Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности…………………..8
Тематическое планирование………………………………...12
Приложение ..…………………………………………………17
Пояснительная записка
Программа кружка по волейболу рассчитана на школьников 15-17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачи учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Работа кружка предусматривает содействие гармоничному, физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Основной показатель работы кружка по волейболу – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, теоретической подготовленности.
На внеурочную деятельность по курсу « Волейбол » отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом в 9-10 классах.
Целью программы является, формирование физической культуры детей и подростков через воспитание моральных и волевых качеств, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
Укреплять здоровье, содействуя правильному физическому развитию; развитию основных двигательных качеств и совершенствуя жизненно важные двигательные навыки и умения.
Развивать специальные способности и качества для успешного овладения техникой и тактикой игры волейбол.
Достижение высокого уровня командной подготовки.
Воспитывать морально-волевые качества.
Приобретать теоретические и практические знания методики судейства игры волейбол.
Профилактика травматизма.
Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах занимающихся, которые приобретаются в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Волейбол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении занимающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий ;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений .
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
2 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Краткие исторические сведения о возникновении игры. Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Первые шаги волейбола в стране. Описание игры в мини-волейболе.
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма. Самоконтроль. Общий режим дня. Гигиена сна, питание. Гигиена одежды, обуви. Предупреждение травм при занятиях волейболом.
Правила игры в волейбол. Правила игры в мини-волейбол.
Общая и специальная физическая подготовка. Знание общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, силы, гибкости.
Практические занятия.
Упражнение без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц рук брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнение с предметом: со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2)
Тактика нападения. Перемещение и стойки: стартовая стойка (исходное положение) – основная. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещение приставными шагами правым, левым боком вперед, лицом вперед.
Действия с мячом. Передачи мяча: сверху двумя руками, передача мяча с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; отбивание мяча.
Подача мяча: нижняя прямая через сетку, в сетку, через сетку на расстоянии 6-9 метров, через сетку из-за лицевой линии, подача нижняя боковая.
Нападающий удар. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (нападение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног; с места, 1,2,3 зона разбега, удар кистью по мячу).
Техника защиты. Перемещение и стойки: стартовые стойки (исходное положение) – основная стойка. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещение приставными шагами лицом вперед, боком вперед. Остановка шагом.
Действие с мячом. Прием мяча сверху двумя руками: отскочившего от сетки, после броска в сторону, после броска через сетку; от нижней подачи; снизу двумя руками; отбивание мяча, наброшенного партнером – на месте и при перемещении.
Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для верхней передачи в зоне 3. Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействие игроков зон 6,5 и 1 с игроком 3.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Размещение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Контрольные игры и соревнование.
Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Исправление ошибок.
Контрольные испытания.
Проводятся по общей, специальной и технической подготовке.
Физическое развитие и физическая подготовленность.
Бег 30 м с высокого старта
Прыжок в длину с места
Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)
Прыжок вверх с разбегом толчком двух ног (см)
Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками (м)
Последовательность обучения стойкам и перемещениям
1. Выполнение стоек на месте.
2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках. Пробегание отрезков 15–20 м с ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или спиной вперед; приставными шагами; с прыжками. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8–15 м с изменением направления («елочка», челночный бег 9–3–6–3–9 м).
3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием стойки.
4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.
5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.
Последовательность обучения передачам мяча сверху
1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.
2. То же, но с мячом.
3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.
4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами.
5. То же, но с расстояния 5–6 м.
6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить внимание на остановку перед выполнением приема.
7. То же, но после перемещения влево и вправо.
8. Передача мяча с изменением траектории полета.
9. Передачи мяча на точность.
10. Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.
Последовательность обучения передачам мяча снизу.
Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.
1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.
2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние – 4–5 м.
3. Прием мяча снизу после отскока от пола.
4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание, чтобы он попадал на предплечья, а не на кисти.
5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.
Последовательность обучения подачам
Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.
1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа (выполняется на три счета: 1 – замах; 2 – подбрасывание; 3 – удар по мячу).
2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения – научить правильно подбрасывать мяч.
3. Подача мяча в парах поперек площадки.
4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).
5. Подача мяча из-за лицевой линии.
6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.
7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.
Последовательность обучения нападающим ударам
В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое ударное движение по мячу на месте, затем – в прыжке и только потом – в прыжке после разбега.
1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.
2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага, который должен быть самым длинным и заканчиваться «стопорящим» движением стоп (ступни параллельны).
3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.
4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении (тумбочке, стуле и т.п.).
5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.
6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.
7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние – до 0,5 м от сетки).
8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению передач.
9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы разворачиваются в сторону движения мяча.
10. То же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо
Форма организации
-групповые
-индивидуальные
-учебно-тренировочные занятия;
-участие в соревнованиях;
-выполнение нормативов.
-практические занятия;
-презентация;
-подвижные игры;
-теоретические занятия
Виды деятельности.
Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов. Овладевают основными приемами игры. Соблюдают правила, чтобы избежать травм при занятиях. Выполняют контрольные упражнения и тесты. Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействие со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками , осуществляют судейство игры. Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия волейбола для комплексного развития физических способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в волейбол как средство активного отдыха.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
теория
практика
всего
1
Сведения о строении и функциях организма занимающихся.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом
1
1
2
Гигиена, самоконтроль, предупреждение травматизма
1
1
3
Правила соревнований, их организация и проведение
1
1
4
Общая и специальная физическая подготовка
1
12
13
5
Основы техники и тактики игр
1
16
17
6
Контрольные испытания( соревнования)
1
1
всего
5
29
34
№ п/п
Кол-во часов
Содержание
1
1
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом.
Общая и специальная физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому.
7
1
Общая и специальная физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому.
8
1
Общая и специальная физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому.
9
1
Основы техники и тактики игр. Техника выполнения верхней прямой подачи (с вращением-силовая, без вращения-планирующая). Техника выполнения верхней боковой подачи и нижнеи .
10
1
Общая и специальная физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому.
11
1
Основы техники и тактики игр. Верхняя передача двумя руками перед собой с выходом; Верхняя передача двумя руками над собой;Верхняя передача двумя руками назад через голову; Прием снизу.
12
1
Общая и специальная физическая подготовка:упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому.
13
1
Основы техники и тактики игр. С краев сетки, с низкой, далекой от сетки передачи; прямой нападающий удар правой и левой рукой;Боковой нападающий удар правой и левой рукой;Перевод мяча правой и левой рукой;Нападающий удар с первых передач из зоны 4,2,3
14
1
Общая и специальная физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другому.
15
1
Основы техники и тактики игр. Техника постановки одиночного и группового блока.
16
1
Общая и специальная физическая подготовка: упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другом
17
1
Основы техники и тактики игр. Игры 6х6; 5х5; 4х4. Совершенствование технико - тактических действий волейболистов.
18
1
Основы техники и тактики игр. Техника выполнения верхней прямой подачи (с вращением-силовая, без вращения-планирующая). Техника выполнения верхней боковой подачи и нижней .
19
1
Общая и специальная физическая подготовка:упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другом
20
1
Основы техники и тактики игр. Верхняя передача двумя руками перед собой с выходом; Верхняя передача двумя руками над собой;Верхняя передача двумя руками назад через голову; Прием снизу.
21
1
Основы техники и тактики игр. С краев сетки, с низкой, далекой от сетки передачи; прямой нападающий удар правой и левой рукой;Боковой нападающий удар правой и левой рукой;Перевод мяча правой и левой рукой;Нападающий удар с первых передач из зоны 4,2,3
22
1
Общая и специальная физическая подготовка:упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другом
23
1
Основы техники и тактики игр. Техника постановки одиночного и группового
блока.
24
1
Основы техники и тактики игр. Подача – передача;
Подача – передача – нападающий удар – блокирование;
Передача – нападающий удар – передача (игра в защите);
Подача – передача – нападающий удар;
Подача – передача – нападающий удар – блокирование.
25
1
Общая и специальная физическая подготовка:упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другом
26
1
Основы техники и тактики игр. Игры 6х6; 5х5; 4х4. Совершенствование технико - тактических действий волейболистов.
27
1
Основы техники и тактики игр. Техника выполнения верхней прямой подачи (с вращением-силовая, без вращения-планирующая). Техника выполнения верхней боковой подачи и нижнеи .
28
1
Общая и специальная физическая подготовка:упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другом
29
1
Основы техники и тактики игр. Верхняя передача двумя руками перед собой с выходом; Верхняя передача двумя руками над собой; Верхняя передача двумя руками назад через голову; Прием снизу.
30
1
Основы техники и тактики игр. С краев сетки, с низкой, далекой от сетки передачи; прямой нападающий удар правой и левой рукой; Боковой нападающий удар правой и левой рукой; Перевод мяча правой и левой рукой; Нападающий удар с первых передач из зоны 4,2,3
31
1
Общая и специальная физическая подготовка:упражнения укрепляющие здоровье; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков и умений; упражнения на укрепление систем организма.
Специальная физическая подготовка: подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических приемов; быстроты переключений от одного двигательного действия к другом
32
1
Основы техники и тактики игр. Техника постановки одиночного и группового
блока.
33
1
Основы техники и тактики игр. Подача – передача;
Подача – передача – нападающий удар – блокирование;
Передача – нападающий удар – передача (игра в защите);
Подача – передача – нападающий удар;
Подача – передача – нападающий удар – блокирование.
З4
1
Контрольные игры ( соревнования) и испытания
Приложение 1
Памятка для волейболиста.
Общие советы:
1. Если мяч летит между игроками, принимает тот, чья правая рука ближе к мячу.
2. Если пошел на мяч для приема - иди до конца и принимай, даже если уже понял, что мяч не твой, скажи "Я!" и приучи партнеров разбегаться в таком случае. Это, правда, не означает, что можно бегать из двойки в пятерку с криком "Я!"
3. Второй пас всегда связующего (если, конечно он не принимал). Когда, правда, прием уж совсем никакой и связующий не успевает, то тот, кому ближе, отдает передачу для нападения.
4. В момент приема подачи не дергайся, если принимать не будешь, иначе партнер может решить, что ты именно ломишься на прием. (см. также правило № 2). В современном волейболе принимающих часто всего двое, чтобы не мешались друг другу.
5. Чем ниже позиция принимающего, и чем ближе к полу "ловиться" мяч, тем легче его обработать. Сверху подачи принимают пижоны или очень опытные игроки, да и то, когда подача "парашютом".
6. Перед тем, как поставить блок, смотри в момент разбега нападающему в глаза, часто по направлению взгляда можно узнать, куда он будет бить
7. Прыжок блокирующих следует чуть позже, нежели блокируемого нападающего, поскольку второй с разбега прыгнет выше, "перевисит" блок и ударит поверх него.
8. При выборе позиции при блокировании, крайние блокирующие располагаются таким образом, чтобы в момент отрыва от земли плечо, обращенное к ближайшей боковой линии (скажем, в двойке это правое), находилось на одной линии с правым же плечом нападающего, которого ты будешь блокировать
9. Если блок двойной или тройной, то пристраиваться должны крайние блокирующие к центральному (к тройке)
10. Самый мобильный, умный, психологически устойчивый с лидерскими качествами игрок - это связующий, команда начинается с него, поэтому сначала в команду надо искать или воспитывать связующего, а потом всех остальных
11. Мы играем таким образом, что скидки соперника на первую линию страхуют игроки первой же линии, т.е. свободный от блока игрок выходит за спину блокирующим. Подробнее смотри схемы перемещений и комбинации
12. Последний мяч, который переводится не ударом, из нескольких одновременно успевающих игроков играет тот, кто находится лицом к сетке
13. В настоящее время нападающие первой линии в приеме не участвуют, а выходят почти в аут в районе средней линии и готовятся к разбегу на атаку
14. Подачу стоит подавать в самого слабого из принимающих, кто это, обычно становится ясно уже в первой партии. Если же все принимают ровно или слабый принимающий вышел на первую линию, подавать следует в первую зону, чтобы затруднить пас связующему
Скоростная атака (атака первым темпом)
ВЫБОР МОМЕНТА
Готовьтесь к нападающему удару. Прыгайте, как только мяч касается рук связующего, и дайте ему "почувствовать вас". В момент "съема" находитесь на максимальной высоте своего прыжка.
ДИСТАНЦИЯ Мяч должен находиться на некотором расстоянии от сетки. Таким образом, вы должны выпрыгивать на таком расстоянии от сетки, чтобы видеть блок и мяч перед собой. Прыгайте на расстоянии 2-ух стоп от связующего.
НЕОБХОДИМО
Необходимо прыгать при каждой передаче, таким образом, вы будете отвлекать на себя центрального блокирующего, и вам партнер будет наносить удар с одиночным блоком.
НАПРАВЛЕНИЕ
При ударе смотрите на положение блокирующих игроков и старайтесь направлять мяч в незащищенную блоком зону. "Разворачивайте" мяч влево и вправо от центрального блокирующего.