Перед коррекционной школой VIII вида, как и перед всякой другой школой стоят задачи воспитания гармонично развитого подростка, который не только усваивал бы навыки умственного труда, овладевал нужными знаниями, но и рос здоровым духовно и физически. В связи с этим встает вопрос о вредных привычках.
Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни, отказа от вредных привычек проводится во внеурочное время, которая обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на более свободных началах. Это дает педагогу больше возможности для организации различных видов деятельности и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; подросткам предоставляется объективная информация о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения. В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичный отчет по теме самообразования »
Публичный отчет по теме самообразования
«Внеурочная деятельность по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью потребности вести здоровый образ жизни, отказа от вредных привычек»
Социально-экономические изменения, произошедшие в нашем обществе, обострили целый ряд проблем, среди которых проблемы табакокурения, алкоголизации, токсикомании и наркотизации детей приобрели особую актуальность в наши дни. Курение и употребление спиртных напитков являются одними из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих, употребляющих алкоголь и их окружению, эти привычки препятствуют формированию у детей, подростков, юношей и девушек адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляют личностный и нравственный рост.
К сожалению, в сознании молодых людей курение и употребление спиртных напитков не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране терпима к вредным привычкам. Ежегодно органами милиции задерживается до 1000 подростков в нетрезвом виде. Медики констатируют, что юношей и девушек болезни, связанные с табакокурением, развиваются в 4 раза быстрее, чем у взрослых. Распад личности тоже идет интенсивнее.
Перед коррекционной школой VIII вида , как и перед всякой другой школой стоят задачи воспитания гармонично развитого подростка, который не только усваивал бы навыки умственного труда, овладевал нужными знаниями, но и рос здоровым духовно и физически. В связи с этим встает вопрос о вредных привычках.
Что толкает детей к ведению нездорового образа жизни?
Выделено несколько факторов. Один из наиболее значительных- это наличие психических и соматических расстройств различной природы: повреждения мозга, мозговые дисфункции, сопровождающиеся гипердинамическим синдромом или, наоборот, заторможенностью с задержкой развития, т.е подростки с интеллектуальной недостаточностью изначально относятся к группе риска.
Условно данные факторы можно разделить на 3 группы:
внутрисемейные (обстановка в семье, стиль воспитания, наличие близких родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью;
социальные (любопытство, беззаботность, эффект компании, неорганизованность досуга);
личностные (низкая жизнестойкость и стрессоустойчивость, неумение добиваться своей цели, стремление получить от жизни всё «здесь и сейчас», ранимость, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, неспособность к адекватному выражению своих чувств и контролю над ними, повышенная внушаемость, незрелость мотивационно-потребностной сферы подростка, доминирование «низших» потребностей (физиологических) над «высшими» (потребность в любви и привязанности, уважении и статусе, самореализации), несформированность морально-этических норм, повышенная конфликтность, безрассудное стремление к риску и поиску острых ощущений).
В большинстве случаев (70%), до оформления в нашу специальную школу-интернат VIII вида , дети воспитывались в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей, жестоко с ними обращались, употребляли алкоголь и наркотики, где дети с самого раннего возраста были предоставлены сами себе, познали тяготы взрослой жизни, приобрели негативный опыт поведения. Поэтому, на плечи учителей и воспитателей школы-интерната VIII вида ложится трудная задача – коррекция отрицательного опыта поведения подростка, направленная на формирование у них необходимых и достаточных знаний о формировании здорового образа жизни. Работа педагога-организатора при организации досуга подростков также способствует тому, чтобы стимулы предыдущей среды обитания ослабевали и прежние поведенческие стереотипы сменяли новые формы реагирования и отношений, а специально организованная внеурочная деятельность способствует профилактике вредных привычек.
Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни, отказа от вредных привычек проводится во внеурочное время, которая обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на более свободных началах. Это дает педагогу больше возможности для организации различных видов деятельности и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; подросткам предоставляется объективная информация о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения. В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.
Для выявления у подростков, обучающихся в ГКОУ « Красноярская школа- интернат», уровня осведомленности о психоактивных веществах был предложен ряд анкет Горяевой Е. П. и Стебеневой Н. В.
Проведение ряда анкет позволило выявить неполноценность знаний подростков о влиянии курения, алкоголя и наркотиков на организм человека, на его моральные, этические поступки. Подростки с интеллектуальной недостаточностью не владеют приемами отказа от приема ПАВ.
Изучивразные подходы в борьбе с ПАВ (Худенко Е.Д., Гусева Н.А.), я пришла к выводу, что построение и проведение профилактических мероприятий должно быть основано на формировании прежде всего:
• навыков самосохранения
• эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели
• осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости
• собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки;
• умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.
За 2014-2015 учебный год мною были проведены следующие мероприятия по профилактике вредных привычек и по формированию здорового образа жизни:
27.10.14 «Знатоки здоровья» своя игра
31.10.14 «Спасайтесь от спайса» интегрированное занятие
1.11.14 Конкурс рисунков «Мы против наркотиков»
1.12.14 выступление агитбригады на тему ЗОЖ «Наркотикам –твердое «НЕТ!»»
3.12.14 Урок здоровья «Алкоголь- шаг к преступлению»
5.12.14 конкурс рисунков «Никогда курить не буду»
8.12.14 урок здоровья «Что надо знать о СПИДе»
2.01.15 своя игра «Здоровье-единственная драгоценность»
7.04.15 круглый стол «Здоровье – главная ценность»
13.05.15 классный час «Спорт- альтернатива вредным привычкам»
20.05.15 конкурс школьных сочинений «Хочу быть здоровым!»
22.05.15день здоровья «Спорт любить- здоровым быть»
Список литературы, изученный по данной теме
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб.пособие/ Предисл. Н.А.Агаджанян.- 2-е изд.,доп.- М.: RETORIKA-A, 2001
Еременко Н. И. Профилактика вредных привычек. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 80 с.
Жирова Т. М. Твоя жизнь — твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей / Т. М. Жирова. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 160 с.
Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян": Доклад. М., 2002
Поппе Г.К. Нарушения поведения при умственной отсталости у детей. - СПб., 1992.
Тихомирова Л.Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни. Праздники, классные часы, деловые игры, театрализованные программы. / Л.Ф. Тихомирова; худож. С.В. Павлычева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192с.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. М.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.