахальную сороку и оставила воровку без хвоста.



2. Практическое задание. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева ( 3 кл., ч.1)

1.него есть двойная дата создания. Это было связано с тем, что поэт написал его в 1828 году, находясь в Германии. Оно было опубликовано в журнале "Галатея". Поэт снова обратился к своему творению лишь в 1854 году. Он немного изменил его, и теперь это произведение все знают в его окончательной вариации.

2. Гроза- потому, что в этом стихотворении описывается это природное явление.

3. Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души. Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.

Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.

4. Это стихотворение: дождливое, умиротворенное.

5. Композиция

«Гроза» - это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз.

Система образов

Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её чертами.

6. (Героев нет)

7. Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;

Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;

Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.

Звукопись:

1)у – гр- у –а—а

2)е – е – р – гр

3) р – е – гр – а

4) гр – о – е – б – г - б – о

8. Запятые связывают сложное предложение, для того чтобы передать то, что видел он .

2.Практическое задание. Выразительное чтение и анализ басни «Лебедь, Рак и Щука» И.А.Крылова( 2 кл. ч.1)

1.Басня «Лебедь, Рак и Щука» была написана не позднее мая 1814 года. Впервые она была напечатана в издании «Новые басни Крылова» в 1816 году.

2.«Лебедь, Рак и Щук»- потому что повествуется о трех героях: лебеде, раке и щуке, которые совместными усилиями пытались сдвинуть воз с места.

3.Основная тема басни является то что Лебедь, Рак и Щука не могли договориться. Эту мораль и передает нам Крылов, что нет смысла в деле, где нет согласия товарищей, все это по его мнению обернется в "Муху".

4.Главные герои- Лебедь, Рак и Щука

5.Тропы: Крылатое выражение («Да только воз и ныне там».)

6.Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» автор указал в самом ее начале, написав о том, что если между лицами, выполняющими общее дело, нет согласия, то и дело продвигаться не будет. Под согласием в данном случае понимается общность интересов и устремлений.

7.Наверняка каждый из нас сам хоть раз в жизни сталкивался с такой проблемой. Крылов талантливый писатель которому удалось в своем творчестве соединить взрослую и детскую мысль, тем самым он увеличил количество своих преданный читателей.



2. Практическое задание. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Золотая осень» Б.Л.Пастернака (4 кл. ч.2)

1. Стихотворение было написано в 1956 году, Пастернак в то время уже был пожилым человеком. В момент написания произведения писателю было 66 лет и возможно это стихотворение описывает опыт самого писателя. Писатель хоть и не считал себя лириком, но его произведения очень душевные

2. «Золотая осень»- потому что в стихотворении очень ярко описывается приход осени. Писатель раскрывает всю красоту этого времени.

3. Основной темой стихотворения является осень. Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем.

4. Лирический герой - пожилой человек, немало переживший, поэтому у него много сокровищ: старые книги, одежда, ружья, наверно, это его жизненный опыт.

5. Тропы: эпитеты(золотой обруч, вишневый клей, сказочный чертог, в позолоте небывалой, погребенная земля) сравнение(В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах; Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья; Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин;) метафора (липы обруч, зари вишневый клей)

6. Звукопись: 1-я строфа: повтор –ра,- ро .Ра- радость , тем самым передается нам настроение поэта.(Ассонанс) созвучие и обилие гласных звуков придает стихотворению напевность, нежность.

6-я строфа: чередование глухих шипящих согласных [ш] и [с] помогает услышать шорох, шелест и хруст сухого листа.

8 -я строфа повторение «л-с-р» создает особую звуковую и интонационную выразительность.

В 5-6-7 строфы. Б.Л.Пастернак задает вопрос читателю. Заставляя его задуматься, быть внимательным, провести исследование, поискать ответ в природе.

















Анализ стихотворения «Черёмуха» С.А.Есенин (3 кл., 2 ч.)

1. История создания:……..

2. Стихотворение названо «Черёмуха» потому что говориться о цветении черёмухи, а также обо всем происходящем вокруг неё.

3. Тема стихотворения - описание черёмухи. Идея - показать цвета, звуки, запахи, движения и ощущения, которые может испытать человек, увидев весной распускающуюся черёмуху.

4. Весна является любимым временем года Есенина, так как он можно наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха».

5. Читая стихотворение, у читателя возникают образы, описанные в стихотворении: цветение душистой черёмухи, сияние пряной зелени, бег маленького ручейка.

6. Герои отсутствуют

7. Черемуха душистая - эпитет, создается образ аромата, исходящего от цветов черёмухи; ветки золотистые – эпитет; что кудри завила- сравнение, олицетворения - что кудри завила (свойственно человеку). Медвяная роса - эпитет, сползает по траве, а значит природа находится в спокойствие и прекрасна в своей естественной медлительности. Даже ручей – ожил, путем использования метафоры - бежит, поет песни.

8. Данное стихотворение учит замечать прекрасные стороны окружающей нас природы.



Анализ рассказа «Музыкант» В.В.Бианки ( 2 кл., 1 ч.)

1. История создания…

2. Данный рассказ назван «Музыкант» потому что речь идет о охотнике, который любил играть на скрипке и который не стал убивать медведя, который внимательно слушал звучание щепки разбитого дерева.

3. Тема – единство человека и природы. Главная идея сказки – человеческая доброта, сердечность главного героя.

4. Сюжет: старый медвежатник что-то наигрывал на скрипке, сидя на завалинке. Не очень-то у него выходило, но старик и тем был доволен. Проходивший мимо колхозник сказал ему, что в лесу видел медведя. Старый медвежатник, взяв ружьё отправился на его поиски. Долго бродил старик по тихому лесу, но только интересный звук привлёк его внимание. Понравился звук старику, и пошёл он посмотреть, кто же такую музыку творит. На опушке он увидел медведя, который лапой оттягивал щепку разбитого грозой дерева. Медведь слушал этот звук, наклонившись к щепке, и старик слушал и думал: хорошо поёт щепка… Вечером, проходя мимо избы медвежатника, колхозник спросил у него убил ли тот медведя, на что старик ответил: «…он такой же музыкант, как и я…»

5. Главными героями являются: Медвежатник, который любил играть на скрипке, а так же хозяин леса – медведь, который показан нам любопытным и увлеченным от музыки, исходящей от дрожащей щепки. Благодаря этому медведю, можно сказать что медвежатник является добрым и сердечным человеком, проявляющим уважение к животному с таким же увлечением, как и у него.

6. Второстепенным персонажем является колхозник, который подсказал медвежатнику взять ружье и отправиться на охоту.

7. Природа в данном рассказе показана спокойной и тихой, даже птицы не пели. Это сыграло не малую роль, ведь если бы природа была шумной, то старый охотник мог бы и не услышать звуки, похожие на струнные, доносившиеся с опушки леса.

8. Данный рассказ показывает человека, который проявляет уважение к животному с таким же качеством, как и он сам. Тем самым рассказ дает мысли о том, как стоит относиться к окружающим, чем – то схожим на тебя самого.





Билет 11 Федор Иванович Тютчев (1803— 1873) сложился как поэт в конце 20—начале 30-х годов. В 1854 году появился первый сборник стихов Тютчева. Такие шедевры из этого сборника, как «Я встретил вас...», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер», «Тихо в озере струится...», «Как хорошо ты, о море ночное...» и др., вошли в золотой фонд русской лирики, в том числе и в круг детского чтения.

Творчество Тютчева наполнено глубоким философским содержанием. Его возвышенные лирические раздумья всегда тесно связаны с реальной жизнью, выражают ее общий пафос, главные ее коллизии. Человек видится поэту не только во всей широте дарований и стремлений, но и в трагической невозможности их осуществления.

Главное в лирике Тютчева — страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело...» конфликт не развернулся, гроза ушла и вновь засияло солнце; в природе наступило успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь:

Солние раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля –

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится...».



Чувство слитности с природой характерно и для такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет (1820— 1892).. Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пейзажную его лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею.

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало...

Когда Фет писал это стихотворение, ему было всего 23 года; молодая, горячая сила жизни, столь созвучная весеннему пробуждению природы, нашла свое выражение и в лексике стихотворения, и в его ритмике. Читателю передается владеющее поэтом ликование оттого, «что лес проснулся, / Весь проснулся, веткой каждой...».

Вполне правомерно, что стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники: именно малышам свойственно чувство радостного постижения мира. А в таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка из окошка...», присутствуют и сами дети — со своими заботами, своим восприятием окружающего:

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело.

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз...

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!






Радостен мир природы и в стихах Аполлона Николаевича Майкова (1821 — 1897). Гармоничность, светлое мироощущение свойственны были эллинистической поэзии. Близость к ней поэт ощущал настолько сильно, что и на русскую природу смотрел, по выражению Белинского, «глазами грека». Майков много путешествовал, и впечатления от заграничных странствий находили от-ражение в его творчестве.

В детское чтение вошли те стихи Майкова, которые, по выражению Белинского, отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы». Вот маленькое стихотворение Майкова «Летний дождь» (1856):

«Золото, золото падает с неба!» —

Идиллический взгляд на мир проявляется и в другом его хрестоматийном стихотворении — «Сенокос» (1856):

Пахнет сеном над лугами...

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля.

Все это — повседневная жизнь крестьянская, как бы говорит поэт; она протекает среди гармоничной природы и основана на истинных ценностях и радостях — на труде и награде за этот труд: богатом урожае, заслуженном отдыхе после его сбора, когда амбары наполнены «золотистым зерном».


Алексей Николаевич Плещеев (1825—1893), поэт некрасовской школы, исповедовал нераздельное слияние жизни и поэзии. Участие в революционном движении, в кружке Петрашевского, арест и ссылка в Сибирь — все это определило основные мотивы его творчества. Стихи пронизаны трагическим восприятием несправедливости, гневом на косность среды, отчаянием от несбывшихся надежд. В 60-х годах Плещеев настойчиво работает над новой, общедоступной и действенной формой. Для этого он обращается к народной лексике, использует публицистический и даже газетный язык.

Поиски новых путей привели его к литературе для детей. Дети были для поэта будущими строителями «русской жизни», и он всей душой стремился научить их «любить добро, родину, помнить свой долг пред народом». Создание детских стихов расширило тематический диапазон поэта, ввело в его творчество конкретность и свободную разговорную интонацию. Все это характерно для таких его стихотворений, как «Скучная картина!..», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Бабушка и внучек».

В 1861 году Плещеев выпускает сборник «Детская книга», а в 1878 году объединяет свои произведения для детей в сборник «Подснежник». Владевшее поэтом стремление к жизненности и про-стоте находит в этих книгах полное воплощение. Большинство стихотворений сюжетны, содержание многих составляют беседы стариков с детьми:

Плещееву в высшей степени присуще умение отразить в своих стихах детскую психологию, передать отношение ребенка к окружающей действительности. Поэт для этого выбрал немногосложную

строку, часто состоящую только из существительного и глагола:

Травка зеленеет.

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

В стихах поэта, как и в фольклорных произведениях, много уменьшительных суффиксов, повторов. Часто встречается у него прямая речь, в которой звучат детские интонации.

В 60—70-х годах Плещеев создал ряд замечательных пейзажных стихотворений: «Скучная картина!..», «Летние песни», «Родное», «Весенней ночью» и др. Некоторые из них на многие годы вошли в детские сборники и хрестоматии. Однако в принципе поэт — вслед за Некрасовым — стремился к слиянию пейзажной лирики с гражданской. Говоря о природе, он обычно приходил к рассказу о тех, «чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе». Так, в стихотворении «Скучная картина!..» обращение к ранней осени, чей «унылый вид / Горе да невзгоды / Бедному сулит», сменяется грустной картиной человеческой жизни:

Видит, как от стужи



Иван Саввич Никитин (1824— 1861) также пополнил круг детского чтения своими стихами. В творчестве этого поэта явственно проступают традиции А.В.Кольцова. Никитин в первую очередь обращался к жизни народа, черпал в ней темы и образы, считал ее основным источником поэзии. Стихи его нередко звучат с былинным размахом, торжественно и плавно:

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася.

Ориентация на народно-песенное начало и перекличка со стихами Некрасова особенно ощутима в таких его стихах 50-х годов, как «Ехал из ярмарки ухарь-купец...», «Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась...», «Отвяжись, тоска...».

Широкая песенная стихия соединяется в поэзии Никитина с мыслями о судьбах народа, о его природном оптимизме и жизнестойкости. Пейзажная лирика поэта также служит для выражения этих чувств и мыслей. В сборниках для детей, в которые включались стихи Никитина, использовались чаще всего отрывки, например, из стихотворений «Медленно движется время...», «Встреча зимы», «Полюбуйся, весна наступает...»:

Медленно движется время, —

Веруй, надейся и жди...

Зрей, наше юное племя!

Путь твой широк впереди.

Такой подход составителей детских сборников к стихам Никитина (да и других поэтов) сохранился до наших дней. Едва ли можно назвать его плодотворным. Целесообразнее, наверное, на-деяться, что все стихотворение будет осмыслено детьми не сразу, но зато сохранится в памяти в полном его виде.

К некрасовскому кружку примыкал и поэт Иван Захарович Суриков (1841 — 1880). Его творчество, как и творчество всех поэтов, близких к Некрасову, способствовало созданию поэзии для детей, пробуждающей ум и сердце ребенка для реального восприятия окружающей действительности.

Его перу принадлежат знакомые всем с детства стихи, в которых зримо воссоздана искрящаяся весельем картина детских забав:

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.


Песнями стали и такие стихотворения Сурикова, как «В степи» («Как в степи глухой умирал ямщик...»), «Сиротой я росла...», «Точно море в час прибоя...» (о Степане Разине).

Поражает скупость поэтических средств, при помощи которых поэту удается добиваться столь весомых художественных результатов: краткость в описаниях, лаконизм в выражении чувств, редкие метафоры и сравнения. Вероятно, эти особенности суриков-ского стиха, сближавшие его с фольклором, делали его доступным детям, они охотно слушали и пели ставшие песнями стихотворения поэта, читали его в хрестоматиях и сборниках.





















Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — поэт, принадлежавший к иному, нежели Суриков, направлению, — романтическому, к «чистому искусству». Однако и его многие произведения стали песнями и приобрели широкую популярность. Такие его стихи, как «Колокольчики мои...», «Спускается солнце за степи», «Ой. кабы Волга-матушка да вспять побежала», вскоре после опубликования, в сущности, теряли авторство, распевались как народные произведения.

Толстого влекли к себе также проблемы отечественной истории: он автор широко известных романа «Князь Серебряный» (1863) и драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1865), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870), стихотворений и баллад на исторические темы («Курган», «Илья Муромец»). пародийно-сатирические произведения.

Стихотворения Толстого, вошедшие в круг детского чтения, посвящены природе. Он чувствовал ее красоту необычайно глубоко и проникновенно, в созвучии с настроением человека — то грустным, то мажорно-счастливым. При этом у него, как и у каждого подлинно лирического поэта, был абсолютный слух на музыку и ритм речи, и он передавал читателю свой душевный настрой настолько органично, что, казалось, тот уже как бы изначально существовал в нем. Дети, как известно, чрезвычайно чутки именно к музыкальной, ритмической стороне стихов. И такие качества А.Толстого, как талантливое умение выделить наиболее яркий признак предмета, точность в описаниях деталей, ясность лексики, прочно закрепили его имя среди поэтов, вошедших в круг детского чтения.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошенной травы

Головой качая?



Билет 10 Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности. Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей. Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие. В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон. Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания - ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» - несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям - сиротам приходится тяжело работать в чужом доме. В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях - противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг. не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими). Каждый ребенок в представлении Чехова - это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети - часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети - герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка - это особый мир, дети у него - особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений - обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте

ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность. Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни. Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться. Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве. И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого - несправедливость, у третьего - жестокость. У Чехова... существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально... и людей, одиноких среди близких... Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [10, с.87].

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ... без стука. Он не мешкает...» [8, с. 330].

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять. Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»). Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).[9, с.289]

Произведения Чехова о детях - пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен. «Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», - писал В. А. Гольцев. [10, с. 169]

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, - обыкновенные житейские истории, знакомые читателю. Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события. С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «...Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность...» [1, с.47].

Детские рассказы Чехова - одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством. Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей. И в то же время - это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

А.П. Чехов был писателем, который умел передавать особенности детской психологии и мировоззрения.

Чеховские произведения лишены учительства. Чехов не собирался учить и навязывать свое мнение. Его рассказы пронизаны состраданием к людям, в лирической, щемящей, всепрощающей чеховской жалости.

Его произведения призывают к отзывчивости, сопереживанию. Писатель надеется, что у читателя откроется «второе зрение», и он будет видеть между строк.

Чеховских героев сложно понять, еще сложнее оценить, потому что они не напоминают нам те привычные образы русской классики, которые воплощали в своем характере авторскую идею.

В чеховских рассказах нет положительных или отрицательных героев, все они «случайные» люди в «случайных» ситуациях. Свои произведения Чехов писал совершенно особым, неповторимым языком.

Дети у Чехова вызывали особый восторг. Именно поэтому о них написано так много рассказов и повестей.

Дети у Чехова - выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обязательными предрассудками.

Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением. Вслед за Чеховым в конце XIX - начале XX века эту тему развивали и углубляли в своих произведениях многие писатели.

Билет 13 Зощенко Михаил Михайлович, знаменитый русский писатель и драматург, родился в 1894 году, 29 июля (по некоторым сведениям, в 1895 году), в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвижником, а мать - актрисой. Зощенко активно начал писать после того, как был демобилизован в 1919 году. Его первые опыты представляли собой литературно-критические статьи. В "Петербургском альманахе" в 1921 году появляется первый его рассказ.

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл "Леля и Минька" пользуется наибольшей известностью. В 1939-м - 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту серию произведений. В ее состав были включены следующие рассказы: "Золотые слова", "Великие путешественники", "Находка", "Через тридцать лет", "Не надо врать", "Галоши и мороженое", "Бабушкин подарок", "Елка". Не случайно их объединил в один цикл Михаил Зощенко. Краткие содержания этих произведений позволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы главных героев. Это маленький Минька и Леля, его сестра. От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом. Он был в особенности актуален в литературе СССР 20-30-х годов. В это время вся культура отличалась тягой к стилистическим и языковым экспериментам. В этих рассказах, как отмечает С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произведений ("Не надо врать"). Однако рассказы от этого не становятся дидактичными. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит остроумная пародия. Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени. Двадцатый век - сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы. Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, кратко изложенная нами, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксютченко Яна Ивановна

Дата: 27.09.2018

Номер свидетельства: 478990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Технологическая карта внеурочного занятия на тему "Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра исследование"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_vneurochnogo_zaniatiia_na_temu_metodika_provedeniia_sam"
    ["file_id"] => string(6) "478826"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1537890070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства