kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение передачам мяча в волейболе. Методические рекомендации для учителей физической культуры по программе «волейбол»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

    Методическое пособие представляет собой методические рекомендации по развитию общеучебных и профессиональных компетенций, обучению передачам мяча в волейболе с помощью  упражнений с волейбольными мячами на  занятиях внеурочной подготовки (секциях) и уроках физической культуры. Предназначено для учащихся общеобразовательных школ, педагогов, занимающихся внеурочной деятельностью по программе «волейбол», тренеров спортивных школ, студентов педагогического колледжа специальности: «Физическая культура».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение передачам мяча в волейболе. Методические рекомендации для учителей физической культуры по программе «волейбол»»














Обучение передачам мяча в волейболе методические рекомендации












Составитель: Амосов С.В., учитель

физической культуры

высшей категории

МАОУ СОШ № 36














Златоуст 2023


Методическое пособие представляет собой методические рекомендации по развитию общеучебных и профессиональных компетенций, обучению передачам мяча в волейболе с помощью упражнений с волейбольными мячами на занятиях внеурочной подготовки (секциях) и уроках физической культуры. Предназначено для учащихся общеобразовательных школ, педагогов, занимающихся внеурочной деятельностью по программе «волейбол», тренеров спортивных школ, студентов педагогического колледжа специальности: «Физическая культура».



Методические рекомендации для учителей физической культуры, педагогов, занимающихся внеурочной деятельностью по программе «волейбол», тренеров спортивных школ, учащихся общеобразовательных школ, занимающихся волейболом, студентов педагогического колледжа специальности: «Физическая культура»

Златоуст: 2023. - 9 с.






































Содержание



Введение…………………………………………………………………,………………..

Общие основы обучения выполнению приёма и передач мяча……………………

Техника выполнения передач мяча сверху двумя руками…………………………

Техника выполнения передач мяча снизу двумя руками…………………………..

Упражнения для обучения передачам мяча………………………………………….

Индивидуальные и парные упражнения……………………………………………...

Список литературы ……………………………………………………………………...


4

4

5

5

5

6

7



































Введение


Волейбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью. Эта игра, которая доступна и детям и взрослым. В неё можно играть и в спортивном зале и на открытой площадке. Занятия волейболом способствуют развитию многих физических способностей; силовых (рук, плечевого пояса, ног), скоростно-силовых (прыгучести), координационных (ориентация в пространстве и во времени, способность к согласованию движений, быстрота реагирования в сложных, меняющихся условиях, быстрота перестройки двигательных действий и др.). Игра в волейбол не только укрепляет здоровье, развивает физические способности, но и воспитывает такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, смелость, коллективизм, взаимопомощь, чувство дружбы.

Волейбол считается одним из самых доступных видов спорта, в нём могут проявить себя игроки с различными физическими данными и ростом

В волейболе выделяют пять основных приёмов игры: подача мяча, приём мяча, передача мяча, нападающий удар и блокирование. Все эти элементы сочетаются с различными стойками и перемещениями игроков.
Для игры в волейбол на начальном этапе достаточно трёх первых трёх элементов. Но, я бы объединил приём и передачи мяча в одну группу. Без этого играть в волейбол просто невозможно. Ведь подачу мяча можно заменить броском, а вместо нападающего удара выполнять передачи мяча через сетку, особенно в работе с начинающими игроками. Передачами мяч доводится до пасующего игрока и направляется для нападающего удара. Владея передачами мяча, можно выполнять много интересных упражнений и играть через сетку без подачи. Надо хорошо освоить передачи мяча сверху и снизу двумя руками вперёд (куда игрок обращён лицом), над собой и назад за голову. Ведь в идеале в команде помимо пасующих игроков, любой другой игрок обязан уметь сделать простую передачу для выполнения нападающего удара


Общие основы обучения выполнению приёма и передач мяча


Передачи мяча занимают центральное место в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Успех в овладении техникой передач находится в теснейшей зависимости от раз­вития у занимающихся специальных качеств: быстроты реакции и быстроты передвижения. Четкость и своевременность выхода под мяч являются решающими факторами в осуществлении. Поэтому одновременно с изучением основ техники передач внимание ­занимающихся акцентируется на передвижении и готовности к встрече с мячом. С этой целью в подготовительную часть занятий систематически включаются развивающие быстроту передвижения в различных направлениях и разными способами

  1. Качество любой передачи зависит от своевременного выхода в нужное место, принятия стойки и собственно выполнения определённой передачи. Это называется техника игры. И чем она выше, тем более точные передачи может сделать игрок

  2. Виды передач мяча: Основные – передача мяча сверху и снизу двумя руками. Варианты – приём и передача одной рукой, в падении и в прыжке

  3. Передачу мяча выполняют в опорном положении и в прыжке

  4. Передачи различают по расстоянию (средние, короткие и длинные) и по высоте (средние, низкие и высокие). По этим признакам могут быть самые разнообразные сочетания.


Техника выполнения передач мяча сверху двумя руками


Первое, что надо сделать, это занять нужную точку на площадке там, куда должен прилететь мяч. Нужно успеть занять устойчивое, правильное положение. Ноги согнуть, одна нога может быть чуть впереди другой. Желательно чтобы туловище смотрело на игрока, которому вы делаете передачу. Если вы делаете передачу под атаку из 3 – 2 зоны в зоны 4 и 2 желательно располагаться боком к сетке (перпендикулярно). Туловище вертикально, но может быть слегка наклонено вперёд. Руки вынесены вперёд-вверх и согнуты в локтях, кисти немного выше уровня лица. Кисти образуют «ковш», большие пальцы направлены друг на друга. При подлёте мяча руки чуть поднимаются вверх и вы смотрите сквозь них на мяч. В момент касания руками мяча, чуть опускаем руки, чтобы смягчить (самортизировать) приём мяча. Затем согласованно разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук придать мячу нужное направление. Встреча рук с мячом происходит над лицом несколько впереди. Чем больше расстояние и высота передачи, тем более активно разгибаются ноги.


При передаче назад (за голову) кисти располагаются тыльной стороной над головой, руки разгибаются в локтях, а туловище разгибается вверх-назад с одновременным прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночника. Если одна нога чуть сзади тяжесть тела переносится на неё.


Передача мяча в прыжке: Передача применяется, когда мяч направлен по высокой траектории близко к сетке и передать его из опорного положения невозможно. Передачу в прыжке применяют на своей стороне площадки, чтобы сократить время передачи на удар, когда игроки ещё не владеют нападающим ударом, или для обманного маневра (скидки). Выполняется в высшей точке прыжка активным движением рук, кистей и пальцев. Может выполняться как вперёд, так и за голову назад. Прыжок может производиться как с разбега, так и с места толчком двух ног. В тренировочных упражнениях применяется для повышения физических кондиций.


Техника выполнения передач мяча снизу двумя руками


Это важнейший технический приём, от качества которого зависит дальнейшее развитие любого игрового эпизода. Чаще всего применяется в защитных действиях, чтобы не допустить падения мяча, посланного соперником на площадку. Выделяют приём подачи, приём в защите (от нападающего удара и «обмана»), приём - передачу, когда мяч направляют партнёру для нападающего удара и передачу мяча через сетку последним касанием. Выполнение этого технического элемента считается правильным (удачным), если мяч доставляется до пасующего игрока в пределах своей сетки на расстоянии 1-2 м от сетки и пасующий в состоянии сделать верхнюю передачу мяча вдоль сетки своему нападающему. Техника выполнения нижней передачи мяча: своевременный выход в нужную позицию или её занятие, желательно напротив мяча. Для приёма игрок сгибает ноги (присед) занимая среднюю (приём подачи) или низкую стойку (приём нападающего удара), одна нога может быть чуть впереди. Руки прямые, развёрнуты немного наружу, кисти соединены «кулак в кулак» или «ладонь в ладонь». Мяч принимается на нижнюю часть предплечья («манжеты») с одновременным разгибанием ног и туловища вперёд-вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди (махать руками не надо). Нельзя сгибать руки в локтевых суставах, не надо также «отбивать» мяч, т. е. не следует делать встречного движения руками.


Упражнения для обучения передачам мяча


При начальном обучении  элементам волейбола необходимо:


Начинать с простейших упражнений для овладения основными приёмами игры

Предотвращать ситуации, вызывающие у игроков болезненные ощущения, подбирая условия выполнения упражнений, соответствующие их физическим и психологическим возможностям,

Упражнения по обучению передачам мяча сочетаются с обучением перемещениям по площадке

Исключить введение сложных ситуаций без освоения подводящих упражнений,

Вводить большинство начальных игровых ситуаций сразу после освоения занимающимися техники передачи и подачи.

Последовательность обучения: на месте – стоя, сидя, лёжа на спине, – со стеной, баскетбольным щитом – в парах и группах.

Общеразвивающие (подводящие) упражнения: Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения руками в локтевых суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук, сжимание теннисного мяча и кистевого эспандера, Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание и разгибание рук (можно делать с опорой на пальцы). Броски набивного мяча двумя руками сверху и снизу


Индивидуальные упражнения

  1. Имитация передачи мяча сверху и снизу двумя руками стоя на месте, в движении и после остановки.

  2. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные – под углом друг к другу. А все остальные обхватывали мяч сбоку - сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом.

  3. Игрок подбрасывает мяч вперед и вверх , затем перемещается под мяч (шагом, бегом, скачком) и ловит его в правильном исходном для передачи положении.

  4. То же, но поймать мяч после отскока от пола.

  5. То же, но послать мяч волейбольной передачей после отскока

  6. Передачи мяча над собой стоя на месте

  7. Передачи мяча сидя на полу (ноги вперёд) или лавочке (исключается работа ног)

  8. Передачи мяча над собой, варьируя высоту отскока

  9. Чередование видов передач (сверху – снизу) стоя на месте

  10. Передачи над собой с поворотами вокруг своей оси

  11. Передачи мяча в стену (баскетбольный щит), в одну точку, на разную высоту

  12. Приём мяча снизу и передача сверху (можно наоборот) со стеной или партнёром

  13. Передачи мяча в стену, располагаясь боком к стене

  14. Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены).

  15. Приём передачи над собой – передача боком в стену и т. д. Можно делать в парах

  16. Передачи мяча в движении (по линиям волейбольной площадки) лицом вперёд, спиной, правым и левым боком приставными шагами

  17. Передачи мяча в баскетбольное кольцо. Варианты – после передачи партнёра спереди, сбоку. Передача за голову в стену или баскетбольное кольцо

  18. Приём мяча снизу над собой, передача мяча за голову, приём мяча снизу и т. д. Варианты: сверху над собой и сверху за голову. Снизу над собой и сверху за голову и наоборот


Парные упражнения


  1. В парах  на расстоянии 2-3 м друг от друга. Игрок, подбросив мяч над собой, передачей сверху или снизу двумя руками направляет его партнеру, который ловит мяч и в свою очередь повторяет то же упражнение

  2. То же, но расстояние увеличивается

  3. Партнёр бросает мяч на расстояние 2-3 м. Приём мяча снизу и сверху вторым участником

  4. Приём мяча снизу над собой на высоту 1-2 метра и передача партнёру сверху

  5. Передачи мяча по разной траектории (высокой, средней, низкой)

  6. Приём мяча над собой – передача партнёру снизу

  7. Один набрасывает мяч на 2-3 метра в стороны (вправо-влево). Второй игрок принимает мяч и отправляет набрасывающему. Для приёма снизу набрасывают по низкой траектории, для приёма сверху по высокой траектории

  8. Передачи в парах сидя на полу ноги вперёд, упираясь в ступни партнёра, передачи сидя на скамейке на расстоянии 2-3метра

  9. Передачи в парах на разное расстояние параллельно сетке на расстоянии 1 метр от неё

  10. В парах стоя друг за другом, у первого игрока мяч. Первый игрок выполняет несколько передач с продвижением вперёд и отправляет мяч передачей назад (за голову) следующему участнику, а сам возвращается на своё место. Можно выполнять в тройках и четвёрках

  11. Приём (передача) мяча в зону 3 – 2 из зон 5 – 6 – 1, мяч через сетку набрасывает партнёр.

  12. Доводка мяча пасующему игроку: Один игрок у сетки в зоне 2-3, второй напротив в 3-5 метрах. Пасующий набрасывает мяч принимающему по различной траектории прямо в него, вправо, влево. Задача принимающего игрока сделать точную передачу в руки пасующего

  13. Игра через сетку в парах: Два игрока располагаются на одной стороне площадки в зонах 4 и 3, два игрока на другой стороне в зонах 3 и 2. Начинает упражнение игрок, находящийся с мячом в зоне 4 или 2. Он делает передачу своему партнёру в зону 3, который пасует ему параллельно сетке для выполнения передачи мяча через сетку игроку в зону 2 или 4. Затем они меняются местами (4 номер с 3 и 2 номер с 3 на своей стороне площадки) На начальном обучении надо стараться делать передачи точно в руки принимающего игрока. Упражнение комплексное, учит принимать мяч в зонах 2 и 4 и делать передачу из зоны 3.






 Список используемой литературы:

1. Ахмеров, Э.К . Волейбол для начинающих. - Мн., 1985.

2. Железняк, Ю .Д., Ивойлов, А.В. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1998.

3. Ивойлов, А.В. Волейбол. – Мн., 1985.






10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Амосов Сергей Владимирович

Дата: 23.11.2023

Номер свидетельства: 640505

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Юный волейболист" программа внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(53) "iunyivolieibolistproghrammavnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "306666"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458159027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства