Статья «Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и гимназии»
Статья «Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и гимназии»
В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Семьи, из которых приходит ребенок в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и гимназии» »
«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и гимназии»
В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело.
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Семьи, из которых приходит ребенок в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?! Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью.
Существует мнение, что современные родители – чаще «пропитатели», не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий (профессор Юрий Анатольевич Конаржевский)
Я эту тему выбрала не случайно, так как у нас сложилась такая проблема – опору ребенку дает семья и школа, и при дисгармонии этих отношений обучение и воспитание будет «хромым». А когда оно хромое, уже не важно на какую ногу - на опору семьи или школы. Исходя из этого, можно сказать, что нам нужно при воспитании гармоничной личности сотворчество: учителя-ученики-родители. На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и усложняются задачи школы.
Взяв на себя роль классного руководителя, я задалась вопросами:
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?
В то же время я понимаю, мы не можем поднимать этот вопрос перед родителями, ведь они часто не видят своих детей большую часть дня.
У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Я пришла к выводу, что нет эффективных и неэффективных форм работы - они все целесообразны и полезны, если отвечают основным принципам взаимодействия семьи и школы.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
· в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
· в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. У меня тоже есть свой класс - 7а. Это мой первый класс. Когда они пришли ко мне в 5 классе, было страшно, было очень много вопросов: как сложатся отношения с детьми? как сложатся отношения с родителями? Я себя успокаивала себя тем, что у нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, человека который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
Я смело могу сказать – в этом родители мои союзники. Я провела всестороннюю диагностику уровня воспитанности; способностей, интеллекта школьников; культурного уровня; к чему каждый ребёнок склонен; каковы особенности его характера. Обязательно беседую с учителем начальных классов, учителями-предметниками. Также вместе с социальным педагогом составлен был социальный паспорт класса. Проведя такую всестороннюю диагностику, необходимо сделать анализ и выводы, дать подробнейшую характеристику каждому ребёнку. И только с такими сведениями начинать встречи с родителями.
Начиная с первого собрания, стараюсь добиться максимальной посещаемости родительских собраний. Конечно, добиться 100 % посещаемости собраний невозможно. Я понимаю, что родители – люди занятые. Однако я убеждаю родителей в том, что встречи до или после собрания не так эффективны, как наш совместный разговор.
На первом же собрании я постаралась убедить родителей в том, что их дети теперь для меня – не чужие. И я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы в школе им было интересно. На каждом родительском собрании я провожу родительский всеобуч. На каждом собрании я регулярно сообщаю родителям о психологических особенностях возраста детей и данного классного коллектива.
Обязательно привлекаю родителей к воспитательной работе в классе, к их соучастию в делах класса. Так одной из форм классной работы является ежегодный «семейный» праздник-окончание учебного года (выезд на природу) Эти общие мероприятия нужны всем. Родителям – чтобы они видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе. Детям – чтобы они чувствовали значимость своей семьи.
Развитию личности каждого школьника способствуют, прежде всего, индивидуальные формы работы с родителями.
К эффективным индивидуальным формам работы с родителями, считаю, можно отнести консультации, беседы и посещения учащихся на дому.
Работа классного руководителя это постоянный творческий поиск, решение каждодневных мелких и крупных проблем, то есть непрерывное движение вперед.