Реализация требований стандарта второго поколения при изучении краеведческого материала
Реализация требований стандарта второго поколения при изучении краеведческого материала
В статье рассказывается об изучении краеведческого материала Воронежской области по рабочей тетради «Краеведение» (Авторы: Обухова Л. А. и др. Краеведение.1 год обучения. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.-88с.). Это пособие способствует систематическому изучению младшими школьниками родного края, формирует творческую, всесторонне развитую личность, способную к поиску необходимой информации, исследованию и обобщению. Предназначено оно для индивидуальной работы учащихся. В пособии даются разнообразные задания, способствующие формированию познавательной деятельности ребёнка, такие как «Подумай», «Запомни», «Игра», и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация требований стандарта второго поколения при изучении краеведческого материала»
Е. А. Сидорова
МКОУ РАМОНЬСКАЯ СОШ
с. Рамонье
Аннинского района
Воронежской области
Реализация требований стандарта второго поколения при изучении краеведческого материала
Стремительно развивающийся современный мир выдвигает новые требования к развитию личности человека, его профессиональной подготовке. Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть социокультурной среды, в которой живет человек. Особая роль отводится начальному образованию как основы для формирования личности, развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Именно особенности воспитания и обучения начального образования определяют траекторию развития личности ребенка в среднем и старшем звене школы и его дальнейшее профессиональное становление.
Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем, эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации. Это ставит под угрозу успешность дальнейшей учебной деятельности в условиях возрастания информационного объема, требований к уровню профессиональной подготовки, развития личности.
Стандарты второго поколения ориентированы на становление личностных характеристик выпускника.
«Портрет выпускника начальной школы»:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Педагогическое сообщество реагирует на очевидную ситуацию, обсуждая принципиально новые подходы, ориентации образования не на передачу системы знаний, а на формирование практически необходимых компетентностей. При этом существующая система образования не подвергается резким изменениям ее установок и структур. Альтернативой является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, формируя у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Активность обучающегося является целью обучения. В связи с этим меняется характер взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками с простой трансляции знаний к сотрудничеству.
Федеральные государственные стандарты нового поколения нацелены сократить разрыв между требованиями современности и результатами образовательной программы. Формирование ключевых компетентностей становится сегодня главной целью обучения, так как дает возможность ученику повысить свои учебные достижения.
Каковы основные группы результатов устанавливает стандарт?
Их три: личностные, метапредметные и предметные. Раскроем смысл каждого.
Под личностными результатами в стандарте понимается развитие мотивов и смыслов учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности (планирование, контроль).
Под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности и получение нового знания.
Предполагается, что в результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий младшие школьники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Для того, чтобы реализовать новый подход в обучении, учителю необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в руках учебно-методический комплект, помогающий достичь высоких результатов.
Изучение краеведческого материала в начальной школе обусловлено актуальностью данного направления в стандарте начального образования 2004 года и в стандартах второго поколения.
На необходимость включения краеведческого материала в содержание предметов указывает закон об образовании.
Основные задачи краеведения:
формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему Воронежского края;
развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе (поселке), сопричастности к этому;
развитие бережного отношения к городу (поселку) (достопримечательности, культура, природа);
формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражение этого в своей деятельности.
В начальной школе использование краеведческого материала может осуществляться несколькими путями:
1 - интегрирование с предметами начальной школы (окружающий мир, литературное чтение, изо);
2-факультативный курс (рассчитан на определённое количество часов, тематическое планирование, требования к концу года).
Сегодня мне хотелось бы немножко рассказать о рабочей тетради по краеведению (Авторы: Обухова Л. А. и др. Краеведение.1 год обучения. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.-88с.). Это пособие способствует систематическому изучению младшими школьниками родного края, формирует творческую, всесторонне развитую личность, способную к поиску необходимой информации, исследованию и обобщению. Предназначено оно для индивидуальной работы учащихся. В пособии даются разнообразные задания, способствующие формированию познавательной деятельности ребёнка, такие как «Подумай», «Запомни», «Игра», и др.
Изучение родного края начинается с изучения своего дома: дома- жилища, дома-семьи, дома-места жизни человека. При изучении темы «Жизнь каждого члена семьи» дети изучают состав семьи, знакомятся с терминами родства, составляют рассказ о домашних делах, используя семейные фотографии или рисунки. Очень интересное задание даётся при изучении темы «Отношения в семье» - составь паспорт семьи, наклей фотографии членов своей семьи на брюшко гусеницы.
Дети не только с интересом занимаются в классе по данным тетрадям, но и охотно выполняют работу дома с родителями. Вот, например, тема «Моя родословная» - дети устанавливают семейные связи (работа в классе) и коллективная работа дома (при помощи родителей они узнают о своих прадедушках и прабабушках, составляют совместно древо жизни) .
В дальнейшем курс предусматривает изучение истории школы, трудовую жизнь школы, посещение школьного музея. В нашей школе музейная комната создавалась непосредственно с участием учительского коллектива, учащихся и их родителей. Затем вводится понятие малой родины, даются первоначальные исторические сведения о названии села. В рабочей тетради даны очень интересные задания по этой теме. Проводится заочное путешествие по древнему Воронежу, по современному городу по местам боевой славы. Так как я работаю в спаренных классах, то учащиеся 4 класса к этому уроку подготовят информацию о возникновении этих памятников. Тут же даётся задание – если бы ты был архитектором в нашем селе, кому бы ты поставил памятник? Нарисуй.
Так же в рабочей тетради предусмотрены правила безопасного поведения дома, на улице.
Рассмотрим, как использование этой тетради может помочь учителю реализовать требования стандарта второго поколения. Остановимся на возможностях развития каждого учебного универсального действия с помощью этой рабочей тетради.
Личностные универсальные учебные действия.
Даны задания, опирающиеся на личный опыт детей. Например, «Закрась кружки с изображением села. Сделай вывод, что такое село» или «Прогуляйся по селу». Чего нельзя увидеть на этой прогулке? Объясни ошибки художника.» и др. Они формируют учебно-познавательный интерес к новому материалу. Как было отмечено ранее, авторы сделали акцент в учебном материале на осознании ребенком принадлежности своей родине. Также этой цели способствуют такие задания: «Нарисуй самое красивое место в своём селе» и др... Формированию ориентации в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей способствуют уроки типа « Я – надежда Отечества». Включающий например такие задания: «Составь из слов пословицы, запиши и объясни их смысл», «Раскрась кружки рядом с добрыми героями красным цветом, а рядом со злым – зелёным» и др..
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ребята учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную с помощью заданий такого рода: «Раскрась картинку в соответствии со значками , и ты узнаешь, кого первыми пускали в новый дом». Разнообразные пошаговые практические задания в тетрадях учат детей осуществлять самоконтроль и планировать свою деятельность.. Например, после задания «указать профессии, связанные : а) с природой б) с людьми», ребёнок может самостоятельно себя проверить по Приложению в конце тетради..
Познавательные универсальные учебные действия.
Наряду с практическим заданиями в тетради, есть задания подготовить сообщение о профессиях своих родителей, о традициях своей семьи, о народных праздниках, памятных местах своего села или города, где ты побывал, используя дополнительную литературу , средства массовой информации. Таким образом, ребенок учится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выделять существенную информацию из текстов разных видов, при возможности осуществлять поиск с использованием Интернета. Творческие задания типа : «Представьте , что вы директор какого-то предприятия. Составь устный рассказ об этом и нарисуй продукцию своего предприятия» позволяет научиться строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его особенностях, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. Интересны задания по подготовке устного сообщения о животных и растениях своего края, которые особенно заинтересовали учащихся. Названия тем дают возможность учителю подготовить восприятие детей и пробудить познавательный интерес перед началом ее изучения, например: «Я – надежда Отечества», «Земля – общий дом для всех людей».
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Все темы, представленные в тетради разработаны с опорой на опыт детей, например, детям предлагается рассказать о впечатлениях от поездок в разные уголки страны , поделиться своими знаниями по тому или иному вопросу . Вопросы из рубрики «Подумай!» дают ребенку возможность, опираясь на полученную информацию, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения других людей. Продолжать формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно через организацию коллективной работы на уроке. Этому способствуют игры, загадки, кроссворды которые предлагаются в тетради. Такие задания требует от каждого участника группы умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, а также умения работать с информацией, представленной в разных формах.
Краткий анализ материалов данной рабочей тетради показывает соответствие федеральным государственным стандартам общего образования второго поколения. Авторы заложили достаточно заданий и упражнений для развития всех универсальных учебных действий, достаточно заданий для самоконтроля. Каждая представленная тема ориентирована на нравственное, экологическое, эстетическое воспитание, на пропаганду здорового образа жизни, изучение истории родного края. Задания имеют различную степень сложности.
Литература.
1. Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение, 2009
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.М.:Просвещение, 2009
3. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 ч.Ч.1, М.:Просвещение, 2009
4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. для 1 кл. нач.шк. М.: Просвещение, 2007
5. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. ,ч. 1.