kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы и решения вокальной аранжировки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр песни, безусловно, предполагает не только сольное пение, но и ансамблевое. А ансамблевое пение, в свою очередь, предполагает многоголосье. И если вы хотите, чтобы ваш коллектив отличался от любого другого, то не имеет смысла увлекаться уже готовыми вокальными аранжировками на известные песни, напечатанные в нотных сборниках.  Конечно, то, что напечатано, убережет вас от возможных огрехов при самостоятельной обработке, но в тоже время лишит ваш ансамбль так называемого «самобытного прочтения музыкального материала».  Может, и ничего в этом страшного нет, но зачем же быть как все?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы и решения вокальной аранжировки.»

ВОКАЛЬНАЯ АРАНЖИРОВКА. Способы и решения.


Театр песни, безусловно, предполагает не только сольное пение, но и ансамблевое. А ансамблевое пение, в свою очередь, предполагает многоголосье. И если вы хотите, чтобы ваш коллектив отличался от любого другого, то не имеет смысла увлекаться уже готовыми вокальными аранжировками на известные песни, напечатанные в нотных сборниках. Конечно, то, что напечатано, убережет вас от возможных огрехов при самостоятельной обработке, но в тоже время лишит ваш ансамбль так называемого «самобытного прочтения музыкального материала». Может, и ничего в этом страшного нет, но зачем же быть как все?

В написании вокальных обработок, по большому счету, нет ничего трудного. Если вам государство доверило руководить Театром песни, то у вас за плечами, как минимум среднее специальное образование. А это значит, что за время своего обучения, вы решили не меньше сотни задач по гармонии. И если вам удалось закончить музыкальное заведение среднего звена, то гармонизовать элементарную вокальную мелодию вам однозначно удастся.

Самое простой способ написания вокальной аранжировки – это построение интервалов от основных звуков мелодической линии. Совсем не обязательно, более того и не желательно, что бы интервалика присутствовала на протяжении всего произведения. Во-первых потому, что интервал все-таки не аккорд и звучание все равно будет несколько пустовато, а во-вторых, не стоит мучить вокалистов, которым и без того есть чем заняться на сцене. Помните, что даже одна единственная терция в конце песни, дает вам право говорить о том, что ваши артисты поют многоголосье.

Все интервалы, которые вы решите присоединить к основным звукам мелодии, должны быть построены вниз. Так как основная мелодическая линия должна быть на первом плане, а лучше слышно то, что сверху. Конечно, можно попробовать пристроить интервалику сверху, но это потребует очень хорошо дифференцированного звучания, если возможности ваших вокалистов это позволяют – вперед.

Главное в любой песне – текст. Ваша аранжировка должна подчеркивать удачные моменты, присутствующие в поэтических строчках, а не мешать их восприятию. Для этого нужно понимать, какую вокально-звуковую особенность имеет каждый отдельно взятый интервал.

Самый удобный интервал для уха – это терция. Ее можно использовать практически везде. Этот интервал никогда ничего не портит, конечно, если он чисто спет. Квинта всегда имеет внутри себя воздух. И если вам нужно ощущения спокойствия, то интервал квинта, то, что надо. Например: «Тишина, ни машин поливных, ни влюбленных шальных, тишина» (А.Перов «Половина четвертого»). Если «тишину» гармонизовать квинтой, то это придаст слову объем, а если квинты сделать еще и параллельными, что в классической гармонии запрещено, то создастся ощущение, что «тишина» вокруг вас. А еще интереснее будет звучать «тишина», если нижний звук интервала отдать мужским голосам, а верхний женским. Вы, таким образом, сумеете еще раздвинуть границы звучания самого слова «тишина» и если при этом динамика два пиано, а в микрофоны голосам добавлена обработка, то получится эффект «звук вокруг».

Кварта и септима всегда звучат резко и не устойчиво. И здесь возможны разнообразные варианты звучания.

Например, строчка «Где держится небо на тонких ногах» (песня «А за облаками» из репертуара группы «Небо»). На мой взгляд, эти «тонкие ноги» очень образны. Сразу представляется какая-то детская неустойчивость, небо, которое может в любой момент к тебе приблизится. И я бы гармонизовала такие «тонкие ноги» с использованием кварт, или тритонов, в исполнении двух женских голосов. Это придаст звучание некую терпкость и неустойчивость. Если сделать и мужской и женский голос, то получится тяжеловато и ноги уже будут не столь тонки. Если же вместо кварты построить септиму, и отдать ее женским голосам, то это придаст данному фрагменту определенный драматизм, а если этот интервал споют мужские голоса, то будет уже почти трагедия.

Секунда самый трудный, для исполнения, интервал и чаще всего используется как проходящий, требующий однозначного разрешения. Лучше всего секунда звучит у мужских голосов. Женские этот интервал исполняют несколько визгливо. Но если есть цель добиться именно такого эффекта, например, подражание птицам, то интервал секунда вполне можно использовать

При написании вокальных аранжировок я тоже придерживаюсь нескольких правил:

  1. Определиться сколько самостоятельных вокальных партий будет в вашей песне. Ни сколько голосов будут ее исполнять, а сколько мелодических линий будет в ней. Если вокальных партий больше, чем две, то главное не перегрузить фактуру. Пусть все будет как можно более прозрачно и как можно более просто. Трехголосье и так слушается довольно масштабно и не стоит еще и дополнительно утяжелять восприятие слушателя.

  2. «Лучше чисто на два, чем фальшиво на три». Правило очень простое. Вы должны твердо знать, что никто и никогда не имеет право петь фальшиво! Конечно, бывает всякое, особенно на стадии обучения, но нормой является стопроцентно чистое интонирование. Поэтому не усложняйте жизнь ни себе, ни другим. Лучше спеть чисто простенькоедвухголосье, чем фальшиво трехголосный расклад.

  3. Если в коллективе есть плохо интонирующие артисты, то при вокальной обработке лучше придерживаться приема подголосочной полифонии. Допустимо чуть видоизменить текст, если у партии подголосков нот оказалось больше, чем слогов в строчке. Также можно одно слово, или целую строку, повторить несколько раз. Это не будет бросаться в глаза, т.к. подголосочная партия проходит второстепенно. Только постарайтесь, чтобы подголоски не пело большее количество людей, чем основную партию. И уж конечно нельзя, чтобы подголоски исполняло большое количество мужских голосов. Уровень громкости мужского голоса намного сильнее женского и вы потом устанете говорить о том, что второстепенная партия должна звучать тише. Теоретически-то, конечно,должна, но этого не получится.

При использовании приема подголосочной полифонии нужно постараться избежать передачи слова из одной партии в другую. Например, в первой партии строка «Наши птицы поют», а вторая партия вступает после паузы на конец слова «птицы» и получается «Цы поют наши птицы», что звучит очень смешно.

Если у вас, из партии в партию, передается текст целыми строками, то хорошо бы предугадать звучание такого фрагмента еще на стадии написания вокальной аранжировки и понять, не будет ли в этом месте «звукового провала», если, например, после густых мужских голосов вступят нежные женские.

  1. При написании вокальной обработки, нельзя пренебрегать общемузыкальными законами. Например, все музыканты знают, что функциональное тоническое разрешение всегда должно звучать тише. Так и не надо на конец фразы, где как раз и присутствует это разрешение, писать трехголосный аккорд. Он никогда не будет тише. Либо аккорд должен появиться на предыдущую доминантовую функцию и разрешаться по всем законам тяготения, либо успокойтесь и пойте в унисон.

Также любому музыканту известно, что к кульминации всегда подводит крещендо. Значит нельзя, чтобы в момент динамического подъема у вас резко запели одни девушки. Если же вы все-таки снимите часть голосовой фактуры, то будьте готовы к тому, что получится эффект «прерванной кульминации», а он не всегда уместен.

  1. Нужно внимательно следить за тем, чтобы текст, написанный от мужского лица, не пелся девушками и наоборот. Например, чудесная строчка «Я совсем танцевать разучился и прошу вас, меня извинить»(«Случайный вальс»М.Фрадкин - Е.Долматовский)очень странно слушается из женских уст при наличии мужских голосов.

  2. При написании вокальной обработки желательно не «разводить» голоса слишком далеко друг от друга. Чем тесситурно ближе они будут, тем «плотнее» и устойчивее будет звучание. Кстати, не всегда верхнюю партию должны петь высокие женские голоса. Звучание приобретает определенный шарм, если верхние звуки в аккорде отданы тенорам.

  3. Важно помнить, что самым трудным видом вокальной обработки, является исполнение аккордовой фактуры. И если вы решились на выучивание подобного материала, то постарайтесь написать обработку так, чтобы каждая партия представляла собой простую приятную мелодию. Во-первых, если партия у вокалиста мелодичная она легче запоминается, во-вторых, если обработка написана так, что голосу приходиться много «прыгать» на широкие интервалы, то есть очень большой шанс, что рано или поздно он «прыгнет» мимо и будет фальшь.

  4. Очень интересно в голосах звучат альтерированные аккорды и характерные интервалы, но использовать их можно только в том случае, если вы уверенны в чистоте интонирования вокалистов. А также нет смысла использовать такие аккорды в быстрых композициях. Сил на то чтобы их выучить уйдет очень много, а звучать они будут очень не долго.

  5. Если вы знаете, что в коллективе есть вокалист, который может не точно интонировать, то лучше написать аранжировку таким образом, чтобы его голос исполнял основную партию, т.е. оригинал.

И в заключении можно добавить. Не забывайте, что мужские голоса менее подвижны, нежели женские, что очень быстрые темпы губительны для артикуляции, что самое трудное петь в унисон, особенно длинные ноты. И что самое главное - это правильный выбор тональности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы и решения вокальной аранжировки.

Автор: Демидова Руслана Олеговна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Вокальная аранжировка. Способы, решения."
    ["seo_title"] => string(39) "vokalnaiaaranzhirovkasposobyrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "269551"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450862838"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства