kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тайны бабушкиного сундука

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Материалы методической разработки содержит адаптированный этнографический материал по ткачеству ( описание свойств сырья, технологии изготовления тканей их разновидности и древнерусск ое наименование). Данная методичка направлена на  формирование интереса к культурному наследию русского народа. Направленность  методичекой работы - этнокультурная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тайны бабушкиного сундука»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детства и юношества «Факел» г. Томска













Бабушкин сундук или тайны старого полотна


Методическая разработка занятия

в рамках авторской общеразвивающей программы

«Древо Жизни»


(Для детей 8-10 лет)












Автор:

Татуйко Ирина Николаевна,

педагог дополнительного образования












Томск 2018







Содержание:




Рецензия 3

Паспортные данные методической разработки 4

Пояснительная записка 5

Предполагаемые результаты и формы их контроля 7

Список использованной литературы 13

Приложение 14

































Рецензия











Паспортные данные методической разработки



направление конкурса


Третье направление – дополнительное образование

Ф.И.О. автора

Татуйко Ирина Николаевна

Должность автора и место работы

Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска

Программа

Авторская (И.Н. Татуйко) общеразвивающая программа «Древо Жизни», для детей 7-15лет

Уровни представления программы и результаты

2010 г. - XI Международная образовательная выставка – ярмарка «УчСиб», Малая медаль им. Мельникова;

2014г. –XIV Международная образовательная выставка – ярмарка «УчСиб», Большая медаль им. Мельникова;

2016 г. – Региональный конкурс общеобразовательных программ этнокультурной направленности, Лауреат.

Название методической разработки

«Бабушкин сундук. Или тайны старого полотна»

Тип урока

Изучение нового материала

Педагогические технологии

Здоровьесберегающая технология

Форма работы

Групповая форма (малые группы)

Методы

Метод наблюдения, метод «направляющего текста», метод анализа, метод классификации, метод самоконтроля, метод контроля

Возраст учащихся

8-10 лет

Количество учащихся на занятии

10-12 человек





















Пояснительная записка


Сегодня перед педагогической общественностью поставлена сложная задача воспитания у детей культуры межэтнического общения, при условии сохранения своеобразия и уникальности национальной культуры и этнической идентичности граждан Российской Федерации. Что нашло свое отражение в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г (утверждена приказом № 916 от 28 мая 2015г),

В настоящее время исследователями установлено, что сохранение национальной культуры осуществляется через трансляцию национальных традиций и базовых ценностей от поколения к поколению (В.А. Вакаеев, А.Н. Кохичко, С.С. Лазарян, Э.С. Маркарян, Ю.В. Филиппов и др.). Обеспечение трансляции социального опыта этноса подрастающему поколению определятся как способ этнокультурного воспитания, в том числе и формирование этнической самоидентификации детей и подростков. (И..Н. Александрова, В.И. Байгутанов, А. Н. Басова, В.А. Вакаеев, А.Н. Кохичко, Н.Н. Попова, Ю.В. Филиппов, В.Ю. Хотинец).

В реальных условиях существующего уклада школьной жизни (который влияет на организацию и содержание урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников) недостаточно сформированы представления как о способах этнокультурного образования детей, так и об условия формирования этнической самоидентификации школьников в частности в рамках дополнительного образования.

В условиях дополнительного образования существуют, широки возможности для решения данной педагогической проблемы. В нашем учреждении ведется серьезная работа по организации этнокультурного образования детей. В 2010 году МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» был присвоен статус «Центра этнокультурного образования детей». В рамках центра реализуется авторский (И.Н. Татуйко) учебно-методический комплекс по формированию положительной этнической самоидентификации школьников в условиях этнокультурной образовательной среды. Структура УМК состоит их: авторской общеобразовательной программы «Древо Жизни» для учащихся 7-16 лет; сборника методических разработок к данной программе; образовательного проекта «Народный праздник, как средство этнопедагогики»; «Рабочие тетради», для учащихся по годам обучения.

Диагностика уровней сформированности (высокий уровень, средний и низкий уровни) положительной этнической самоидентификации школьников осуществлялись на основании методики кросскультурной психологии А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой и опросника Э.В. Садретдиновой [11;12].

Вашему вниманию нами предлагается одна из методических разработок сборника (компонента УМК) – «Бабушкин сундук. Или тайны старого полотна». Тип урока – изучение нового материала. Учебный материал рассчитан для детей младшего школьного возраста (8- 10 лет). Количество учащихся в группе - 10 – 12 человек.

Нами адаптирован сложный этнографический материал к возрастным особенностям детей 8-10 лет с учетом этапов их этнизации выделенных В.Ю. Хотинец. В этом возрасте большое влияние на формирование положительной этнической самоидентификации оказывает взрослый человек, способный передавать подрастающему поколению знания о быте и веровании своего народа.

Согласно классификации этапов этнизации детей и подростков предложенный В.Ю. Хотинец, дети с 7 до 10 лет соответствуют первому (осознанному) этапу этнизации. Особенность данного этапа этнизации определяется по следующим компонентам: когнитивный, ценностно- смысловой, деятельностный (или поведенческий). Содержание когнитивного компонента выражается через слабые этнические знания, однако у них активно проявляется живой интерес к родной культуре и истории. Ценностно- смысловой компонент выражается через процесс усвоения детьми базовых национальных ценностей и этнокультурных норм поведения. Как отмечает исследователь, для детей 7-10 лет очень важно непосредственное проживание национальных ценностных отношений во взаимодействии с реальной окружающей средой. Деятельностный компонент предполагает включение ребенка в деятельность, позволяет проявлять себя в качестве субъекта этноса. Закономерно, что для первого этапа этнокультурной социализации у детей этот компонент выражен слабо, однако дети 7-10 лет стремятся соблюдать традиции и обычаи, с удовольствием принимают участие в народных праздниках [13, c. 90].

Принимая во внимание выводы ученых о содержании и критериях выражения первого этапа этнизации детей мы в качестве методологического основания методической разработки «Бабушкин сундук. Или тайны старого полотна» опирались на научно-педагогические принципы: научности и доступности, что обусловило определение цели, задач, а также выбор форм работы и методов.


Цель: формирование положительного отношения к культурному наследию своего народа

Предметные задачи занятия:

- познакомить учащихся с разновидностью и названием тканей, изготавливаемых нашими предками;

- познакомить учащихся с древнерусским названием тканей;

- раскрыть учащимся особенности технологии окрашивания тканей.

Метапредметные задачи занятия:

- сформировать навыки работы с литературой (направляющий текст);

- развивать умение анализировать и классифицировать новую информацию;

- способствовать формированию у учащихся мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности.

Личностные задачи занятия:

- воспитывать понимание важности бережного отношения к культурному наследию своего народа;

- воспитывать умение сотрудничать.

В работе мы использовали групповую форму (малые группы), педагог опирался на следующие методы: метод наблюдения, метод анализа, метод классификации, метод самоконтроля, метод контроля и метод «направляющего текста». Педагогический процесс осуществлялся на основании здоровье сберегающей технологии. Каждый этап занятия предполагает смену деятельности, между учебными блоками учащимся предлагается динамическая минутка, как средство снятия напряжения и возможность «переключения» внимания.

Для успешной реализации поставленной цели занятия автор предлагает технологическую карту урока. Данная карта помогает преподавателю осуществлять контроль каждого этапа занятия, а также контроль степени освоения нового материала обучающимися, их деятельность на каждом этапе урока. Кроме того, преподаватель осуществляет контроль своей деятельности и временные рамки блоков урока (Приложение №1).

При разработке любого занятия преподаватель должен учитывать не только эффективность тех или иных педагогических приемов, но и что получат его ученики после окончания урока, с каким «багажом» обучающиеся выдут из кабинета.



Предполагаемые результаты и формы их контроля


Предметные

результаты

Метопредметные

результаты


Личностные результаты

Формы контроля

Знание наименование сырья, для изготовления тканей

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации на основании «направляющего текста», работы с таблицами.




Положительное отношение к культурному наследию своего народа

Устный опрос, «направляющий текст», тестирование,

таблица

Знание названий тканей на древнерусском языке

Логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям и определениям.


Умение сотрудничать с сверстниками и педагогом

Тестирование, наблюдение, учебное задание

Знание названий цветовой палитры на древнерусском языке

Умение организации

своей познавательной деятельности

Тестирование, работа с таблицами, наблюдение








Структура занятия:


  1. Организационный момент – 2-3 мин.

  2. Объяснение нового материала -15 мин.

  3. Динамическая минутка -2-3 мин.

  4. Закрепление изученного материала -15мин.

  5. Подведение итогов – 9 мин.

Материалы и оборудование:

Для успешного проведения занятия, прежде всего необходимо наличие просторного и светлого кабинета, а также:

1

Ученические столы

5

2

Ученические стулья

10

3

Мультимедиа проектор

1

4

Флешь - карта

1

5

Слайд программа

1

6

Экран

1

7

Указка

1

8

Раздаточный материал (Приложения)

4


Ход урока


I часть занятия

Объяснение нового материала – (15 мин)

Здравствуйте ребята. Тема нашего занятия звучит немного интригующе «Бабушкин сундук. Или тайна старого полотна». Вспомните, наши далекие предки, еще в XIX веке, да и вначале XX века хранили свои вещи в сундуках (народный быт был прост). Наши прабабки начинали собирать свое приданное еще в раннем девичестве и складывать в сундук, который к старости дополнялся не только рушниками, сорочицами, рубахами, сарафанами, но и одеждой «на смерть». По содержимому сундука судили о трудолюбии и «рукастости» хозяйки, о её судьбе.

Наши предки очень серьезно относились к ткачеству и прядению. Они считали, что изготовление полотна – действие далеко не обыденное, а обладает большой сакральной силой. Данные представления связанны с магией нити. Славяне верили, что у каждого человека, да и бога есть своя судьба.

Узелки судьбы «вяжет» богиня Макошь как на долю (счастье), так и на недолю (несчастье). Люди верили, что у каждого человека от головы тянутся невидимые нити судьбы к небесам. Неслучайно покровительницей ткачества и прядения у славян была Макошь. Некоторые ученые считают её без преувеличения хозяйкой судеб - Великой Богиней Земли. [3;7;9;10]

Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прабабушки и, надо думать, прекрасно это осознавали. Нелёгкий повседневный труд был своего рода сявщенодействием, а вовсе не нудной обязанностью.

Для того чтобы приступить к ткачеству, нужно было подготовить сырье. Рассмотрим то сырье, из которого славянские женщины пряли нити и ткали материи. Прежде всего, можно рассматривать растительное волокно льна, конопли, крапивы, рогожи, а также шерсть мелкорогатого скота (овцы, козы). Качество, разновидность и названия тканей зачислило от качества и выбора сырья.

Из растительного волокна изготавливались ткани различной плотности. Толстая грубая посконная ткань – «волота» ткали изо льна. «Волоту» применяли для изготовления плаща. Из него могли ткать и средней плотности ткани, которые называли «узчиной» или «усциной». Эти ткани использовали для пошива рубах и скатертей. Льняные ткани тонкие, отбеленные называли «бель», «тончица», из них шили тонкие нижние рубахи.

Из конопли ткали: «замашковые», «посконные», «толстину». Плотность конопляных материй была разная. Применяли ткани тоже по-разному, «толстину» использовали как корабельные паруса, а другие для пошива верхних рубах и портов (штанов).

Интересно, что археологи считают, что самым древнейшим сырьем была обыкновенная крапива, только такие ткани до наших дней практически не сохранились. [10]

Ученые отмечают, что нить из крапивы сочетали с ниткой шерстяной, поэтому при раскопках находят «ажурные» шерстяные ткани, так как крапивная нить сгнила. Таким образом, мы плавно подходим к рассмотрению различных видов ткани из шерсти. Многие исследователи пишут в научных трудах, что шерсть животных использовали еще в праславянские времена (II тыс. до нашей эры). [1]

Шерстяные ткани тоже определялись по плотности и мягкости. Наиболее грубыми считались: «власяница» (буквально выткана из волос) и «сермяга» (очень толстая ткань). К средним по плотности и мягкости, шерстяным тканям наши предки относили следующие: «водмол», «опону», «яригу», «сукно», «орнць». Из них шили верхние рубахи и порты. Самая тонкая, нежная ткань получалась из нитей шерсти, взятой у животного с боков или задней части: «волны» - из шерсти овцы, «цатра» - из козьей шерсти. [10] Данные ткани использовали для пошива зимних теплых нательных рубах.

Особо роскошный наряд для женщины был из шёлка. Только такой костюм могла позволить далеко не каждая славянка, а только из очень обеспеченной семьи (княжна, купчиха). Объясняется это тем, что шёлк на Руси был товар привозной и стоил, поэтому очень дорого. Ученые пишут, что менее знатные горожанки могли позволить себе только какие – то детали костюма, выполненные из шелка и только однотонного (стоил чуть дешевле, чем разноцветный). [9;10]

К таким деталям костюма можно отнести: «очелье» - повязку на голову, «брамину» - воротник. Даже название разновидностей шелковых тканей имеет не русское происхождение («оксамит» - греческое происхождение слова).

Были в быту у наших предков и хлопчатобумажные ткани: «бумажник», «зендель». В Новгородских берястенных грамотах XII в.в. Упоминается о применении данных тканей, для пошива карманного портфельчика («бумажник»).

Последнее сырье, которое наши предки использовали для ткачества – рогожа. Его ученые выделяют особо. Это сырье – растение, которое растет на озерах и очень похоже на камыш. Распространена рогожа была повсеместно. Но, вот незадача, его использовали только самые бедные родичи в поселении. Как отмечают этнографы, в одежде из рогожи ходили не просто бедняки, а «лодыри», люди, которые не хотели трудиться.

Мы с вами рассмотрели наименования сырья и разновидности материй. Теперь мы должны найти ответы на следующие вопросы. Были у наших предков ткани цветные или только отбеленные? Какие технологии окрашивания знали славяне, какие природные красители ими применялись? Ученые пишут, что люди еще во III тыс. до н.э. применяли природные красители. [1]

Прежде всего, использовали охру, мягкий железняк, а также листья, цветы, коренья растений. Славяне знали свойства многих растений, из них они готовили различные растворы. Основой любого окрашивающего раствора являлся хлебный квас или щелок. В него добавляли концентрированный настой определенного растения, в зависимости от желаемого цвета. Чтобы укрепить цвет в раствор могли добавить ржавое железо. Красили нитки, могли окрашивать готовую ткань. Археологи утверждают, что была еще технология окрашивания на «набойной» доске. Её пропитывали готовым цветным раствором и отпечатывали по ткани.

Нужно отметить, что наши предки четко знали (опытным путем), какое растение давало тот или иной цвет. Думаю, ребята вам тоже интересно будет узнать об этом. Обратите внимание на таблицу №1 и внимательно прочитайте текст. Поскольку современные люди далеки от природы и практически не знают, как выглядят растения, названия, которых вы прочли в таблице, предлагаю просмотреть слайд презентацию с изображением всех растений указанных выше (слайд презентация).

Таблица 1

Виды тканей и сырье для окрашивания


Название цвета

Наименование растений

Современный термин

Старославянское

Лебеда, сабельник, гречишник, зверобой и даже насекомое «червец» (живет на корнях растений)

Красный

«Багряный», «чермний»

Желтый

«Плавый»

Купальница, сурепица, бессмертник, дрок красильный, щавель, ирис, листья березы, шелуха лука

Оранжевый

«Редрый»

Чистотел

Синий

«Синота»

Кора дуба, кора ясеня, цветки василька, ягоды черники

Зелено - голубой

«Зекрый»

Цветы и корни колокольчика

Зеленый

«Зелень»

Крапива, пижма, листья дикой яблони, шишки осины

Малиновый

«Алый»

Ягоды ежевики и крушины

Фиолетовый

«Смаглый»

Кора ивы

Белый

«Бель»

Не окрашивали, а на оборот отбеливали в растворе щелока

Черный

«Померклый»

Кора дуба (очень концентрированный раствор)


Это небольшой перечень наименований цветовой палитры и природного сырья для окрашивания тканей. Славяне обладали обширными знаниями и практическим опытом в данной области.


Динамическая минутка – (3мин.)

II часть занятия

Закрепление нового материала – (15 мин.)

Для современного восприятия древнерусский язык звучит необычно. Чтобы запомнить названия цветовой гаммы на этом языке, я предлагаю вам воспользоваться карточками, которые лежат на парте (раздаточный материал).

Я буду называть термин, а вы должны выбрать карточку соответствующего термину цвета.

Таким образом, мы будем запоминать название того или иного цвета на древнерусском языке (упражнение на закрепление нового материала – 2 мин)

Не менее сложно запомнить название тканей и классифицировать их по фактуре и сырью. Предлагаю всем разделиться на малые группы по пять человек (ребята делятся на группы).

Перед каждой группой будет поставлена, следующая задача - на столе лежит «Направляющий текс» (раздаточный материал - приложение №2). Внимательно прочитайте текст. Найдите название тканей на древнерусском языке, определите фактурность ткани (льняная, хлопчатобумажная ткань, шелк, шерстяная ткань). Ребята работают с текстом и отвечают на вопросы теста в течение пяти минут. (Приложение №3)

Преподаватель наблюдает и направляет работу групп. По истечении указанного времени, группы обмениваются письменными работами и проверяют степень выполнения поставленной задачи, оценивают.


Подведение итогов. Рефлексия – (9 мин.)

Далее идет обсуждение оценки чужой работы, ребята должны доказать адекватность этой оценки. В конце занятия преподаватель подводит итоги, достигнута ли цель занятия, решены ли задачи, подчеркивает активность той или иной группы и степень усвоения нового материала в группе.

Результаты контроля степени усвоения нового материала представлены графически и в формате таблицы (Приложение №№4,5).




















Список использованной литературы


  1. Абрамова, О.А. Истоки. Материалы фольклорных экспедиций /О.А. Абрамова. – Барнаул : ЦЭВД «Песнохорки», НГПУ, 2003. – Вып. 9. – 216с.

  2. Аксенова, А.Ю. Роль этнокультрных традиций в нравственном воспитании современных школьников [Электронный ресурс] :Автореф. дис. ... кан. пед. наук /А.Ю. Аксенова – Петербург, 2004. – 20с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации “.

  3. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914. - 426 с.

  4. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников) [Электронный ресурс] : дис. ... кан. пед. наук / А.Н. Басова – Кострома, 2002. – 343с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации “.

  5. Бромлей Ю.В. Марков Г.Е. Этнография. / Ю.В. Бромлей М., 1982–464 с.

  6. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. / И.Е. Забелин М., 1969 – 156с.

  7. Костомаров, Н.И. О жизни, быте и нравах русского народа / Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин. – М. : Просвещение, 1996. –575с.

  8. Основы этнографии /Под ред. Токарева С.А. – М. :Высшая школа, 1968. –534с.

  9. Рабинович С.И. Ткачество и прядение у славян. / С.И. Рабинович М., 2011– 57с.

  10. Семенова М.А. Быт и верования древних славян. / М.А. Семенова М., 2002–546

  11. Садретдинова, Э. В. Этническая идентификация русских в коммуникативном пространстве крупного полиэтнического города. [Электронный ресурс]: дис. ... кан. соц. наук /Э.В. Садретдинова. – Уфа 2009. –192 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации

  12. Татарко, А.Н., Лебедева, Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии Учебно-методическое пособие. Издательский дом Высшей школы экономики. М., 2011–.232 с.

  13. Хотинец, В. Ю. О содержании и соответствии понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социология – 1999. – № 9. – С. 69 – 90




Приложение

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тайны бабушкиного сундука

Автор: Татуйко Ирина Ирина Николаевна

Дата: 20.08.2019

Номер свидетельства: 518000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "«Использование образовательных технологий на уроках технологии» "
    ["seo_title"] => string(71) "ispol-zovaniie-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "209436"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431166630"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Сценарий конкурсной программы на 8 марта для старшеклассников "
    ["seo_title"] => string(67) "stsienarii-konkursnoi-proghrammy-na-8-marta-dlia-starshieklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "226858"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440505517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства