kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Методические аспекты организации кружковой работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, руководитель кружка, осознающий важность своей работы,  интересная личность с развитыми коммуникативными качествами, педагог, верящий в свою компетентность и возможность решать возникающие проблемы, педагог, стремящийся к интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию. 

В статье рассматривается организация метоической работы руководителей кружков - педагогов дополнителного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методические аспекты организации кружковой работы"»

Методические аспекты организации кружковой работы

Выступление на педагогическом совете Хайруддиновой В.В.,

методиста МОУ лицей «МОК № 2»


Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, руководитель кружка, осознающий важность своей работы, интересная личность с развитыми коммуникативными качествами, педагог, верящий в свою компетентность и возможность решать возникающие проблемы, педагог, стремящийся к интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию.

Методическая работа каждого педагога проектируется с учетом выстраивания индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, которые включают в себя три раздела:

  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса (образовательная программа, программы кружков, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий, диагностические материалы, дидактические материалы и т.д.);

  • обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта;

  • работа по теме самообразования.

Все это отражено в портфолио руководителей кружков.

Чтобы быть эффективным педагогом, руководителем кружка, да при этом сохранить профессиональное здоровье, необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым».

Нахождение нового, развитие профессиональной компетенции происходит только тогда, когда руководитель кружка осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, инициативности и творчества.

Какие новые технологии применяют руководители кружков?

Здоровьесберегающие технологии. На кружковых занятиях эта частая смена деятельности, чтобы ребенок не уставал и ему было интересно, это релаксация для снятия напряжения – прослушивание музыки, как классики, когда можно подумать под музыку, помечтать, так и современных песен, которые можно весело подпевать, использование танцевальных элементов, когда мышечное движение снимает умственное напряжение, аутогенные тренировки, которые очень любят дети всех возрастов и, конечно же, юмор, веселые истории, вызывающие смех и снимающие психо-эмоциональное напряжение.

Игровые технологии. Вспомним А.С. Макаренко, который писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». Игра – экспериментирование, сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, далее, игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие), интеллектуальные игры, и, наконец, досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, народные игры, игры на регуляцию психо-физического состояния. На любом этапе занятия игра должна быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности.

Метод проектов используется на всех кружковых занятиях постоянно – каким узором вышивать, каким цветом рисовать, какие движения выполнять – пробуют, проектируют, предполагают, размышляют – творят.

Интегрированные занятия. Занятия изостудии с элементами театрализации - пришли в гости матрешки, разыгрывают сценку, затем дети рисуют наряды матрешек с элементами росписи, причем юные актеры тоже в этом участвуют. Интересно всем. Совместное занятие вокального кружка, хора мальчиков, кружка чтецов и изостудии декоративного рисования по теме «Осень в искусстве» или «Я слышу море». Хор мальчиков, театр юного зрителя и ансамбль народного танца «Барвинок» - «К нам, на ярмарку».

В этом году в кружках появились краткосрочные программы - это часы для работы с одаренными детьми. Руководители составляют индивидуальные творческие маршруты для детей (образец прилагается), которые выделяются своими творческими способностями, побеждают на конкурсах, фестивалях и в течении года отслеживают их развитие, динамику проявления интереса учащегося к художественно-творческой деятельности, а также количественные и качественные показатели участия кружковцев в конкурсах и фестивалях.

Социальная практика. Мы считаем, что концертная деятельность кружковцев, участие в соревновательных мероприятиях есть ничто иное, как приобретение социального опыта, реализация множественных потребностей учащихся: потребности в состязательности, в повышении своего статуса, в «узнавании себя», ощущения своей значимости, в повышении самооценки, в потребности чувствовать себя взрослыми. Благодаря этой социальной практике мы можем говорить о творческой самореализации кружковцев.

И еще один инновационный метод, уже апробированный в Сократовской школе-лицее №1524 г. Москвы и у нас в Крыму, в Советской школе – метод развивающего дискомфорта. Стихийно метод развивающего дискомфорта действует в так называемой “народной педагогике», в реальности интуитивно применяется многими педагогами, однако в качестве специального метода до сих пор не формулировался. Наиболее полезен и даже абсолютно необходим этот метод для одаренных детей, и чем выше одаренность, тем необходимость этого метода становится очевиднее. Предлагаемый метод исходит о представлении особой роли отрицательных эмоций в личностном и познавательно-творческом развитии. В основе предлагаемого метода лежит развивающий “микрокризис”, представляющий собой переломный момент, когда учащийся от состояния высокой напряженности, тревоги, даже паники переходит к активному преодолению своего состояния, с одной стороны, и предпринимает активные действия для достижения нужного результата, с другой. Проблемы развития креативности, формирования волевых привычек, создания социальной навыков, «звездная болезнь» - все эти «родовые» проблемы одаренных детей весьма успешно решаются именно в условиях работы по методу развивающего дискомфорта. Радость победы от преодоления препятствий должна давать силы для действия. Фактически речь идет не просто о когнитивной креативности, а креативности общеличностной, жизнеформирующей. С большинством учащихся, занесенными в Республиканский банк данных одаренных детей (а у нас их 19 человек), педагоги занимаются именно по методу развивающего дискомфорта.

И еще - коммуникативные технологии. У нас работает постоянно действующий семинар «Школа педагогического мастерства» для руководителей кружков. Тема его в этом году «Развитие коммуникативной культуры участников образовательного процесса в кружковой работе». На занятиях мы рассматриваем вопросы коммуникативной компетентности участников образовательного процесса, формы реализации диалога с родителями как условие успешности ребенка в кружковом коллективе, делимся использованием различных форм совместной деятельности на кружковых занятиях.

Вся методическая кружковая работа направлена на развитие творческого потенциала руководителя кружка, а отсюда и на творческую самореализацию личности учащегося.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Методические аспекты организации кружковой работы"

Автор: Хайруддинова Валентина Викторовна

Дата: 04.11.2020

Номер свидетельства: 562385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства