Просмотр содержимого документа
«"Радуга профессий"»
2
Радуга профессий
педагогический проект
Автор-составитель
Ульченко Наталья Сергеевна
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед со школьниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике. Данные дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации школьников.
Содержание
Актуальность проекта………………………………………………..………… 4
Цель и задачи ………………………………………………….………………… 4
Первый этап проекта ………………………………..…………………………... 5
Второй этап проекта …………………………………………………………..… 5
Третий этап проекта …………………………………………………………….. 7
Ожидаемый результат ……………………………………………………….….. 4
Приложение …………………………………………………………………….... 8
Приложение № 1 Тематический план 2023 – 2024 учебный год……………11
Приложение № 3 Сборник дидактических игр ……………………………….17
Приложение № 4 Конспекты непосредственно – образовательной деятельности………………………………………………………………….... 20
Приложение № 5 Родительское собрание «Кем быть?» ………………….. 39
Приложение № 6 Консультация для родителей «Профориентация детей в школьном возрасте» ………………………………………………………. 27
Приложение № 7 Беседа «Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии» ………………………………………………………………..…… 43
Список литературы ………………………………………………………….…. 45
Актуальность проекта
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.
Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для его понимания объяснить ребёнку кто такой эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Во время занятий и игр с детьми я заметила, что у детей очень ограничены представления о профессиях, так как они имеют очень небогатый жизненный опыт. Они знают кем работает мама и папа, знакомы с профессиями, с которыми сталкиваются в жизни: воспитатель, продавец, полицейский, но их знания весьма поверхностны. Если они бывали на работе у родителей, то они все равно не поняли сути их бухгалтер»; - «А что она делает?» «Чай пьет, по телефону разговаривает».
Таким образом, считаю, формирование представлений школьников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в школьном образовании.
Обновление системы школьного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у школьников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
- формировать представление о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимать взаимосвязь между компонентами трудовой деятельности;
- формировать у детей желания выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
- развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых; эмоционально-положительное отношение к труду человека;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Участники проекта: ученики 8 класса
Сроки проведения: 1.09.2023 по 31.05.2024год.
Длительность проекта: 9 месяцев
Этапы реализации проекта
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.
II этап (практический): реализация тематического плана организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации,
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта. Выход из проекта. Презентация продукта проекта.
Подведение итогов: создание мультимедийной презентации презентация «Радуга профессий» и показ её педагогам и родителям.
План мероприятий по реализации проекта
Первый этап:
• Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 15-16 лет
Повышение уровня профессиональных знаний и умений.
• Разработка плана практической реализации проекта
• Подготовка наглядного материала.
•Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей решению поставленных задач.
Второй этап
Дата
Формы и методы работы
В течение года
Беседы:
- «Кем я хочу стать?»
- «Все профессии важны»
- «Профессии наших родителей»
Цель: Обогащать словарь, необходимый для освоения всех образовательных областей, в том числе за счет, названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношением людей к профессиональной деятельности.
Октябрь
Разработка сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста. «Все работы хороши! Выбирай!» Приключения ребят и мышат «Каждой профессии - Слава и честь»!
Октябрь - февраль
Изготовление атрибутов для центров мобильных мастерских.
Декабрь
февраль
март
Работа с родителями.
Родительское собрание «Кем быть?» (см. Приложение № 5)
Консультация «Профориентация детей в школьном возрасте» (см. Приложение № 6)
Беседа «Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии» (см. Приложение №7).
Январь
Выпуск стенгазеты «Все профессии нужны, все профессии важны».
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Работа с дошкольниками по ранней профориентации»
Февраль
Создание мультимедийной игры «Найди лишний предмет и узнаешь профессию»
В течение года
Восприятие художественной литературы.
Пословицы и поговорки о труде. Чтение стихов и рассказов о профессиях В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер». В Лифшиц «И мы трудиться будем», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» и другие.
Цель. Формировать умения развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний, договариваться с другими детьми о последовательности совместных действий, согласовывать их.
Третий этап. Презентация проекта
Проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Презентация продукта проекта. Подведение итогов: создание мультимедийной презентации презентация «Радуга профессий» и показ её педагогам и родителям (май). Выход из проекта.
3. Создание альбома совместно с детьми и их родителями «Мои любимые профессии» (апрель – май).
Ожидаемый результат:
- у детей сформировано обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизировалась познавательная деятельность школьников, интерес к профессиям взрослых,
- ребёнок проявляет чувство уважения к людям разных профессий.
Дети: имеют представление о разных профессиях; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр.
Родители: Вовлечены в воспитание и профориентационное сопровождение детей.
Воспитатели: пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности, разработка пособий по ранней профориентации школьников на основе современных образовательных технологий.
Заключение. Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.