kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Проблемы буллинга в современном мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буллинг в Казахстане и не только,очень больной вопрос.Проблему надо решать,говорить открыто.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Проблемы буллинга в современном мире"»

Проблемы буллинга в современном мире


Абсадыков Темирхан Алматович


Учитель физической культуры, педагог, Общеобразовательная средняя школа№3 имени Абая, Алматинская область, Талгарский район, город Талгар


Буллинг – это всегда долгосрочный и повторяющиеся процесс


Что такое буллинг в школе?


В Казахстане, в 2018 году Национальный центр общественного здравоохранения провел опрос среди казахстанских школьников. Подростки 11-15 лет ответили, как часто на протяжении двух месяцев они становились жертвами буллинга, кибербуллинга или сами принимали в нем участие. По данным экспертов, каждый пятый школьник в РК становится жертвой травли. Выяснилось, что около 17 процентов опрошенных 11-15 лет подвергались буллингу в школе один и более раз в месяц, а около 20 процентов участвовали в травле. Чаще всего такое поведение распространено среди мальчиков 11 и 13 лет, а жертвами зачастую становятся городские школьники.

Последствия буллинга затрагивают качество образования. В международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS выявлено, что отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения учеников. Результаты других исследований говорят о том, что у учеников, замеченных в совершении буллинга, повышенный риск того, что впоследствии они будут хуже учиться, употреблять наркотические вещества, иметь агрессивное поведение. Многие страны предпринимают значительные усилия по противодействию буллингу. Доказано, что программы предупреждения и профилактики снижают уровень школьного насилия до 25 процентов. Так, одной из первых антибуллинговых мер стала программа Д. Олвеуса (Olweus Anti-bullying Program), которая стартовала в 1983 году в Норвегии. Она предусматривает выполнение четырех целей: достижение единого понимания этого феномена, активное вовлечение родителей и учителей в программу, разработку четких правил, направленных против школьного насилия, а также поддержку и защиту жертв буллинга. Программа считается одной из наиболее эффективных и широко распространена также в Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Исландии. В Швеции работает программа «Фарста» (Farsta Program), в рамках, которой̆ в каждой школе есть команда из двух–четырех учителей, и их «миссия» — в случае буллинга вмешиваться в ситуацию. В Великобритании педагоги также проходят специальную подготовку в целях предотвращения всех форм кибербуллинга, а во Франции следят за блогами учеников и помогают жертвам, при этом агрессорам грозит исключение из школы. В Канаде разработкой методики предотвращения кибербуллинга в отношении школьников занимается крупная организация, в которую входят 130 ученых-исследователей и 62 национальные молодежные организации. В Японии с 2013 года действует закон о развитии мер предотвращения издевательств. В Нидерландах программа для учеников начальных классов «Мирная школа» направлена на развитие социальных компетенций и демократических ценностей. В нее активно включены родители учеников, и даже проводят сеансы медитации. Также в стране действует программа Rebounds, суть которой состоит в предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на которых не подействовали школьные меры. После работы над их поведенческими и социальными навыками таких школьников возвращают в обычную школу. Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводят так называемый «парламентский день», когда дети могут открыто говорить о существующих проблемах в школе и предлагать методы их решения. Однако в Казахстане по сравнению с развитыми странами инициативы менее масштабны. Это связано с относительно недавним становлением школьной психологической службы, от которой в немалой степени зависит климат в стенах школы. Первые специалисты появились только в конце 1980-х годов. Официально же должность педагогапсихолога ввели в республике только в 2008 году. Для сравнения, в Дании школьная психологическая служба начала свою работу в 1934 году, Гонконге (КНР) — в 1959-м.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев на открытии первой сессии Парламента РК VII созыва в январе 2021 года говорил о том, что необходимо принять меры для решения вопросов защиты прав детей, обеспечения их безопасности и профилактики буллинга. До этого в Послании 2020 года глава государства особо подчеркнул необходимость принятия мер по профилактике кибербуллинга. Раз руководство страны поднимает этот вопрос, то его актуальность, как говорится, «налицо».

Виртуальная или реальная угроза?

Как уже было сказано, современное явление с применением интернет-технологий называют кибербуллингом. В период пандемии и в условиях дистанционного обучения эта проблема обострилась, поскольку многие перешли в режим онлайн. Если при обычном буллинге используют психологические и физические акты насилия, то для кибербуллинга нет необходимости личного присутствия. Все действия совершаются с использованием электронной почты, сообщений в месседжерах и соцсетях, а также посредством выкладывания фото и видеоматериалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть. Существуют разные способы давления на жертву в сети. Чтобы скомпрометировать человека, могут создать страницу, копирующую его личную информацию, для дальнейшего оскорбления (например, учителей, родителей или друзей) якобы от его лица, чтобы таким образом испортить отношения с его окружением. Именно дети чаще всего становятся жертвами такой атаки. Согласно исследованию Национального центра общественного здравоохранения в 2018 году, один раз или более подвергались кибербуллингу 12 процентов подростков 11-15 лет. В этом возрасте они более уязвимы с психологической точки зрения, еще не умеют контролировать свои эмоции. Многие дети буквально «живут» в сети и смартфонах и практически не делают разницы между реальными событиями и теми, что происходят в виртуальной среде. Несмотря на тотальное развитие интернета, многие до сих пор не воспринимают его как что-то настоящее. Сомнению подвергается все виртуальное — от онлайн-образования до заработка денег. Поэтому и запугивание человека в комментариях, блогах, группах и социальных сетях часто считают надуманным и ненастоящим. Мол, из интернета можно выйти в любой момент или просто не читать то, что пишут. Но жертвы кибербуллинга более уязвимы. Нет защиты в виде прекращения учебного дня — в личную жизнь могут вмешиваться постоянно, в любое время суток и по всевозможным каналам. Еще одна особенность, делающая кибербуллинг более мощным оружием, — это скорость распространения информации. В интернете она распространяется в секунды, и компрометирующее видео могут посмотреть сотни людей буквально за десять минут. Удалить полностью информацию, попавшую в сеть, практически невозможно, и это требует больших затрат как времени, так и сил. Кроме этой сложности противостоять кибератакам мешает возможность анонимности. По статистике, которую за 2019 год Kaspersky Lab собрала по Казахстану: 66 процентов родителей купили своим детям личный компьютер или мобильное устройство; три четверти от восьми до 18 лет ежедневно используют мобильные телефоны, более половины — компьютеры; 41 процент столкнулись хотя бы с одной угрозой в сети — мошенничеством, буллингом, угрозами, вовлечением в какие-то организации. Более 80 процентов детей получают приглашения «дружить» в социальных сетях от незнакомых людей. Больше трети из них встречаются потом офлайн. По статистике, 70 процентов детей, подвергшихся кибербуллингу, — девочки. Их обманным путем снимают на фото и видео, потом изображение непристойного, порнохарактера выкладывают на сайт и вымогают деньги. В 99 процентах случаев родители не хотят обращаться в правоохранительные органы, поскольку конфиденциальность выходит на первый план. Также казахстанских детей, по словам специалистов, стали вовлекать в ЛГБТ-сообщества. Предприимчивые мошенники разрабатывают все новые опасные игры типа «50 шагов до рая». В городе Арыси создали группу в телеграмм-канале, где склоняли детей к суициду. Если раньше казахоязычная среда была защищена от этого влияния, то теперь такие факты стали выявлять и там. При этом сегодня нет экспертов на казахском языке, которые могли бы разъяснить все сложности этой̆ темы.

Законодательство и судебная практика

Законы, направленные на привлечение к ответственности за травлю, в том числе и в интернете, являются относительно новыми и до сих пор не приняты во многих странах. В Казахстане вовсе отсутствовало само понятие «буллинг», поэтому изучить проблематику более детально, разработать программы по профилактике и защите пока не представляется возможным. В этой связи в Министерстве образования и науки РК создали специальную группу, чтобы выработать законодательную редакцию понятия «буллинг». С введением этого определения педагоги будут проходить специальное обучение, на образовательные учреждения будет возложена обязанность более глубже его изучать, устанавливать и предупреждать, а также будет оказываться психологическая помощь жертвам буллинга. Сейчас же за кибербуллинг и буллинг даже нет ответственности, поскольку это собирательные термины, включающие много видов преступлений — шантаж, угрозы, доведение до самоубийства. За эти деяния предусмотрена ответственность по Административному и Уголовному кодексам. Судебная статистика в Казахстане по таким делам демонстрирует, что уголовно-правовой запрет на их совершение абсолютно не имеет смысла. Лишь небольшая часть жалоб доходит до рассмотрения в судах, и буквально по десяткам из них выносят приговоры. Поэтому нужно усиливать правоприменительную практику по этим статьям. На международном уровне правовая деятельность, направленная на борьбу с киберагрессией, также имеет множество преград из-за недостаточно разработанной законодательной базы в этой области.

Школьная травля бывает нескольких видов:

1.Психологический буллинг – это преследование с помощью угроз  и оскорблений. Агрессор наносит психологическую травму, чтобы вывести жертву из эмоциональной стабильности. Достигается это разными способами:

  • вербальные нападки — придумывание оскорбительной клички, насмешки, угрозы, шантаж и слухи.

  • невербальные гонения — неприличные жесты, оскорбительные надписи и действия (плевки), унижающие ребёнка.

  • бойкот — игнорирование в играх и на уроках, в общении вне школы.

  • вымогательство — требование денег, отъем и кража личных вещей. Их могут отбирать “добровольно”, когда жертва запугана и сама отдаёт деньги и ценные вещи, либо использовать шантаж и угрозы.

  • кибербуллинг — онлайн-травля в социальных сетях, электронной почте, мессенджерах через шантаж, унижения и оскорбления, а также съёмка неоднозначных фото и видео с последующим выкладыванием в Интернет или пересылкой другим людям.

2. Физическая травля – это проявляется в виде прямого насилия с телесными повреждениями и травмами (удары, шлепки, подзатыльники, толчки, побои). Также возможны домогательства и насилие с сексуальным подтекстом, в том числе принуждение к сексу. К сожалению, это проявляется не  только в мальчишеских коллективах. Среди компаний девочек тоже встречается физическая травля, иногда весьма жестокая.

Случается, что оба вида насилия происходят вместе. Однако если происходит только психологический буллинг, нельзя сказать, что он менее травматичен.  

Кто участвует в школьном буллинге

В травле замешаны не только ученики. Нередки случаи, когда участниками становятся взрослые: учителя и родители.

Какие роли занимают участники гонений?

  • жертва — пострадавшая сторона, подвергшаяся агрессии;

  • буллер — агрессор, атакующий жертву;

  • последователи — активная поддержка агрессора, подключаются к участию в травле;

  • сторонники — одобряют буллинг, но не принимают конкретных действий;

  • наблюдатели — равнодушные и пассивные участники процесса, которые не препятствуют травле, соблюдая нейтралитет;

  • защитник — помогает жертве противостоять агрессии;

  • потенциальный защитник — вариант наблюдателя, который знает о буллинге и сочувствует жертве, но не оказывает открытой помощи.


Роли насильников и жертв не всегда твёрдо зафиксированы. Например, агрессор со временем может сместиться, а равнодушные наблюдатели стать активными последователями, превратив защитников в жертв.

Жертва

Агрессор всегда выбирает объектом травли не совсем простого человека. Именно поэтому у большинства жертв буллинга есть схожие особенности, например:

  • тревожность, неуверенность, пугливость, гиперактивность;

  • отсутствие друзей, замкнутость;

  • физические и умственные отличия (очки, заикание, ОВЗ, вундеркинды);

  • нестандартная внешность и стиль общения;

  • непривычный внешний вид (неопрятность, дорогая одежда, свой, непохожий на других стиль);

  • хвастливость (социальным статусом, достижениями родителей);

  • наличие / отсутствие гаджетов и других важных атрибутов “крутости”;

  • высокая чувствительность к мнению окружающих;

  • импульсивность;

  • отсутствие успехов в учёбе / особые отношения с педагогами (“любимчик”);

  • чрезмерная опека родителями;

  • другая национальность.

Из-за психологических особенностей жертвы травли часто не рассказывают о событиях в школе. Однако взрослый может понять, что с ребёнком происходит что-то не то, если обратит внимание на следующие признаки:

  • изменения в характере и поведении — частое плохое настроение, скрытность, молчаливость, подавленность, потеря интереса к ранее любимым занятиям;

  • изменения в здоровье — нарушение сна, ночные крики, энурез, заикание, нервный тик и т.п.;

  • частые травмы: синяки, ссадины, ожоги и др.;

  • нежелание ходить в школу под разными предлогами, чаще всего по причине плохого самочувствия;

  • боязнь ходить в школу и из школы в одиночестве - дети могут просить их провожать на занятия и забирать домой;

  • снижение успеваемости;

  • частые просьбы выдать денег на карманные расходы, воровство;

  • крайнее проявление — суицидальные намерения.

Кто такой буллер?

Насильник, агрессор, зачинщик травли — её организатор и лидер. Не каждый ребёнок способен быть буллером, потому что для этого необходимо:

  • наличие физической силы;

  • импульсивность, быстрый переход к ярости;

  • завышенная самооценка;

  • желание подчинять своей воле других людей - для завоевания авторитета, проверки личных качеств, привлечение внимания противоположного пола и т.п.;

  • отсутствие жалости к жертве;

  • высокомерие, привычка делить людей на “своих” и чужих”.

Как правило, такое поведение возникает из-за нездорового семейного климата. Например, забитый ребёнок из авторитарной семьи может искать так самоутверждение, чтобы выплеснуть злость, а недолюбленный ребёнок станет обижать более слабых ровесников, наблюдая за их реакциями.

Преследователи

Последователи насильника, подключаются к активным действиям и служат его группой поддержки. Для таких детей характерны:

  • восприимчивость к мнению других / зависимость от мнения лидера-агрессора

  • желание получить “своё место под солнцем”;

  • несамостоятельность, низкий уровень инициативности, спокойное отношение к необходимости подчиняться и следовать указаниям другого;

  • эгоцентризм, неумение ставить себя на место другого

  • часто — трусливость, понимание, что есть перспектива переложить ответственность на другого.

.

Наблюдатели

Зрители, которые не выбирают ни сторону нападения, ни сторону защиты. Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые, на глазах которых происходит травля: педагоги, сотрудники школы. Молчаливые очевидцы также испытывают полную гамму эмоций, вплоть до страха и беспомощности, но при этом выбирают нейтралитет. 

Для наблюдателей свойственны:

  • нахождение под сильным влиянием буллера и его последователей;

  • страх, беспомощность, стыд;

  • чувство облегчения, что происходящее не касается их самих;

  • страх последствий из-за противостояния агрессору;

  • отсутствие эмпатии / внутренняя борьба между добром и злом;

  • нежелание принимать ни одну из сторон, потому что это выводит из душевного равновесия.

Позицию наблюдателя могут занимать бывшие жертвы или дети из неблагополучных семей, которых травят дома или в другом коллективе. Поэтому они не сострадают потерпевшим от буллинга.

Взрослые-наблюдатели чувствуют негодование, возмущение, неуверенность в правильности своих действий, боязнь сделать ещё хуже. Незнание, как надо поступать в подобных ситуациях, приводит к невозможности активных действий. Иногда такие взрослые могут поддерживать агрессоров из-за желания занять назидательную позицию, “наказать” жертву чужими руками.

Возможно, наблюдатели в глубине души хотели бы присоединиться к защите объекта травли, но не выбирают этот путь, потому что боятся оказаться на “слабой” стороне. Если ситуация меняется, они могут стать последователями или занять сторону защиты.

Что делать ребёнку–жертве травли?

Взрослые должны разъяснить детям, какое поведение считается нормой, а что выходит за его пределы. Также важно научить очерчивать свои границы и безопасно отстаивать их, растолковать, как адекватно реагировать, если становишься свидетелем травли или если буллинг направлен против тебя.

Что важно рассказать про преследование:

  • уверенное поведение и адекватная реакция помогут дать нужный отпор. Для этого есть специальные методы, повышающие самооценку. Советуем попробовать  отрепетировать и проработать такое поведение.

  • следует всегда сообщать о случаях травли взрослым — это норма. Такой поступок не может быть стыдным и это не донос;

  • нужно отказываться от предложения поучаствовать в травле, а также не занимать нейтральную позицию. Лучший вариант в этой ситуации — рассказать взрослым или помочь жертве сообщить о происходящем родителям или учителям, с которыми доверительные отношения.

  • если обидели, отвечать тем же, мстить или бить — плохая тактика, усиливающая агрессию. Лучшее решение — отшутиться.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Статья на тему "Проблемы буллинга в современном мире"

Автор: Абсадыков Темирхан Алматович

Дата: 09.10.2022

Номер свидетельства: 614643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Статья на тему "Профилактика буллинга в школе""
    ["seo_title"] => string(45) "statia_na_temu_profilaktika_bullinga_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "614642"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665324824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства