Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определённых умений. Лепка-один из видов выполнения художественных работ по ручному труду, способствующий развитию творческих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Опыт работы
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики»
Выполнила
Воспитатель:
Политова А.И.
Содержание:
1.Введение
2.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики
3. Проектирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики
4.Вывод
5.Список литературы
Введение
Большой потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), пришли к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников.
На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных способностей имеет свои особенности. Так как любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.
Кроме того, лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка из соленого теста имеет важной значение для развития мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию.
Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.
2.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики. Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
Итак, творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Условиями возникновения и становления опыта по данной тематике являлись изучение теоретической психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения.
Проанализировав, педагогическую, методическую литературу и педагогический опыт по данной теме, можно сделать вывод, что работа по данному направлению в ДОУ может быть направлена на развитие творческих способностей детей. Лепка – это один из видов выполнения художественных работ по ручному труду, способствующий развитию творческих способностей.
Глубокий и всесторонний анализ учебно-воспитательного процесса, профессиональных и творческих возможностей детского коллектива, его готовность в включиться в творческую работу, показал, что лепка из теста вызывает большой отклик и интерес дошкольников.
Выявив способности и возможности детей к художественно-эстетическому развитию посредством тестопластики в ДОУ, я пришла к выводу, что необходимо создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения и дальнейшего совершенствования педагогической деятельности по данному направлению.
Тестопластика — нетрадиционная техника лепки предметов, которая является исконно русским изобретением, следовательно, знакомя детей с тестопластикой, мы невольно приобщаем их к русской национальной культуре. Кроме этого тесто является наиболее пластичным материалом в работе, что позволяет создавать интересные поделки, панно для украшений интерьера, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений. Самую прямую связь тестопластика имеет с народными праздниками, которые со своей полнотой отражают русский национальный характер, так как они подчинены ритму природы, проверены древней логикой жизни.
Целью моей творческой работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Для достижения цели определила и решила поставить перед собой следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста и основы технологии «Тестопластика».
2. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.
3. Разработать и внедрить комплекс занятий тестопластики, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.
4. Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности воспитанников были созданы необходимые условия для работы с соленым тестом, были подобраны материалы и инструменты, доступные детям, изготовлены демонстрационные пособия.
В группе созданы следующие условия для развития творческих способностей детей средствами тестопластики: в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для лепки; оформление помещения способствует творческому развитию; мною был разработан и реализован тематический план работы и занятия с детьми по тестопластики.
3.Проектирование развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами тестопластики.
Перспективное планирование развития творческих способностей у детей 4-5 лет средствами тестопластики.
Месяц
Тема
Цель
Материал и оборудование
Сентябрь
Чудо-тесто
Познакомитьс солёным тестом как средством для лепки
Мука, вода, соль, клей ПВА, формочки, трубочки.
Весёлая грядка
Закрепить приёмы лепки круглой и овальной формы
Солёное тесто, муляжи овощей
Октябрь
Раскрашивание красками овощей
Учить раскрашивать изделия после просушки.
Краски «Гуашь», кисточки, салфетки.
Колючий ёжик
Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.
солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода
Ноябрь
Раскрашивание красками ёжика.
Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет
Краски «Гуашь», кисточки, салфетки.
Осеннее дерево (коллективная работа)
Учить детей лепить лист дерева из формы диск
Солёное тесто, стеки
Декабрь
Раскрашивание листьев красками
Учить детей раскрашивать литья после просушки, самостоятельно выбирая нужный цвет.
Краски «Гуашь», кисточки, салфетки.
Новогодняя открытка «Снеговичок»
Познакомить со способом работы с тестом на плоскости
Солёное тесто, стеки, основа для открытки, трафарет, паетки, фантики, пластилин.
Январь
Нарядная ёлочка
Познакомить детей с цветным солёным тесом и учить лепить ёлочку, используя трафарет.
Солёное цветное тесто, трафарет, бусинки.
Снегири
Учить детей лепить птиц из теста , используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина. Крылья; Присоединять детали с помощью воды
Солёное цветное тесто, стека, бусинки.
Февраль
Кружка для папы
Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края, присоединяя ручку с помощью воды.
Солёное тесто, трубочки, колпачки фломастера
Раскрашивание красками кружки для папы
продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет.
Краски «Гуашь», кисточки, салфетки.
Март
Корзина с цветами (коллективная открытка для мамы)
Закрепить способ лепки на плоскости из цветного солёного теста
Учить лепить смешные рожицы, используя приёмы раскатывания шара, обозначить на лице рот, нос, глаза и отверстие для продевания верёвки с помощью стека.
Солёное тесто, стека.
Раскрашивание смешных рожиц
продолжать учить детей раскрашивать свою поделку аккуратно, подбирая цвет который нравится
Краски «Гуашь», кисточки, салфетки, верёвочка.
Май
Золотые рыбки в аквариуме (коллективная работа)
Учить составлять фигурку рыбки из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей.
Солёное тесто, стека, бусинки
Раскрашивание золотых рыбок
продолжать учить детей раскрашивать свою поделку аккуратно, точно передавать задуманную идею, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.
Краски «Гуашь», кисточки, салфетки.
НОД «Смешные рожицы»
Цель: способствовать развитию творческих способностей детей.
Задачи:
-Учить лепить смешные рожицы, используя приёмы раскатывания шара,
-познакомить детей с историей праздника «День смеха»,
-обозначить на лице рот, нос, глаза и отверстие для продевания верёвки с помощью стека,
-показать приёмы лепки выпученных глаз, губ из солёного теста,
-закреплять приём на форме диск,
-продолжать учить аккуратно, сглаживать продукт деятельности водой с кистью после окончания работы,
-продолжать воспитывать чувство любви к своим родным, желание им сделать приятное в виде подарка сделанного своими руками,
-воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи между воспитанниками.
- Как нам получить основу – рожицу? Катаем шар, а затем сплющиваем в форму диск, только не тонкий, а средней толщины.
-Глаза у рожицы большие выпученные. Их мы будем лепить следующим образом – отдельный шарик катаем и прикрепляем в наши обозначенное место для глаз с помощью капли воды. Далее приступим к лепке - нос техника похожа, только нос у нас один.
-Что осталось, ребята? Конечно, ротик.
-Рот у нас обозначится с помощью стеки. Волосы нарисуем с помощью трубочек, чтобы они были причудливой формы.
-Ну вот и готова рожица. А как разгладить морщинки-неровности? (ответы детей).
-Да, молодцы, надо аккуратно кисть окунуть в воду и разгладить неровности. А далее мы положим нашу работу на доску и сушить. После полного просыхания будем красить и лакировать, чтобы подарок радовал много лет наших родных.
-Ребята, готовы приступить к работе?
- И если, вдруг у кого-нибудь возникнут сложности , помогайте друг другу, не бойтесь обращаться и ко мне за советом и помощью.
(Дети лепят рожицы)
-Молодцы, ребятки! Все справились с лепкой рожицы!
-Мы чуть с вами не забыли сделать отверстия для наших медальончиков.
-А кто может сказать – зачем мы их лепили? (ответы детей).
-Ребята, кому было легко лепить поднимите 1 руку, кому было трудно 2 руки.
-Ну что надо наши поделки разложить на доски и унести сушить.
-Только не рассказывайте своим родным о нашем сюрпризе, это секрет, а секреты непременно надо уметь хранить. Давайте раз мы так хорошо потрудились , немного отдохнём и потанцуем под детские песенки.
НОД «Золотые рыбки в аквариуме»
Цель: способствовать развитию творческих способностей детей.
Задачи:
-учить составлять фигурку рыбки из нескольких частей, соблюдая пропорции, используя палочки для скрепления деталей,
-учить украшать свою работу бусинами в меру и аккуратно,
-продолжать способствовать доделыванию своей работы до конца самостоятельно,
-продолжать учить работать в коллективе, сотрудничать в деле.
Оборудование: солёное тесто, кисти, вода, бусинки, трубочки коктельные, доски для лепки, салфетки, иллюстрации из сказки «О старике и золотой рыбке», заготовка аквариум, верёвочки.
Ход:
-Ребята, доброе утро! Давайте с вами поздороваемся, играя, чтобы у каждого настроение повысилось.
Игра «Кого не повстречаем, здоровья пожелаем»
-Присаживайтесь поудобнее и обратите внимание на это изделие! Как вы думаете, что это такое? (ответы детей).
-Да, действительно это аквариум? А чего не хватает в нём? (ответы детей).
-Всё вы правильно сказали – рыбок, домика, песка, камешек, водорослей.
-Давайте для начала поселим в наш аквариум рыбок, и пусть они будут непростые, а золотые.
-Согласны?
-Посмотрите на иллюстрации из сказки«О старике и золотой рыбке». Какая эта рыбка? Опишите её! Чем она отличается от остальных рыбок? (ответы детей).
-А ещё золотая рыбка может исполнять желания, желания по-настоящему добрые и хорошие!
-Каким же образом мы будем делать рыбок? Посмотрите у меня на столе есть тесто и другие предметы. Конечно слепим из солёного теста.
-А чтобы рыбки у вас получились по-настоящему красивые, волшебные и похожи, то надо нам поиграть в игру «Невод и рыбки».Давайте поделимся на 2 группы, одна группа будет неводом, а другая рыбками
Малоподвижная игра «Невод и рыбки».
-Поиграли, отдохнули, а теперь приступим к работе.
-как будем лепить рыбку? (ответы детей).
-Основная форма будет овал, а затем надо наш овал сузить с обоих сторон. С одной стороны тянем аккуратно хвостик у рыбки. А чего ещё не хватает ? (ответы детей).
-Да, нам надо с двух сторон вдоль тела приспособить плавники ,плавники могут быть совершенно разной формы .Берёте 2 кусочка теста и с каждого лепите плавничок, а затем крепите их с помощью половинки зубочистки. Но а напоследок нашей рыбке надо обозначить глаза с помощью бусин и украсить плавники и тело. Старайтесь не переборщить с украшением рыбок.
-Рассаживайтесь за столы и приступайте к лепке.
Лепка «Золотых рыбок»
-Рыбки готовы? Давайте на них полюбуемся! Красавицы, все постарались.
-Ребята, а мы можем их уже поместить в аквариум? (ответы детей).
-Но и знатоки лепки, надо сначала просушить наши продукты деятельности, а уже потом раскрасить и поместить на место. Согласны?
-Ребята, трудно было лепить рыбок?
-Кому было трудно те потопайте, а кому легко похлопайте.
-Ничего мы с вами обязательно очень скоро будем как настоящие умельцы, мы ведь только учимся!
4.Вывод
Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного возраста. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.
Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Для развития творческих способностей детей в группе мною было выбрано одно из направлений художественно-эстетического развития- лепка из солёного теста. Были созданы условия для развития творческих способностей детей средствами тестопластики: в группе, в свободном доступе для детей имелся необходимый материал для лепки; оформление помещений способствовало творческому развитию; разработаны конспекты занятий и наглядные пособия к ним.
Результаты проведенной работы показали, что у детей ярко проявляется увлеченность и заинтересованность лепкой из солёного теста. Воспитанники научились использовать разнообразные способы и приёмы в лепке из солёного теста, использовать различные материалы для передачи выразительности образа, проявляют умение самостоятельно подбирать материал для создания образа.
5.Список литературы
1.Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]/ Е.В. Данкевич.- СПб: Кристалл, 2001.- 64 с.
2.Данилова, Е.А. Методика обучения лепке в детском саду [Текст]/ Е.А. Данилова. – М., 1971.- 180 с.
3.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/ Т.Г. Казакова. – М., 1982.- 274 с.
4.Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст]/ Т.Г. Казакова. М., Педагогика, 1983.- 268с.
5.Силаева, А.Н. Солёное тесто: Украшения, сувениры, поделки [Текст] / А.Н. Силавева.- М.: Изд-во Эскимо, 2005. – 288 с.
6.Хоменко, В.А. Солёное тесто. Шаг за шагом [Текст] / В.А. Хоменко.- Харьков: Книжный клуб семейного досуга, 2007.- 64 с.
7.Лыкова, И. Лепка из соленого теста. Подарки. 5-8 лет [Текст] / И. Лыкова.-Карапуз, 2007.- 116 с.
8.Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5