"Роль художественно – изобразительной деятельности в воспитании детей с нарушением интеллекта"
"Роль художественно – изобразительной деятельности в воспитании детей с нарушением интеллекта"
Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности ребенка- это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с внутренним миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитий ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль художественно – изобразительной деятельности в воспитании детей с нарушением интеллекта"»
Бурибаева Галима Ережепбаевна.
Воспитатель коррекционной школы – интернат.
г. Тараз.
Роль художественно – изобразительной деятельности в воспитании детей с нарушением интеллекта.
Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности ребенка- это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с внутренним миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитий ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.
Важной особенностью детей с ЗПР является незрелость эмоционально- волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению. Ребенок с задержкой психического развития отличается замедленным темпом развития психики, который выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, неустойчивостью внимания, сниженном обьеме памяти, преобладанием игровых интересов, быстрой утомляемостью и пресыщаемостью.
Современная специальная психология и педагогика все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитий. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно- потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики рук, коммуникации.
Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности- это и есть реализация социально педагогической функции искусства.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально –эстетического и волевого развития ребенка. Для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, моторики, речи.
Сама изобразительная деятельность детей с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. Детей знакомят с разными жанрами и видами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, друзьям или использовать в игре. И поэтому занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми с ЗПР.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.
Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения, и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, целостность. Осмысленность и точность. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлении затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушения в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами (кистью, стекой, ножницами).
Также, хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых, дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности. Следовательно, для полноценного коррекционно -развивающего процесса, необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого, в первую очередь, необходимо превратить обучение навыкам ИЗО в осознанное и интересное для ребенка дело.