Просмотр содержимого документа
«Статья по воспитательной работе в классе "Роль классного руководителя в профилактике правонарушений"»
Роль классного руководителя в профилактике правонарушений
Афанасьева Татьяна Лаврентьевна, классный руководитель 7 «Б» класса
КГУ «Средняя школа «27» акимата города Усть-Каменоорска
Воспитание – это помощь человеку в становлении самого себя, когда это не происходит само собой.
Это как раз касается взаимоотношения классного руководителя и учащихся группы риска или так называемых «трудных». Чаще всего это дети из неблагополучных семей. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Не имея положительного примера для подражания, видя каждый день пьяных родителей, слыша оскорбления и скандалы, ребенок сам становится таким же и считает, что это норма жизни. Отношения в семье переносятся на отношения к окружающим. Поэтому в общении с трудными подростками классному руководителю необходимы терпение и нужный стиль общения.
Работая в классах, где есть трудные ребята не один год , я придерживаюсь следующих правил.
Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования по Д.Карнеги.
Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодование
Д.Карнеги
1правило. Начинай с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2 правило. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
3 правило. Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных недостатках.
4 правило. Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
5 правило. Давайте возможность человеку спасти свое лицо.
6 правило. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своем признании.
7 правило. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8 правило. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9 правило. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
Итак, стиль общения выбран, доверие завоевано, следующий шаг в работе – планирование. В плане воспитательной работы выделяется раздел «Работа с трудными учащимися или с учащимися группы риска».
Опыт показывает, что только взаимодействие с социальным педагогом и психологом, может сделать работу с трудными результативной.
Что включает сотрудничество с психологом:
рекомендации психолога (это помогает классному руководителю спланировать индивидуальную работу);
заполнение карточки трудного (это позволяет классному руководителю при беседе);
анкетирование (опирается классный руководитель при выборе поручения для учащегося и определения кружка);
Сотрудничество с социальным педагогом:
совместное посещение квартир;
беседы с инспектором;
советы по профилактике.
Учитывая предложенные рекомендации, какие формы работы, приемы планирует классный руководитель:
лист пропусков;
дневник работы с трудными;
индивидуальные поручения;
самоотчеты на родительских собраниях, заседаниях родительского комитета;
беседы с учителями-предметниками;
консультации психолога;
самооценка;
беседа с родителями;
комиссия по делам несовершеннолетних.
Такая совместная работа преследует цель – выявление причин, возникающих у ребенка проблем, и оказание помощи, предупреждение возможных проблемных ситуаций.
В.Г.Белинский говорил, что «воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности». Таким образом, только система в работе может дать положительный результат, пусть иногда незначительный. Педагог – это человек, который умеет обострить интерес и понимание растущей души в нужном направлении.