Беседа с родителями
Готовимся к школе
От простого — к сложному
Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним зависит от эмоционального опыта.
Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
• дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;
• обучение требует систематичности:?10—15 минут каждый день дадут лучший результат, чем час-два в выходные дни;
• необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному». Нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?»;
• не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы сделал(а) так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
10 ЗАПОВЕДЕЙ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)».
Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Научите ребёнка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
Приобщайте ребёнка к экономике семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
Постоянно говорите с ребёнком.
Развитие речи — залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
А также:
• признавайте право ребёнка на ошибку;
• научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;
• учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;
• научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать;
• научите ребёнка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализировать их;
• главное: постоянно показывайте, что вы уверены в нём и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы — его защита и опора.
Формирование положительного отношения к школе и направленности на обучение
• Экскурсии с ребёнком в школу.
• Встреча и знакомство с учителями.
• Рассказы о своих любимых учителях.
• Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
• Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.
• Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
• Семейное чтение художественной литературы.
• Организация книжного уголка для ребёнка.
• Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
• Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.
• Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».
• Никогда не запугивайте детей школой!