Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Профилактика буллинга в школе"»
Профилактика школьного буллинга.
Абсадыкова Эльмира Абылгазиевна
Учитель географии,педагог –исследователь,Общеобразовательная средняя школа №3 имени Абая,Алматинскаяобласть,Талгарский район,город Талгар.
Ни один буллинг,ни одна травля не закончится,
пока в нее не вмешаются взрослые,третьи силы…
Это возрастная социальная «болезнь», с которой может столкнуться каждый.Буллинг (от англ. bully — запугивать) подразумевает под собой не только физическую агрессию, но и психологическое давление, распространение сплетен, вымогательство, издевательства.
К счастью, школьный буллинг случается далеко не в каждом учебном заведении. В каком коллективе вероятность травли минимальна, а среда безопасна для ребёнка?
Во-первых, взрослые должны чётко транслировать полное неприятие любых методов издевательств и возводить в почёт доброту и уважение.
Во-вторых, чёткие правила о здоровых межличностных отношений должны быть как изложены на бумаге, так и соблюдены всеми участниками учебного процесса. Для налаживания доброй атмосферы внутри коллектива хорошо использовать тимбилдинг, тренинги и другие подобные задания.
В-третьих, при возникновении любых конфликтов к ним должны подключаться взрослые, но с не позицией назидания, а разъяснения. Надо объяснять детям, что, почему и как происходит при разрешении спорных ситуаций. Учите детей сотрудничеству, а не соперничеству.
В-четвертых, не акцентируйте внимание на разграничение детей по любым признакам, в том числе по успехам в учебе. “Скажем нет!” делению детей на “хороших” и “плохих”.
Для профилактики травли педагогам и родителям будет полезно знать некоторые особенности буллинга. Например, чаще всего преследование, связанное с борьбой за статус, начинается в начале учебного года или происходит из-за изменения коллектива. Информированность и воспитание, уважение и эмпатия, подкреплённые верными действиями руководством взрослых, должны помочь побороть такое страшное явление, как детский буллинг.
Выбор правильной стратегии для устранения травли во многом зависит от подготовленности преподавателя. В идеале педагогу лучше пройти актуальный курс по этому направлению.
Сначала немного теории
— Как отличить травлю от игры: в игре всем приятно, в травле кому-то больно.
— Как отличить травлю от конфликта: конфликт — это столкновение интересов, его можно разрулить, в нем можно договориться, в травле договориться нельзя.
— Как отличить травлю от ситуации, когда один агрессивный ребенок третирует весь класс: если ребенок такой один, это не травля, это наличие агрессивного ребенка, и это тоже нужно пресекать. Травля всегда происходит в коллективном поле.
Признаки травли:
1. Насилие физическое или психологическое
2. Систематичность
3. Неслучайность, намеренность действий со стороны агрессора и свиты
4. Неравенство сил
Позитивный лидер в детском коллективе
Взрослый, способный объединить детей вокруг позитивных ценностей и позитивных стратегий коммуникации, научить их разрешать конфликты и позитивно взаимодействовать.
Если в коллективе есть такой взрослый, то сколько бы ни было детей, отличающихся от других (а травят чаще тех, кто чем-то отличается от большинства), либо детей, которых недолюбливают (а «недолюливание» не травля), буллинга в коллективе не будет, потому что лидер его не допустит.
Любая проблема решается только тогда, когда есть тот, кто ее решает, кто берет на себя ответственность. Если взрослые будут разводить руками и говорить «ну, что поделать, такие сейчас дети», ничего не изменится. Кто может быть ответственным? Мы помним, что травля — болезнь группы, значит, работать с ней должен тот человек, который общается с группой и руководит ей, кто может задавать правила игры.
Позитивные ценности как видимая часть школьных будней
Это зафиксированные в школьных документах, доведенные до всех «правила игры».
У моего сына, например, в школе есть прописанные и четко озвученные шесть ценностей. Одна из ценностей звучит так: мы не оцениваем и не осуждаем внешность, взгляды, интересы, религию, национальность человека. Эта ценность не просто висит на сайте и на стеночке, к ней каждый день возвращают учеников. Если где-то в коридоре слышат, что кто-то говорит что-то, например, о национальности другого ученика, его тут же ловят и показывают ему: «Смотри, дружочек, что у нас здесь написано? А ты сейчас что сказал? Как ты думаешь, как он сейчас себя чувствует, в этот момент?»
Даже если этого нет на уровне всей школы, ничто не мешает учителю самому разработать правила, действующие в его классе, к которым он будет детей возвращать при необходимости.
Внеурочная деятельность и командообразование
Праздники, поездки, походы, допоплнительные активности. Можно креативить: например, объявить пятницы днями дружбы и раз в неделю каждый ученик должен будет говорить приятные слова другим детям в классе.
Можно играть в снежный ком. Это когда все кидают друг другу мяч и говорят свое имя и называют любимые вещи, предметы, еду, явления — на первую букву своего имени. Например: «Меня зовут Самал и я люблю сок». Или прекрасная игра «правда или ложь», когда пишется три факта, два из них правда, один неправда, и надо угадать, что есть что. Также можно предложить детям завести традицию писать заболевшим детям письма от класса.
Развитие эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект класса развит на достаточном уровне, если в этом классе дети могут проявлять свои чувства, в том числе негативные, пустить слезу, задать любой вопрос, и их будут принимать как учитель, так и все остальные дети.
Вот один из приемов развития эмоционального интеллекта в школьном классе. Утро, пришел учитель, здравствуйте, дети, все кивнули головой, сели. А почему бы детям друг друга не поприветствовать в начале урока? Повернулись к соседу через проход, сказали «как я рад тебя видеть», улыбнулись, сели. И настроение уже другое. Урок закончился, сказали соседу «классно поработали». Все, уже с другим настроем ушли на перемену.
Класс с высоким уровнем эмоционального интеллекта — это класс, в котором слезы и любые другие эмоции понимаются и позволяются, где энтузиазм подбадривается, любые вопросы приветствуются, как источник познания, где все чувства, ценности и мнения важны, где каждый ребенок и/или взрослый принимается таким, какой он есть
В школьных коллективах с развитым эмоциональным интеллектом, как правило, не бывает травли.
Групповая работа на уроке
Где здесь антибуллинговый эффект?
— Один из важных элементов профилактики буллинга — постоянное перемешивание детей в группах. Да, для предотвращения буллинга нужно всячески противостоять тому, чтобы дети объединялись в группировки.
— Еще один важный момент — это предоставленная тихим детям возможность оказаться в ситуации успеха, это тоже профилактика травли.
— А лидеры чувствуют себя сильными без агрессии и без свиты (как правило, у ребенка-булли есть свита).
— Учитель от таких уроков получает обычно большую отдачу, это профилактика выгорания у самого учителя. Опыт показывает, что в классах у выгоревших учителей буллинг встречается гораздо чаще.
Это важно!
Но если говорить о школьной травле глобально, невозможно «поправить» только учителей. Они лишь часть системы. Есть еще
1) родительское сообщество (разнородное, как все наше общество, и с разными взглядами на жизнь);
2) школьная администрация (а также школьная антибуллинговая хартия и способы реагирования на буллинг на уровне всей школы);
3) чиновники (для которых главное kpi в системе образования — ЕНТ, а отнюдь не эмоциональное состояние учеников). Только общая работа поможет нам изжить в школе такое явление, как буллинг.
Но учитель — первая точка «контакта», поэтому именно на нем основная ответственность. Именно он может травлю запустить (самый плохой вариант, но, к сожалению, встречающийся), либо допустить. Либо не допустить.
Что почитать по теме
«Травля, со взрослыми согласовано»
«Вместе против буллинга»
«Травли Нет»
Травля и буллинг - вечная проблема, от которой не может защититься ни хорошая школа, ни плохая. В класс может прийти травмированный ребенок, без развитого чувства сострадания, с сильной потребностью утвердить себя за счет другого. И задача взрослых - вовремя распознать опасную ситуацию, отличить буллинг от обычного конфликта.
1) Очевидное неравенство сил буллера и жертвы (все против одного или старший / более сильный против младшего/слабого).
2) Агрессия (не только физическая, но и психологическая: сплетни, слухи, оскорбительные прозвища, намеки, последовательное разрушение репутации жертвы и т.д.).
3) Инциденты повторяются уже какое-то время (от двух месяцев до полугода и более).
4) Впечатлительность жертвы, острая эмоциональная реакция на подобные выпады.
- К сожалению, буллингом сегодня называют все подряд. Господствует бытовой стереотип: "Если моего ребенка обзывают, то это травля". Конечно, буллинг - это не то, что тебя дернули за хвостик. Это многосерийный цикл целенаправленного унижения человека при явном превосходстве того, кто нападает. Одному учителю сложно с этим что-то сделать. Чтобы противодействовать этому виду агрессии, нужна "сплоченность неравнодушных".
Три условия, соблюдая которые буллинг и травлю можно победить.
1) Все - учителя, ученики, родители - будут узнавать буллинг "в лицо" и точно знать, что делать, встретившись с ним.
2) Взрослые - учителя и родители - объединяться против буллинга (будут действовать вместе, а не против друг друга).
3) Антибуллинговая работа станет частью культуры всей школы, а не личным делом одного учителя, родителя или тем более одного ученика.
Какой должна быть эта системная работа с детьми? Об этом написано много книг, методик и программ. В двух словах описать все подходы и методики нереально. Но главный принцип: учителя и родители должны объяснять детям различия между дружбой и буллингом, где границы человечности и как важно их не переходить, что такое взаимоуважительные отношения.
Алгоритм действий для родителей
"Моего ребенка травят в школе. Что делать?"
1) Поговорите с педагогами и психологами, с администрацией в школы: "Есть сложная ситуация, давайте вместе что-то сделаем". Напишите письменное заявление, укажите в нем все факты. В школах могут действовать согласительные комиссии, на заседания которой могут быть приглашены участники конфликта. Можно предложить создать такую комиссию, в которую войдут родители, учителя, сами ученики-старшеклассники. Фиксируйте результаты обсуждения письменно: конкретные шаги, сроки.
2) Если разговоры не работают, а травля продолжается, школа бездействует, обратитесь к чиновникам: в управление образования вашего города, к уполномоченному по правам ребенка.
3) Привлеките внимание общественности, напишите посты в соцсетях.
4) Если ситуация не разрешится, стоит задуматься о смене школы.
5) Обратитесь к адвокату. Можно подать иск в суд с требованием о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда. Ответчиком будут родители того, кто начал травлю. Сходите с ребенком к психологу, чтобы тот зафиксировал его состояние: подавленность, депрессия. Это поможет при определении компенсации.
Если ребенку причинен физический вред!
1)Перестаньте водить ребенка в школу. Как минимум - на время, пока ситуация не разрешится.
2) Соберите доказательства, сделайте медицинское освидетельствование. Запишите на диктофон или на видео разговоры, сохраните испорченные вещи, запишите имена свидетелей, сделайте скриншоты переписки в чате.