Сектор финансовых услуг играет важную роль в жизни людей, нежели рынок повседневных товаров и услуг. Потребитель финансовых услуг - не просто клиент банков, инвестиционных компаний и страховых фирм, он еще и инвестор, который управляет своим капиталом и формирует свое материальное будущее. С этой точки зрения федеральный закон «О защите прав потребителей» не предусматривает взаимоотношения граждан с финансовыми организациями, так как здесь присутствует инвестиционная составляющая со всеми соответствующими рисками. А если потребитель финансовых услуг и есть инвестор, то и риски, связанные с его вложениями, должен брать он на себя лично.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы защиты от финансового мошенничества»
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА Волкова Оксана Викториновна, учитель МБОУ «СОШ № 45 им.Маршала Советского Союза К.Г.Жукова» г.Калуги
Сектор финансовых услуг играет важную роль в жизни людей, нежели рынок повседневных товаров и услуг. Потребитель финансовых услуг - не просто клиент банков, инвестиционных компаний и страховых фирм, он еще и инвестор, который управляет своим капиталом и формирует свое материальное будущее. С этой точки зрения федеральный закон «О защите прав потребителей» не предусматривает взаимоотношения граждан с финансовыми организациями, так как здесь присутствует инвестиционная составляющая со всеми соответствующими рисками. А если потребитель финансовых услуг и есть инвестор, то и риски, связанные с его вложениями, должен брать он на себя лично.
Актуальность темы в том, что сегодня, когда стремительно развиваются финансовая система и высокие технологии, которые призванные облегчить нашу жизнь, все мы в той или иной степени стали потребителями финансовых услуг.
ФЗ N 2300-1 «О защите прав потребителей» - это основной закон, который регулирует защиту прав потребителей финансовых услуг.
Роспотребнадзор (и его территориальные органы) - это главный государственный орган по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (мегаконтролер). Банк России осуществляет регулирование деятельности банковских и страховых организаций, а также микрофинансовых организаций (мегарегулятор). Банк России уполномочен проводить проверки деятельности финансовых организаций.
Финансовое мошенничество идет «в ногу со временем». При этом традиционное мошенничество никуда не исчезло. В связи с этим Банк России призывает население быть внимательными и помнить об угрозах быть вовлечёнными в различного рода преступные схемы. Но сегодня финансовые мошенники активно осваивают электронные системы расчетов, в том числе интернет-платежи, операции с банковскими картами.
Одно из самых распространенных видов мошенничества, связанного с финансовыми услугами, является мошенничество с пластиковыми картами.
Банковская карта - это очень удобный и выгодный финансовый инструмент. Рассмотрим некоторые виды мошенничества с пластиковыми картами:
Считывание карточного ПИН-кода. Более высокотехнологические способы мошенничества заключаются в том, что в банкомат встраиваются программы или устройства, которые считывают информацию с магнитной полосы.
Для борьбы с такими мошенничествами ведется видеонаблюдение за банкоматами, банковскими киосками и точками кассового обслуживания.
Подставные банкоматы. Иногда аферисты ставят в людном месте свой собственный «банкомат». Он денег не выдает, но считывает с карточки все необходимые данные. Банкомат (подставной) может быть специально запрограммирован так, чтобы не возвращать карту. После этого человек не будет стоять у банкомата до приезда команды, которая решит эту проблему, а обязательно отойдет хотя бы для того, чтобы позвонить в банк, тогда злоумышленник без помех вынимает карту и пользуется ею по своему усмотрению.
Пластиковые конверты. Эти конверты закладывают в щель банкомата. Владелец карты пытается снять деньги, но банкомат не может прочитать данные с магнитной полосы, и это время подходит злоумышленник и говорит, что два дня назад с ним случилась та же самая история, чтобы вернуть карту, надо просто ввести пин-код и нажать два раза на «Сапсе1». Хозяин карточки пробует, и, конечно же, ничего не получается. Он решает, что карточка осталась в банкомате, и уходит, намереваясь обратиться в банк. Мошенник же достает кредитку вместе с конвертом при помощи нехитрых
подручных средств. Пин-код он уже знает. Снять деньги со счета теперь не составляет особого труда.
4. Мошенническое использование украденных кредитных карточек остается наиболее распространенным преступлением. Нанести крупный ущерб по украденной карте можно лишь в том случае, если мошенник знает пин-код клиента.
Прежде чем говорить о способах защиты банковских карт от мошенничества, нужно подчеркнуть:
На пластиковых картах нельзя держать крупные суммы денег. Несмотря на все меры предосторожности, на 100% защититься от мошенничества не получится, можно только сократить вероятность несанкционированного списания денежных средств с банковской карты Рекомендации держателям пластиковых карт:
Хранить номер карты и личный идентификационный номер (ПИН-код) в тайне от других;
- Не хранить пин-код в доступном для других лиц виде, необходимо запомнить пин-код;
- При получении в банке карт обязательно их подписывать;
- Периодически проверять, все ли карты на месте;
- Поддерживать связь с менеджерами счетов относительно состояния счета, регулярно проверять выписки со счета;
- Всегда иметь при себе номер карты и телефоны банка;
- Сохранять выданные экземпляры слипов и кассовых чеков с подписью в течение трех месяцев;
- При вводе пин-кода следить, чтобы вводимые цифры не были видны посторонним лицам;
- Не передавать карту другому лицу;
- Наводить справки о незнакомых компаниях в местной организации по защите прав потребителей;
Если было замечено хищение, нужно немедленно позвонить в службу клиентской поддержки банка для блокировки карты».
Следующем распространенным видом преступления является мошенничество в Интернете.
В интернете часто фигурируют фальшивые интернет-сайты, маскирующиеся под сайты лотерей, нефтяных компаний, банков и государственных учреждений. Эти фальшивые сайты и являются одним из видов мошенничеств.
Таким образом, для совершения покупки по карте в сети интернет достаточно знать всего 3 комбинации цифр (которые просто нанесены на карту):
- Срок действия карты;
- Номер карты;
- СУУ2 или СУС2 код - (3 цифры, напечатанные на обороте карты).
Подведя итоги статьи, можно сделать вывод:
Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно помнить основные правила финансовой грамотности. Именно осведомленность о принципах работы
того или иного финансового инструмента, четкое представление о собственных правах и обязанностях позволяет отличить добросовестного участника рынка от мошенника и сохранить свои деньги. Обладая необходимыми знаниями о финансовых рынках, научившись оценивать риски и зная ваши права как потребителей финансовых услуг, вы сможете попробовать обогатить вашу жизнь и в прямом, и в переносном смысле, стать активным участников современных инвестиционных процессов.
Библиографический список
ФЗ "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция);
ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (последняя редакция) "О защите прав потребителей";
ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция);
Статья «Меры финансовой предосторожности», авторы статьи: Кирюхов П.Э., Паранич А.В.