kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Профилактика буллинга в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проблемах в школе на тему Буллинг среди подростков.Актуальная тема в современном мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Профилактика буллинга в школе"»




Профилактика школьного буллинга.


Абсадыкова Эльмира Абылгазиевна

Учитель географии,педагог –исследователь,Общеобразовательная средняя школа №3 имени Абая,Алматинскаяобласть,Талгарский район,город Талгар.


Ни один буллинг,ни одна травля не закончится,

пока в нее не вмешаются взрослые,третьи силы…


Это возрастная социальная «болезнь», с которой может столкнуться каждый.Буллинг (от англ. bully — запугивать) подразумевает под собой не только физическую агрессию, но и психологическое давление, распространение сплетен, вымогательство, издевательства.

К счастью, школьный буллинг случается далеко не в каждом учебном заведении. В каком коллективе вероятность травли минимальна, а среда безопасна для ребёнка?

Во-первых, взрослые должны чётко транслировать полное неприятие любых методов издевательств и возводить в почёт доброту и уважение.

Во-вторых, чёткие правила о здоровых межличностных отношений должны быть как изложены на бумаге, так и соблюдены всеми участниками учебного процесса. Для налаживания доброй атмосферы внутри коллектива хорошо использовать тимбилдинг, тренинги и другие подобные задания.

В-третьих, при возникновении любых конфликтов к ним должны подключаться взрослые, но с не позицией назидания, а разъяснения. Надо объяснять детям, что, почему и как происходит при разрешении спорных ситуаций. Учите детей сотрудничеству, а не соперничеству.

В-четвертых, не акцентируйте внимание на разграничение детей по любым признакам, в том числе по успехам в учебе. “Скажем нет!” делению детей на “хороших” и “плохих”.

Для профилактики травли педагогам и родителям будет полезно знать некоторые особенности буллинга. Например, чаще всего преследование, связанное с борьбой за статус, начинается в начале учебного года или происходит из-за изменения коллектива. Информированность и воспитание, уважение и эмпатия, подкреплённые верными действиями руководством взрослых, должны помочь побороть такое страшное явление, как детский буллинг. 

Выбор правильной стратегии для устранения травли во многом зависит от подготовленности преподавателя. В идеале педагогу лучше пройти актуальный курс по этому направлению.

Сначала немного теории

— Как отличить травлю от игры: в игре всем приятно, в травле кому-то больно.

— Как отличить травлю от конфликта: конфликт — это столкновение интересов, его можно разрулить, в нем можно договориться, в травле договориться нельзя.

— Как отличить травлю от ситуации, когда один агрессивный ребенок третирует весь класс: если ребенок такой один, это не травля, это наличие агрессивного ребенка, и это тоже нужно пресекать. Травля всегда происходит в коллективном поле.

Признаки травли:

1. Насилие физическое или психологическое

2. Систематичность

3. Неслучайность, намеренность действий со стороны агрессора и свиты

4. Неравенство сил

Позитивный лидер в детском коллективе

Взрослый, способный объединить детей вокруг позитивных ценностей и позитивных стратегий коммуникации, научить их разрешать конфликты и позитивно взаимодействовать.

Если в коллективе есть такой взрослый, то сколько бы ни было детей, отличающихся от других (а травят чаще тех, кто чем-то отличается от большинства), либо детей, которых недолюбливают (а «недолюливание» не травля), буллинга в коллективе не будет, потому что лидер его не допустит.


Любая проблема решается только тогда, когда есть тот, кто ее решает, кто берет на себя ответственность. Если взрослые будут разводить руками и говорить «ну, что поделать, такие сейчас дети», ничего не изменится. Кто может быть ответственным? Мы помним, что травля — болезнь группы, значит, работать с ней должен тот человек, который общается с группой и руководит ей, кто может задавать правила игры.

Позитивные ценности как видимая часть школьных будней

Это зафиксированные в школьных документах, доведенные до всех «правила игры».

У моего сына, например, в школе есть прописанные и четко озвученные шесть ценностей. Одна из ценностей звучит так: мы не оцениваем и не осуждаем внешность, взгляды, интересы, религию, национальность человека. Эта ценность не просто висит на сайте и на стеночке, к ней каждый день возвращают учеников. Если где-то в коридоре слышат, что кто-то говорит что-то, например, о национальности другого ученика, его тут же ловят и показывают ему: «Смотри, дружочек, что у нас здесь написано? А ты сейчас что сказал? Как ты думаешь, как он сейчас себя чувствует, в этот момент?»

Даже если этого нет на уровне всей школы, ничто не мешает учителю самому разработать правила, действующие в его классе, к которым он будет детей возвращать при необходимости.

Внеурочная деятельность и командообразование

Праздники, поездки, походы, допоплнительные активности. Можно креативить: например, объявить пятницы днями дружбы и раз в неделю каждый ученик должен будет говорить приятные слова другим детям в классе.

Можно играть в снежный ком. Это когда все кидают друг другу мяч и говорят свое имя и называют любимые вещи, предметы, еду, явления — на первую букву своего имени. Например: «Меня зовут Самал и я люблю сок». Или прекрасная игра «правда или ложь», когда пишется три факта, два из них правда, один неправда, и надо угадать, что есть что. Также можно предложить детям завести традицию писать заболевшим детям письма от класса.

Развитие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект класса развит на достаточном уровне, если в этом классе дети могут проявлять свои чувства, в том числе негативные, пустить слезу, задать любой вопрос, и их будут принимать как учитель, так и все остальные дети.

Вот один из приемов развития эмоционального интеллекта в школьном классе. Утро, пришел учитель, здравствуйте, дети, все кивнули головой, сели. А почему бы детям друг друга не поприветствовать в начале урока? Повернулись к соседу через проход, сказали «как я рад тебя видеть», улыбнулись, сели. И настроение уже другое. Урок закончился, сказали соседу «классно поработали». Все, уже с другим настроем ушли на перемену.


Класс с высоким уровнем эмоционального интеллекта — это класс, в котором слезы и любые другие эмоции понимаются и позволяются, где энтузиазм подбадривается, любые вопросы приветствуются, как источник познания, где все чувства, ценности и мнения важны, где каждый ребенок и/или взрослый принимается таким, какой он есть

В школьных коллективах с развитым эмоциональным интеллектом, как правило, не бывает травли.

Групповая работа на уроке

Где здесь антибуллинговый эффект?

— Один из важных элементов профилактики буллинга — постоянное перемешивание детей в группах. Да, для предотвращения буллинга нужно всячески противостоять тому, чтобы дети объединялись в группировки.

— Еще один важный момент — это предоставленная тихим детям возможность оказаться в ситуации успеха, это тоже профилактика травли.

— А лидеры чувствуют себя сильными без агрессии и без свиты (как правило, у ребенка-булли есть свита).

— Учитель от таких уроков получает обычно большую отдачу, это профилактика выгорания у самого учителя. Опыт показывает, что в классах у выгоревших учителей буллинг встречается гораздо чаще.

Это важно!

Но если говорить о школьной травле глобально, невозможно «поправить» только учителей. Они лишь часть системы. Есть еще

1) родительское сообщество (разнородное, как все наше общество, и с разными взглядами на жизнь);

2) школьная администрация (а также школьная антибуллинговая хартия и способы реагирования на буллинг на уровне всей школы);

3) чиновники (для которых главное kpi в системе образования — ЕНТ, а отнюдь не эмоциональное состояние учеников). Только общая работа поможет нам изжить в школе такое явление, как буллинг.

Но учитель — первая точка «контакта», поэтому именно на нем основная ответственность. Именно он может травлю запустить (самый плохой вариант, но, к сожалению, встречающийся), либо допустить. Либо не допустить.

Что почитать по теме

  • «Травля, со взрослыми согласовано»

  • «Вместе против буллинга»

  • «Травли Нет»

Травля и буллинг - вечная проблема, от которой не может защититься ни хорошая школа, ни плохая. В класс может прийти травмированный ребенок, без развитого чувства сострадания, с сильной потребностью утвердить себя за счет другого. И задача взрослых - вовремя распознать опасную ситуацию, отличить буллинг от обычного конфликта.

1) Очевидное неравенство сил буллера и жертвы (все против одного или старший / более сильный против младшего/слабого).


2) Агрессия (не только физическая, но и психологическая: сплетни, слухи, оскорбительные прозвища, намеки, последовательное разрушение репутации жертвы и т.д.).


3) Инциденты повторяются уже какое-то время (от двух месяцев до полугода и более).


4) Впечатлительность жертвы, острая эмоциональная реакция на подобные выпады.


- К сожалению, буллингом сегодня называют все подряд. Господствует бытовой стереотип: "Если моего ребенка обзывают, то это травля". Конечно, буллинг - это не то, что тебя дернули за хвостик. Это многосерийный цикл целенаправленного унижения человека при явном превосходстве того, кто нападает. Одному учителю сложно с этим что-то сделать. Чтобы противодействовать этому виду агрессии, нужна "сплоченность неравнодушных".


Три условия, соблюдая которые буллинг и травлю можно победить.


1) Все - учителя, ученики, родители - будут узнавать буллинг "в лицо" и точно знать, что делать, встретившись с ним.


2) Взрослые - учителя и родители - объединяться против буллинга (будут действовать вместе, а не против друг друга).


3) Антибуллинговая работа станет частью культуры всей школы, а не личным делом одного учителя, родителя или тем более одного ученика.


Какой должна быть эта системная работа с детьми? Об этом написано много книг, методик и программ. В двух словах описать все подходы и методики нереально. Но главный принцип: учителя и родители должны объяснять детям различия между дружбой и буллингом, где границы человечности и как важно их не переходить, что такое взаимоуважительные отношения.


Алгоритм действий для родителей

"Моего ребенка травят в школе. Что делать?"

1) Поговорите с педагогами и психологами, с администрацией в школы: "Есть сложная ситуация, давайте вместе что-то сделаем". Напишите письменное заявление, укажите в нем все факты. В школах могут действовать согласительные комиссии, на заседания которой могут быть приглашены участники конфликта. Можно предложить создать такую комиссию, в которую войдут родители, учителя, сами ученики-старшеклассники. Фиксируйте результаты обсуждения письменно: конкретные шаги, сроки.

2) Если разговоры не работают, а травля продолжается, школа бездействует, обратитесь к чиновникам: в управление образования вашего города, к уполномоченному по правам ребенка.


3) Привлеките внимание общественности, напишите посты в соцсетях.


4) Если ситуация не разрешится, стоит задуматься о смене школы.


5) Обратитесь к адвокату. Можно подать иск в суд с требованием о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда. Ответчиком будут родители того, кто начал травлю. Сходите с ребенком к психологу, чтобы тот зафиксировал его состояние: подавленность, депрессия. Это поможет при определении компенсации.


Если ребенку причинен физический вред!

1)Перестаньте водить ребенка в школу. Как минимум - на время, пока ситуация не разрешится.


2) Соберите доказательства, сделайте медицинское освидетельствование. Запишите на диктофон или на видео разговоры, сохраните испорченные вещи, запишите имена свидетелей, сделайте скриншоты переписки в чате.


3) Напишите заявление в прокуратуру и полицию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Статья на тему "Профилактика буллинга в школе"

Автор: Абсадыкова Эльмира Абылгазиевна

Дата: 09.10.2022

Номер свидетельства: 614642


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства