Богатейшая история стоит за удивительным словом «праздник». Она изучается учёными самых разных интересов и направлений. Праздник — такое многогранное явление, что его никогда не устанут изучать историки и социологи, этнографы и фольклористы, филологи и искусствоведы, музыканты и актёры, психологи и другие люди.
Во все времена, на всех этапах развития человечества праздники утверждали в обществе самые высокие идеалы. Праздники всегда сплачивают людей вокруг этих идеалов, делают их лучше, чище, доброжелательнее друг к другу и общительнее. На эту тему можно найти множество высказываний великих умов человечества.
Праздник является одной из форм поддержания и воспроизведения традиций.
Традиции - это надежность, стабильность, уверенность в правильности установленного порядка вещей. Традиции позволяют сохранить связующую нить поколений, память о замечательных событиях в жизни человека. Старые традиции проверены временем, отшлифованы и сверкают, подобно алмазу.
Традиционное, значит настоящее - таково общее мнение.
Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителейИх благотворное влияние мы чувствуем и в повседневной школьной жизни и в праздники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный праздник в наше время. »
Школьный праздник в наше время.
История развития школы, как любого людского сообщества, не отделима от понятия «праздник». Школа отмечает государственные праздники, принимая выраженные в них ценности государства, и празднует свои собственные события, знаменующие некоторые этапы жизни школьного коллектива.
Какое- то время назад перечень школьных праздников был несколько строго регламентирован и включал в себя ряд общественно - политических праздников (8 Марта, 23 февраля, 22 апреля, 1 Мая, 9 Мая, 7 ноября) и праздников, обусловленных содержанием школьной жизни («День Знаний», «Последний звонок», «Прощание с Букварем» и т. д.)
Последние годы внесли существенные изменения в школьный календарь праздников. Соотношение количества общественно - политических и школьных праздников резко изменилось. Во- первых, провозглашение новых ценностей государства привело к отмене ряда общественно - политических праздников, а новые праздники пока не имеют своих традиций, ритуалов, без чего такие праздники невозможны. Во- вторых, школьные коллективы, получив большую свободу в формировании содержания школьного образования, стали находить все больше поводов для организации праздников, используя содержание школьной программы обучения, что привело к увеличению числа так называемых программных праздников.
Что же сегодня мы понимаем под понятием «школьный праздник»? Часто можно наблюдать, как праздником называют концерт, посвященный кому- либо событию. Или, организовав ряд игр для детей, считают, что получился праздник игры.
Я считаю, что настоящий школьный праздник может получиться только тогда, когда содержание праздника детям хорошо знакомо. Такой подход обеспечивается, как мне кажется, в том случае, если праздник рассматривается как некий итог учебно - воспитательной работы, осуществляемой на уроке, классных часах, экскурсиях, в группе продленного дня и на кружковых занятиях.
Подобный взгляд на праздник высказывали неоднократно с первых дней советской власти. Так, например, первый нарком просвещения А. В. Луначарский, горячий сторонки и организатор советских праздников, еще в 1918 году призывал шире использовать театрализацию при прохождении школьной программы. Именно тогда, писал автор, «игра, труд и познание свяжутся… поистине золотым узлом».
Требование о включении содержания праздников в школьную программу выдвигалось не только отдельными авторами. В революции конференции по проведению общественно - политических праздников в школе, проводившейся в Ленинграде в июне 1924 году, говорилось о необходимости включения праздников в производственный план школы с тем, чтобы материал мог проходиться на классных и предметных занятиях, а в группе продленного дня, на клубных и кружковых занятиях предполагалось его углубление и подготовка к художественному оформлению.
В этой связи интересно вспомнить взгляд на праздник как на фазу досуга санкт- петербургского ученого Э. В Соколова. Первыми элементарными ценностями досуга, по мнению автора, является отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Следующая фаза досуга - развлечение - может включать прогулки, путешествия, беседы, чтение, спортивные и комнатные игры, разнообразные «хобби», т. Е. занятия, в которых испытывается потребность отдохнувший человек. Именно к этой фазе досуга можно отнести так называемые праздники игры и другие подобные праздники, в подготовке которых отсутствует преемственность занятий.
Просвещение - более высокий уровень деятельности, способствующий приобщению личности к культуре. Он отличается от развлечения преемственностью занятий, систематическим характером (слушаем музыку не только ради удовольствия, но стремимся понять ее особенности, знакомимся с биографией композитора). Именно просвещение приводит к более высокому виду жизнедеятельности - творчеству, которое «не служит подготовкой к сему- то высшему, а само является наиболее ценным и вместе с тем наиболее естественным органичным видом деятельности», в котором человек утверждает себя. Подведение итогов и пережитого, осознание своего единства с миром, своего места в нем свойственно созерцанию - следующей фазе досуга.
Все эти виды досуга присутствуют в празднике, синтетичном по своей природе. Праздник - это и отдых от труда, насыщенный играми и развлечениями. Праздник ценен и в просветительском отношении: он воспитывает, утверждает в сознании людей определенные ценности. «Праздник есть одновременное вспоминание о прошлом, интенсивное переживание настоящего и уверенный, оптимистический взгляд в будущее»,- делает вывод Э. В. Соколов.
Соединить все составляющие элементы школьной жизни в единое целое, а праздник сделать подлинно итоговым мероприятием, венчающим некий этап школьной жизни, помогает комплексная программа обучения. Только тогда теоретические знания получают условия для своего практического воплощения. В этом случае праздник не является самоцелью, а становится тем звеном воспитательного процесса, где формируются (а затем и формулируются) нравственно - эстетические установки личности.