Среди множества форм нравственно-эстетического воспитания можно выделить хореографию, так как она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное. Они развивают образное мышление и фантазию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль хореографии в творческом развитии детей»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК»
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Роль хореографии
в творческом развитии детей»
Антоненкова
Марии Васильевны
Содержание
Введение
1. Творчество как предмет исследования. Понятие детского творчества.
2. Понятие и разновидности способностей.
3. Развитие творческих способностей.
4. Роль хореографии в творческом развитии детей.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. Поэтому важнейшей составляющей культурного пространства общества является искусство во всех его проявлениях, так как оно формирует целостную личность.
Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является хореография, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования всесторонне развитой личности.
Продуктивность художественного воспитания искусством танца обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Именно данный вид творчества успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.
Хореография – искусство, искренне любимое детьми. Занятия танцем приобщают маленького человека к миру прекрасного. Важной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.
Творчество как предмет исследования.
Понятие детского творчества.
Среди множества форм нравственно-эстетического воспитания можно выделить хореографию, так как она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное. Они развивают образное мышление и фантазию.
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры.
На рубеже XIX – XX столетий как специальная область исследования начала складываться та «наука о творчестве», которая именовалась «психологией творчества». Она вырастала из «теории творчества», существенно не отличаясь от своей предшественницы. Вопросы «теории» и «психологии» творчества, во многих работах начала XX века рассматривались совместно. Такое рассмотрение даже формально объединялось общим названием – «теория и психология творчества». Никаких четких границ между тем и другим не было, одно растворялось в другом.
Характерная особенность исследований того времени состояла и в том, что в большинстве из них, как правило, не усматривалось отчетливой связи с производственной деятельностью людей. Внимание сосредоточивалось либо на художественном, либо на научно-философском творчестве.
Большинство авторов выражали глубокое убеждение в том, что сознательная деятельность людей ни в какой мере не может повлиять на формирование гениальных творцов. В творчестве видели наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающуюся научному анализу. Идея о существовании объективных законов творческой деятельности человека, которые могут быть вскрыты и использованы хотя бы в отдельном будущем в целях повышения творческого потенциала, казалась весьма маловероятной.
До середины XX века исследованиям творчества не придавалось существенного значения: общество не имело острой потребности в такого рода исследованиях – стихийное появление лиц, становящихся в свое время творцами науки, техники, искусства, стихийно осуществляемые ими открытия, изобретения вполне удовлетворяли темпам развития общества.
Затем обстоятельства резко изменились. Исследования эффективности творчества оказалось под воздействием острых жизненно важных требований общества. Иначе говоря, научно-техническая революция создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.
Главная особенность этого этапа связана с резким сдвигом в типе социальной стимуляции исследований творчества в области науки. Если прежде общество не имело острой практической потребности в таких исследованиях и основным стимулом совершенствование данной области знаний оставалась любознательность, то теперь новый стимул требует создание условий управления творческой деятельностью.
В России впервые начали рассматривать творчество потебнисты (в честь автора теории А. А. Потебни). Они строили свою теорию на теориях словесности, истории и культуры. Они разделяли процесс творчества на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения. Труд необходим для наполнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору. «Но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок; можно лишь с уверенностью заметить, что работа эта носит характер закона наименьшего сопротивления сил, в силу которого выбирается исключительно типичное».
Важнейшая способность творца – гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания. Специфические качества творческой личности связывались с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью, субъективностью.
В дальнейшем творчество рассматривал В. М. Бехтерев. «Для всякого творчества, – пишет В. М. Бехтерев, – необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление».
В этот период предпринимались и другие попытки приложения к проблемам психологии творчества физиологических закономерностей. Особую настойчивость проявлял представитель Павловской школы В. В. Савич. Творчество определялось им как образование новых условных рефлексов с помощью ранее приобретенных связей.
Таким образом, ход описанных теорий все отчетливее и отчетливее говорил о том, что творчество подчинено психологическим закономерностям, заключающихся в том, что оно развивается параллельно с развитием творческих способностей, основу которого они составляют.
Все данные теории сходны в одном: творчество – это созидание нового, оригинального, присущего только образованному человеку, наделенному творческими способностями. Но теории творчества совершенствовались, охватывая и другие области знания. И уже во второй половине XX в. выдающимся психологом Л. С. Выготским была исследована история развития личности ребенка, деятельность, выполняемая им. Его исследования доказали, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Это показывает, что Л. С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Уже из этого легко видеть, что обыденное представление о творчестве не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие произведения литературы, живописи и т.п.
Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей.
2. Понятие и разновидности способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему дети, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. Этот термин, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его определения и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в XVIII – XIX вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время.
3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространено сейчас. И вместе с тем является наиболее узким и наиболее точными из всех определений.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. Он и предложил последнее определение способностей. Если уточнить его, пользуясь ссылками на работы Б. М. Теплова, то в понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное творчество, хореография и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность и выполнение любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Человек – это многогранная личность, которая обладает определенным набором различных способностей, в отличии от индивидуально-психологических особенностей, которые можно классифицировать следующим образом.
В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками и формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, импринтинга и ряда других. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной сфере. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, хореографические, творческие, лингвистические, математические и ряд других.
Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям.
Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Таким образом, не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь способности не исключает возможности выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность.
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.
3. Развитие творческих способностей
В любом ребенке, как было сказано выше, от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.
В процессе развития творческих способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня данные способности. Первичный этап в развитии творческих способностей связан с созреванием необходимых для них органических структур или с формированием на их основе функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному возрасту. В начале развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Детские игры дают первоначальный толчок развитию творчества, в основе которого лежат творческие способности.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи появляются и новые требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей творческие способности ребенка.
Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности для ее исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает в себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребенка.
Творческие способности – это культурно и социально обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития этих способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование ребенка и удовлетворение его потребностей.
2. Отсутствие природных задатков к данной деятельности и необходимость обучения этому с детства.
3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения вокруг ребенка образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
5. Отсутствие с рождения жестких запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.
Каждое из названных обстоятельств является необходимым для развития творческих способностей и целенаправленное использование их в различных видах деятельности.
4. Роль хореографии в творческом развитии детей
Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного воспитания, сочетает не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, но и раскрывает и развивает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Природа танца, его корни лежат в потребности человека выразить пластически свои чувства. Это своего рода способ познания мира, он учит чувствовать, мыслить, развивает в детях чувство прекрасного, требует от них упорства, настойчивости, воспитывает волю, укрепляет здоровье. Сама культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения, прививает ребенку особый образ жизни. Занятия хореографией дают ребенку возможность самореализации и самоутверждения, способствуют развитию его творческой индивидуальности.
На занятиях происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития, они помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Занятия хореографией повышают настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренируют мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. На занятиях по хореографии детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности. Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением. Творческие способности детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку. Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу. Для активизации творчества ребенка ключевым является образно-игровой метод проведения занятий. На занятиях используются упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться; «выплеснуть» эмоции; пофантазировать по мотиву музыкальных произведений (пластически); проявить себя в игре.
Создание образа – это выражение самобытности ребенка в заданной педагогом теме, или не ограниченный какими бы то ни было условностями «полет» детской фантазии. Таким образом, танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, основой развития его творческих возможностей.
Справедливо отметить, что в многочисленных танцевальных кружках, в настоящее время, занимается много детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают хореографические отделения в школах искусств, открываются хореографические школы, причем не только в крупных городах.
Процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но при этом, он является и сложным процессом, строящим обучение в несколько этапов.
Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца. В основу данного этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Этим этапом можно завершить так называемое обучение для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, выразили желание продолжить свое образование, могут перейти к третьему этапу обучения.
Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Наиболее вероятной формой занятий здесь становится студийно-кружковая. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар.
Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что, во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и, в-третьих, дошкольный возраст – это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.
Заключение
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития, так как является синкретическим и впитывает в себя изобразительное искусство, драматургию, музыку. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность. Занятия танцем формируют не только правильную осанку, но и прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Последнее же подразумевает необходимое развитие творчества, так как настоящий актер только тот, кто работает творчески и с душой.
Теоретики хореографической педагогики считают, что привлечение ребенка к танцевальному искусству важно для его духовного развития, формирования необходимых моральных качеств и раскрытия творческого потенциала. Танцевальная деятельность способствует улучшению физического развития, формированию интереса к двигательной деятельности, а также способствует психическому развитию ребенка: расширению кругозора, активизации познавательных процессов, развития произвольного внимания, памяти (зрительной, слуховой, мышечной), творческого воображения, поэтому является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности.
Именно поэтому хореография в нашей стране приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонично развитой, духовно богатой личности.
Список литературы.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991г.
Красовская В. М. «О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца». Л., 1983 г.
Лезин Б. А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. – В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 1. 1907г.
Метлов Н. А. Музыка – детям. М., «Просвещение». 1985г.
Пономарев А. Я. Психология творения. М., 1999 г.
Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. «Музыкальное воспитание дошкольников». М., «Просвещение». 1994 г.
Способности ваших детей. Сост. Линькова Н. П., Шумилин Е. А. М., «Просвещение». 1969 г.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать». М., «Владос». 2003 г.
Русалов В. М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. – 1988. – Т.1. - №2.
Филатов С. В. От образности слова – к выразительному движению. М.,1993 г.
Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., «Знание». 1986 г.