kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальные институты как фактор профилактики экстремизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается роль и место общественных институтов в противодействии экстремизму

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальные институты как фактор профилактики экстремизма»

Шаукенов Ж.А., кандидат исторических наук, доцент

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова, Казахстан


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА


У гражданского общества есть ядро институтов, составляющих его фундамент - это добровольные ассоциации, экономика, церкви, культурные союзы, спортивные клубы и дискуссионные общества, независимые СМИ, академии, группы граждан, организации по расе, полу, ассоциации по профессиям, политические партии и профсоюзы. Таким образом, гражданское общество - это система отношений между людьми в различных сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной, информационной.

Казахстан в конце ХХ века начал путь модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому и светскому государству, гражданскому демократическому обществу. Важным шагом в этом направлении стало принятие на референдуме 30 августа 1995 г. Конституции Республики Казахстан, которая создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. В ней закреплены основополагающие конституционные принципы гражданского общества: демократический конституционный строй; признание прав и свобод человека и гражданина; принцип разделения властей; свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности; плюрализм; развитое местное самоуправление; средства массовой информации.

 Основные пункты Конституции РК реально осуществляются и реализуются в казахстанском обществе, многие из них еще ждут своего воплощения. Провозглашая принцип демократического, светского, правового и социального государства, Конституция РК закрепляет право граждан на свободу объединений, гарантирует свободу деятельности общественных объединений [1]. Конституция предоставляет гражданам Республики Казахстан право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц [2].

Для казахстанской действительности наиболее остро стоит проблема с так называемым третьим сектором, который является важнейшей составляющей частью гражданского общества. Это некоммерческие, неправительственные общественные организации.

Сейчас в Казахстане действует более сотни НКО и НПО. Значительную часть их составляют объединения для проведения досуга: любительские хоры, спортивные объединения, общества коллекционеров и т.д. Большинство организаций представляют собой объединения социальной взаимопомощи, а также благотворительного характера. Люди объединяются для того, чтобы решить свои жизненные проблемы и принудить государство выполнять свои обязательства перед соответствующими группами граждан.

Роль таких объединений для строительства гражданского общества велика, но они сталкиваются с огромными трудностями. В первую очередь это вызвано давлением со стороны власти, которая стремится контролировать деятельность таких организаций и направлять их в нужном или удобном для себя русле. К примеру, НКО и НПО действуют в правовом поле, т. е. основываясь на определенной нормативной базе. Как раз этот момент и затрудняет диалог между властью и НКО. Каким образом? Если какой-то закон стесняет их взаимоотношения, этот закон довольно легко меняет, приспосабливая к своим потребностям. С той же легкостью чиновники выходят за пределы правового поля, и, как правило, правонарушитель остается безнаказанным. Из-за такого отношения власти к гражданским институтам население страны не желает объединяться в организационные структуры.

Одну из важнейших ролей в формировании и развитии гражданского общества играют средства массовой информации. В демократических странах СМИ называют четвертой властью. Они вмешиваются в политическую борьбу, обсуждают действия - и бездействие - исполнительной и законодательной власти и реально влияют на политику. Что же у нас? Большая часть СМИ находится в зависимости от государства, контролируется властями разных уровней.

Для создания системы независимых СМИ необходимо формирование конкурентной среды на рынке средств массовой информации, основанной на равном доступе к этому рынку как отечественных, так и зарубежных финансово-промышленных групп и медийных компаний. Только экономически свободные СМИ могут свободно и ответственно выполнять свою общественную миссию. Именно благодаря средствам массовой информации граждане получают представление о происходящих в стране процессах, государственных проблемах и проблемах общества. Чем чаще мы будем слышать о гражданском обществе и необходимости его формирования в нашей стране, тем тверже оно утвердится в сознании людей и, может быть, со временем получит необходимый отклик.

Все эти процессы, в казахстанском обществе, ведут к негативным последствиям, отражающимся на развитии и становлении гражданского общества в Республике. Незрелость гражданского общества предопределяет возникновение в государстве и обществе нежелательных элементов. Одной из главных задач современного государства должно стать достижение гражданского мира и согласия в обществе в рамках обеспечения национальной безопасности, являющегося гарантией нормального функционирования гражданского общества.

Одним из факторов, дестабилизирующих жизнь общества и подрывающих устойчивость развития государства, является проблема экстремизма. Причиной возникновения экстремизма и терроризма является незрелость основных институтов и принципов гражданского общества в Казахстане.

В мае 2010 года в Акорде под председательством Главы государства Нурсултана Назарбаева состоялось очередное заседание Совета Безопасности Республики Казахстан. Глава государства отметил, что в Казахстане общество не отделено от религии, и поэтому государство не может отстраняться от регулирования общественных отношений в этой сфере. При этом важно учитывать, что религиозные верования основываются на нравственных началах и имеют огромный гуманистический потенциал, который необходимо использовать для развития духовных ценностей общества, укрепления казахстанского патриотизма, укрепления межнационального и межконфессионального согласия и профилактики религиозного экстремизма.

В научной практике экстремизм определяют как один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства. Для многонационального и поликонфессионального Казахстана экстремизм, основанный на религиозных или этнических основаниях, особенно опасен.

Религиозный экстремизм – тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении. Он отличается деятельностью, направленной на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Зачастую, эту деятельность прикрывают религиозными убеждениями, своего рода камуфлируя ее религиозным содержанием.

Кроме того, экстремизм, прикрывающийся религиозными или национальными лозунгами, нередко эксплуатирует и такие традиционные ценности, как личная и общественная нравственность, любовь к своему народу.
Есть несколько причин возникновения экстремизма, среди них социально-экономическое недовольство народа, деформация политических структур, падение жизненного уровня значительной части населения, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т.д.

Согласие и стабильность являются приоритетами внутренней политики Казахстана и необходимыми условиями развития нашей республики и улучшения благосостояния граждан, поэтому в государстве сформирована целая система органов, которые их обеспечивают. Агентство имеет свое место в данной системе. Сегодняшними вызовами и угрозами стабильности в такой общественно важной и чувствительной сфере как религиозная являются проявления экстремизма: будь то идеология, призывы или акции.

Безусловно, мы должны и обязаны противодействовать экстремизму в религиозной сфере, которая ведется согласно Закону РК «О противодействии экстремизму» [3]. Противодействие экстремизму − это деятельность государственных органов, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя; на обеспечение целостности и национальной безопасности нашей многоконфессиональной страны от экстремизма; на предупреждение, выявление, пресечение экстремизма и ликвидацию его последствий, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремизма.

Поэтому, противодействуя так называемому религиозному экстремизму, одной из функций государства является защита собственных граждан, обеспечение национальной безопасности, предупреждение экстремизма и устранение его причин и предпосылок. То есть, можно сказать, что на законодательном уровне приоритет отдается предупреждению экстремизма на стадии его возникновения.

Предупреждение экстремизма воплощается в его профилактике, которая, согласно упомянутому закону, представляет собой систему правовых, организационных, воспитательных, пропагандистских и иных мер.

Экстремизм, какую бы форму он ни принимал, несет угрозу национальной безопасности любого государства. Для Казахстана непосредственное столкновение с экстремизмом стало очень болезненным процессом. Возникновение экстремистских организаций таит в себе опасность для личности, общества и государства, а экстремистская деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и на насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной и национальной вражды и обострение межнациональных отношений, негативно отражается на процессе формирования гражданского общества.

В целях пресечения экстремизма необходимо наладить активную и эффективную работу всех институтов гражданского общества. Борьба с экстремизмом требует принятия согласованных действий, направленных на профилактику и предупреждение его проявлений в любых формах. Эта деятельность должна носить долгосрочный характер и вестись только на основе неукоснительного соблюдения требований законодательства.

Развитие институтов гражданского общества должно стать мощным потенциалом для решения многих актуальных задач, стоящих перед нами, начиная от общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и отдельных должностных лиц до оказания морально-психологической помощи людям, остро нуждающимся в ней.

Таким образом, эффективное противодействие распространению экстремизма и его профилактика в современных условиях во многом зависят от последовательной реализации на практике конституционных принципов организации и функционирования гражданского общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Казахстан. - А.,1995. - Ст.23.

2. Конституция Республики Казахстан. - А.,1995. - Ст.32.

3. Закон РК «О противодействии экстремизму». – А.,2005. Ст.1.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социальные институты как фактор профилактики экстремизма

Автор: Шаукенов Жангельды Арсенович

Дата: 11.01.2019

Номер свидетельства: 494840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Статья "Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_tolerantnost_kak_chast_kompleksnoi_bezopasnosti_v_obrazovatelnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "492453"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545641576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства