Реализация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС второго поколения
Слайд 1
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одно из направлений решения этой задачи связано с внеурочной деятельностью школьников. В начальной школе закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Слайд 2
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В настоящее время педагогу приходится работать в условиях:
расслоения населения по уровням обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
ограниченности общения со сверстниками;
неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Для организации и реализации внеурочной деятельности обучающихся 1-4-х классов в рамках Основной образовательной программы начального общего образования в нашей школе разработана Программа внеурочной деятельности.
Слайд 3
На слайде вы видите принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Слайды 4 – 8
На следующих слайдах подробно представлены виды внеурочной деятельности, используемые в нашей работе.
Слайд 9
Этапы организации внеурочной деятельности:
Анализ ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей.
Подбор кадров, реализующих внеурочную деятельность.
Разработка рабочих программ и КТП внеурочной деятельности.
На внеурочную деятельность отводится 10 часов в неделю в каждом классе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
Для организации внеурочной деятельности обучающихся в работу вовлечены не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники, и педагоги дополнительного образования.
Для проведения занятий:
Составлен и утвержден график проведения занятий внеурочной деятельности.
Учителями разработаны и утверждены рабочие программы. Программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы. В этом году педагоги нашей школы самостоятельно разработали 4 рабочие программы внеурочной деятельности на основе методических рекомендаций. Все программы прошли рецензирование в ККИДППО и рекомендованы для использования в образовательных учреждениях.
Сегодня мы представим их вашему вниманию и покажем мастер-классы.
Слайд 10
Наша школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Слайд 11
Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:
В соответствии с выбором родителей направления внеурочной деятельности для обучающихся 1-4-х классов в нашей школе представлено кружками:
Слайд 12
Спортивно-оздоровительное направление .
Здоровейка (1 классы)
Клуб «Здоровье» (1, 2, 4 классы)
Спортивный туризм (3 классы)
Слайд 13
Общеинтеллектуальное направление
В мире книг (2, 3, 4 классы)
Математика и конструирование (2, 3 классы)
Мир растений и животных (2, 3 классы)
Моя первая экология (4 классы)
Эрудит (1 классы)
Юный эколог (1 классы)
Слайд 14
Общекультурное направление
Весёлая палитра (2, 3, 4 классы)
Домашний мастер (1, 2, 3 классы)
Домоводство (4 классы)
Легоконструирование (1 классы)
Слайд 15
Духовно-нравственное
Слайд 16
Социальное
Мир на ладошке (1 классы)
Мы рисуем счастье вместе (1, 2, 3, 4 классы)
Экономика: первые шаги (2, 3 классы)
Я – пешеход и пассажир (2, 3 классы)
Слайд 17
Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями и пр. Содержание занятий реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, концерты, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, общественно полезные практики и т. д. Занятия имеют аудиторную занятость и внеаудиторную занятость.
Слайд 18
Для развития у младших школьников практических навыков работы с учебно – измерительными комплексами при организации практических и лабораторных работ на занятиях используются комплекты лабораторного оборудования:
«Наблюдение за погодой»;
«Воздух и атмосферное давление»;
«От зародыша до взрослого растения»;
«Постоянные магниты»;
«Равновесие и устойчивость»;
«Плавание и погружение».
А также магнитные плакаты с набором карточек и методическими указаниями:
«Природа сообщества водоема»;
«Природа сообщества леса»;
«Природа сообщества луга»;
«Природа сообщества поля»;
«Птицы зимой».
Слайд 19
При таком обучении происходит исследование вещей и явлений окружающего мира, природы, доступное и привлекательное для детей, где учащиеся получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность.
Результатом занятий в кружках может быть выставка работ, участие в соревнованиях, проектах, конкурсах и смотрах. Все результаты фиксируются в портфолио ученика.
Практика введения ФГОС НОО в нашей школе показала как свои положительные стороны, так и выявила главную проблему, это отсутствие свободных помещений для занятий внеурочной деятельностью. Но сегодня с уверенностью можно сказать, что мы решили эту проблему.
Слайд 20
В любой деятельности важен результат и его эффект.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Слайд 21
Итак, какого же результата мы добились за время реализации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС второго поколения.
Как показал опрос родителей и учащихся – 91% родителей удовлетворён качеством услуг по внеурочной деятельности, разнообразием представляемых направлений. Родители отмечают заинтересованность учащихся предлагаемой деятельностью и желание продолжить занятия.
Это показывают и итоги участия детей в различных конкурсах. Так в 2011 – 2012 учебном году в различных конкурсах на муниципальном этапе приняли участие 18 работ, в 2012 – 2013 учебном году приняли участие 35 работ, а в 2013 – 2014 учебном году в различных конкурсах на муниципальном этапе приняли участие 88 работ. Таким образом, количество участников увеличилось в 5 раз за 3 года!
Слайд 22
Так же выросло и качество работ участников. Если в 2011 – 2012 учебном году из 18 работ только 1 работа заняла призовое место на муниципальном этапе, в 2012 – 2013 учебном году из 35 работ 4 работы заняли призовые места. То в 2013 – 2014 учебном году из 88 работ: на муниципальном этапе 2 работы получили гран – при, 9 работ стали победителями, 17 работ – призёрами и 1 работа заняла 3-е место на краевом этапе.
Слайд 23
Таким образом, внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. До идеала нам далеко, но мы уверены, что правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт нам свои положительные результаты и эффекты. И мы стремимся к этому.
Слайд 24