kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость нравственного образования в школе,  начиная с начальных классов,  основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра»»

Пояснительная записка к факультативу «Этика: азбука добра»

на 2019-2020 учебный год_ 1 класс


Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра» разработана на основе рабочей программы по курсу «Этика: азбука добра» МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода, авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.


Цели и задачи данной программы, особенности программы

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.


Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.


Задачи: формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.

Внеурочная деятельность факультатива «Этика: азбука добра» организуется по духовно-нравственному направлению развития личности.


Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Изменения в авторскую программу не внесены.



Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа


Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), фактически по календарю на 2019-2020 учебный год – 29 часов.

Уплотнение произведено на 4 часа за счет объединения занятий:

  1. №6: Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? и №7: Правила вежливости

  2. №15: Пути выхода из конфликтной ситуации и №16: Практическое знакомство с правилами коллективных игр

  3. №20: Трудолюбие как главная ценность человека и №21: Трудолюбие как главная ценность человека

  4. №32: «Здравствуйте» и «до свидания» и №33: Итоговое занятие








Тематическое планирование

по курсу «Этика: азбука добра» на 2019-2020 учебный год


1 класс



Наименование раздела

Часы учебного времени


1 класс

33 часа

1

Школьный этикет

5

2

Правила общения

11

3

О трудолюбии

6

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

7


Календарно-тематическое планирование

по курсу «Этика: азбука добра» на 2019-2020 учебный год_ 1 класс



Наимено-вание раздела программы

Тема занятия

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные УУД

Метапредметные УУД

По плану

Факти-чески


Школьный этикет

(5 ч)


Мы в школе

Предметные: Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками


Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;


Познавательные УУД: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений ;

планировать свои действия;


Коммуникативные УУД: формулировать собственное

мнение и позицию;


Личностные УУД: расширять

активный словарь, включая

в него новые термины;


02.09


Мы пришли на урок

Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

09.09


Зачем нужны перемены?

Предметные: Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях

16.09


Мы в школьной столовой

Предметные: Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях

23.09


Правила поведения за столом

Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

30.09


Правила общения

(11 ч)

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

Предметные: Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации

Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации


Коммуникативные УУД: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

-оценивать свои желания и возможности их реализации.


Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;


Познавательные УУД: устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.


Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации


Коммуникативные УУД: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

-оценивать свои желания и возможности их реализации.


Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;


Познавательные УУД: устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.


Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации


Коммуникативные УУД: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

-оценивать свои желания и возможности их реализации.


Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;


Познавательные УУД: устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.


Личностные УУД: Умение проводить наблюдения, делать выво­ды. Стремление иметь достаточно высокий уро­вень учебной мотивации, самоконтроля и само­оценки.


Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль


Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;


Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию


Личностные УУД: Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.


Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки


Познавательные УУД: строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии


Коммуникативные УУД: соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия

07.10



Правила вежливости

Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках

Предметные: Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

14.10


Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

Предметные: Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

21.10


Значение вежливых слов в жизни

Предметные: Употреблять в различных ситуациях слова вежливости

11.11


Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

Предметные: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками

18.11


Мой учитель

Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем

25.11


Думай о других: сочувствие, как его выразить?

Предметные: Уметь проявлять заботу о других, сочувствие

02.12


Моя семья

Предметные: Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях

Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода)

09.12



Пути выхода из конфликтной ситуации

Предметные: Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины)

16.12


Практическое знакомство с правилами коллективных игр

Предметные: Уметь применять на практике правила коллективных игр


О трудолюбии

(6 ч)

Значение труда в жизни людей

Предметные: Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда

23.12



Что помогает учиться лучше (старательность)

Предметные: Уметь практически применять правила коллективных игр

13.01


Учение как основной труд и обязанность школьника

Предметные: Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

20.01


Трудолюбие как главная ценность человека

Предметные: Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

27.01



Трудолюбие как главная ценность человека

Предметные: Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)

Предметные: Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности

03.02



Культура внешнего вида

(4 ч)

Внешний вид человека

Предметные: Определять оптимальные правила внешнего вида

10.02




Правила опрятности и их значение для здоровья

Предметные: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности

17.02


Основные правила Мойдодыра

Предметные: Применять основные правила Мойдодыра

02.03



Итоговое занятие

Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

16.03



Вне-школьный этикет

(7 ч)

Правила поведения на улице

Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

06.04


Правила поведения в транспорте

Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

13.04


Правила поведения в общественных местах

Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

20.04


Вежливое отношение к людям

Предметные: Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям

27.04


«Спасибо» и «пожалуйста»

Предметные: Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста»

18.05


«Здравствуйте» и «до свидания»

Предметные: Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания»

25.05


Итоговое занятие

Предметные: Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми




III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по курсу «Этика: азбука добра»



Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой

Основная литература для педагога:

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.

  • Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.

  • Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Дополнительная литература для детей:

  • Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.

  • Барто А.Л. «В театре».

  • Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.

  • Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.

  • Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

  • Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».

  • Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».

  • Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.

  • Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.

  • Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.

  • Осеева В.А. «Волшебное слово».

  • Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010

  • Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

  • Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.

  • Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.

  • Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

  • Толстой Л.Н. Волк и собака.

  • Чуковский К. И. «Федорино горе».

  • Чуковский К.И. «Мойдодыр».

  • Чуковский К.И. «Телефон».

  • Чуковский К.И. «Краденое солнце».

  • Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.

  • Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.

  • Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.

  • Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.

Демонстрационные картинки с изображением профессий

Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения

Наборы сюжетных картинок

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/ магнитофон.

Оборудование класса

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Полки для Уголка книг

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра»

Автор: Петрова Валентина Ивановна

Дата: 28.12.2020

Номер свидетельства: 568879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Внеурочная деятельность "Азбука: этика добра" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_azbuka_etika_dobra_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "378227"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484160074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства