Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность: В нашей стране и за рубежом очень популярны шахматы. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретаетспособность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Подобная ситуация делает древнюю логическую игру актуальным средством для решения такой проблемы, поскольку шахматы играют очень большую роль в формировании логического и системного мышления. В отличие от других логических игр, шахматы, хотя и являются видом спорта, направлены в первую очередь на развитие внутреннего мира человека; шахматы – это искусство гармонии и красоты. В условиях дополнительного образования это искусство имеет особые перспективы для своего развития.v
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Шахматы в школу"»
Рабочая программа
Шахматы в школу
Беспалова А.А.
2022-2023
Пояснительная записка
Введение
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность: В нашей стране и за рубежом очень популярны шахматы. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретаетспособность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Подобная ситуация делает древнюю логическую игру актуальным средством для решения такой проблемы, поскольку шахматы играют очень большую роль в формировании логического и системного мышления. В отличие от других логических игр, шахматы, хотя и являются видом спорта, направлены в первую очередь на развитие внутреннего мира человека; шахматы – это искусство гармонии и красоты. В условиях дополнительного образования это искусство имеет особые перспективы для своего развития.
Умение человека играть в шахматы делает его интересным для окружающих, увеличивает уважение к нему. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и развития, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Шахматы, сопровождающие человечество вот уже более полутора тысяч лет, по сию пору остаются одной из самых любимых и увлекательных игр.
Шахматы в системе общего образования, и в системе дополнительного образования, ещё очень «молоды» – остро ощущается недостаток внятных методологических и методических разработок. В современном обществе необходим активный поиск ресурсов для повышения качества образования. Поэтому оказались востребованы достоинства шахмат как дополнительной образовательной деятельности в системе общего образования.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна младшим школьникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Игра в шахматы – мощный инструмент гармоничного развития интеллекта. Она развивает изобретательность и логическое мышление, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Только шахматы наиболее полно развивают с малых лет такое ценнейшее качество, как умение составлять жизненные планы из нескольких последовательных шагов. Наилучший возраст для начала обучения шахматам в семье 6-7 лет. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в этом возрасте, познакомившись с шахматами от кого-то из близких родственников. Дальнейшее совершенствование - дело опытных тренеров:
Цель и задачи программы
Цель данной программы: Создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей детей с наиболее полным использованием потенциальных возможностей, заложенных в логических играх, в частности, в шахматах. Задачи программы:
Задачи обучения по данной программе обширны и разносторонни:
Знакомство с техникой и законами шахматной игры;
Привитие любви и интереса к шахматам и учебно-познавательной деятельности;
Стимулирование мыследеятельности, развитие абстрактного и конкретного мышления в их взаимосвязи;
Обеспечение рекреативной функции шахматных занятий;
Установление тесной взаимосвязи шахмат с обучением чтению, письму, математике, языкам и изучением других предметов;
Введение в мир логической красоты и образного мышления, расширение представлений об окружающем мире;
Развитие самостоятельности в суждениях;
Расширение представлений до понятийного уровня, углубленное формирование словесной культуры, накопление соревновательного, жизненного опыта;
Развитие памяти, внимания и других качеств личности;
Воспитание черт характера: усидчивости, настойчивости, целеустремленности, инициативности и др.;
Воспитание самостоятельности, способности к саморегуляции, самореализации и достижению интеллектуального успеха.
1.3. Организационно-педагогические основы деятельности
Программа «Юный шахматист» рассчитана на 1 год обучения для детей от 7 до 9 лет.
В объединение принимаются все желающие дети, без специального отбора на начальном этапе. Однако в последующем производится деление и возможно переформирование групп по уровню освоения программы. Такой подход позволяет реализовать методически гибкую систему обучения, когда в зависимости от обучаемости детей содержание программы, основанное на понятийных началах, может усложняться или упрощаться. Во многом эта тактика зависит от возраста детей, когда значимым для интеллектуального развития оказывается каждый месяц.
Занятия проводятся в группах, однако считается целесообразным проводить индивидуальные занятия или занятия в микрогруппах с обучающимися, проявляющими особый интерес к предмету и показывающим результаты выше предполагаемых. Также шахматные занятия проводятся в коллективной форме – всем составом обучающихся. Так, в расписании занятий может быть определён день, где на занятиях принимают участие несколько педагогов, дети из разных групп и даже родители.
Набор детей осуществляется в свободной форме:
через распространение рекламных объявлений (приложение 1);
посещение школьных родительских собраний;
проведение Дня открытых дверей;
Формируются группы из учащихся начальной школы. Программа осуществляется по ознакомительному уровню 7-9 лет. Набор в группу осуществляется на основе добровольности и по состоянию здоровья (медицинский допуск)
Программа рассчитана на 38 запланированных недель из них 36 учебных недель
Продолжительность занятии составляет 2 раза по 45 минут.
Темп восприятия учебного материала, динамика и качество выполнения заданий сугубо индивидуальна, зависит от возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка. Во время проведения образовательной деятельности обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение.
Количество обучающихся в группе может варьироваться от 10 до 16 человек. Программа состоит из семи тематических блоков . В каждом тематическом блоке прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной переработкой.
1.4. Результативность образовательной программы
В данной программе разработана система критериев оценки результативности реализации программы. Эти критерии используются в тесной взаимосвязи, только в комплексе. Вместе с тем, любые изменения у ребенка по одному из критериев есть чрезвычайно важный педагогический результат, который не должен остаться без внимания руководителя. На основе обнаруженных в процессе диагностики приоритетов целесообразно строить индивидуальную траекторию общего и интеллектуально-творческого развития ребенка. В качестве базовых критериев оценки используются следующие:
Развитие чувственной сферы
Развитие воображения
Развитие самостоятельности мышления
Развитие комбинационного чутья
Развитие памяти, внимания
Развитие положительных черт характера
Развитие психологической устойчивости
Развитие ощущения успеха
Развитие творческого начала
Умение сравнивать
Умение находить аналогии
Умение принимать решения
Научение тонким движениям
Постановка руки.
Оценка усвоения пройденного материала, а также результатов реализации программы по данным критериям осуществляется через проведение тематических конкурсов, викторин, игр, тестов, решение занимательных задач, участие в различных соревнованиях: квалификационных турнирах, шахматных фестивалях и чемпионатах различного уровня.
По окончании обучения программы ребенок должен знать:
Основные шахматные термины
Названия и ценность шахматных фигур
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей
Центр доски
Начальное положение
Значения терминов дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля
Принципы игры в дебюте
Основы тактических приемов
Ребенок также должен уметь
Ориентироваться на шахматной доске
Правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, диагональ
Разыгрывать партии в соответствии с основными правилами игры
Записывать шахматную партию
Успешно решать простейшие позиции
Рокировать, ставить мат, объявлять шах
Завершить партию
Успешно решать следующие шахматные задачи: мат в 1 ход, мат в 2 хода, сделать ничью
Грамотно расположить шахматные фигуры в дебюте
Находить несложные тактические удары и комбинации
Обучающийся должен владеть следующими устойчивыми навыками:
организованности и дисциплинированности;
самообладания и самоконтроля;
этического поведения спортсмена – шахматиста
Данная Программа способствует формированию ключевых компетенций обучающихся в различных сферах деятельности:
планирование режима дня, правильное распределение физической нагрузки, составление сбалансированного рациона питания, регулирование двигательной активности и отдыха;
готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному общению (жесты, движения);
готовность к социальной адаптации, взаимопомощи и взаимоподдержке;
готовность к самоанализу действий и проецированию результативности;
самоорганизация своего свободного времени, досуга, активного отдыха, пропагандирующего здоровый образ жизни;
идентификация себя как гражданина собственной страны – России.
Личностные результаты:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремленности, внимательности;
развитие наглядно-образного мышления и логики;
способность к самооценке на основе критерия успешности;
знание и применение основных моральных норм поведения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми.
формирование чувства ответственности за достижение результатов личных и командных;
освоение положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
владение умением оценивать и понимать причину успеха и неуспеха в спортивной деятельности.
Метапредметные результаты:
формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха и способности действовать даже в условиях неуспеха;
формирование умений договариваться, готовность слушать собеседника;
способность к самооценке на основе критерия успешности.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Текущий: - оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; Итоговый контроль в формах - тестирование; - практические работы; - творческие работы обучающихся; Самооценка и самоконтроль определение ребенком границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Учебно-тематический план
В учебном году существует 38 рабочих запланированных недель. В связи с тем, что существуют различные государственные праздничные (выходные) дни, образовательная программа рассчитана до 36 учебных недель.
Все учебно-тематические планы написаны на 36 учебных недель. Разница между запланированными и учебными неделями заполняется изучением профориентационной деятельности, где ребята узнают о разных профессиях в сфере физической культуры.
Так же обучающиеся имеют право посещать занятия в каникулярное время.
нагрузка
38 запланированных недель
до 36 учебных недель
1 час 2 раза неделю
72 часа
108 часа
Тематический план первого года обучения*
для 2-х часов в неделю
№
Тема
Количество часов
Форма аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Знакомство с игрой «шахматы
6
3
3
1.1
Вводное занятие
2
1
1
беседа
1.2
Легенда о происхождении шахмат
2
1
1
беседа
1.3
Знакомство с игрой «Шахматы»
2
1
1
Опрос, беседа
2
Шахматная доска
6
3
3
2.1
Шахматная доска. Черно-белые поля
2
1
1
беседа
2.2
Шахматные дорожки
2
1
1
Задачки, опрос
2.3
Центр шахматной доски. Почтальон
2
1
1
Опрос, игра
3.
«Шахматные фигуры»
20
10
10
3.1
Шахматные фигуры
2
1
1
беседа
3.2
Ладья
2
1
1
Опрос, задачи
3.3
«В поиске шахматных фигур»
2
1
1
игра
3.4
Слон
2
1
1
Опрос, задачи
3.5
Ферзь
2
1
1
Опрос, задачи
3.6
Разучивание стихов и сценок о шахматных фигурах
2
1
1
игра
3.7
Конь
2
1
1
Опрос, задачи
3.8
Пешка . Превращение пешки
2
1
1
Опрос, задачи
3.9
Король
2
1
1
Опрос, задачи
3.10
Игра -соревнование «Волшебный мир шахмат»
2
1
1
игра
4.
Тематический блок «Начальная расстановка фигур»
2
1
1
4.1
Начальное положение
2
1
1
Опрос, стихи
5.
Тематический блок «Ходы и взятие фигур»
18
9
9
5.1
Ладья. Бить или не бить?
2
1
1
Опрос, задачи, игра
5.2
Слон против слона
2
1
1
Опрос, задачи
5.3
Ладья против слона
2
1
1
Опрос, задачи
5.4
Ферзь против ферзя
2
1
1
Опрос, задачи
5.5
Ферзь против слона и ладьи
2
1
1
Опрос, задачи
5.6
Конь против коня
2
1
1
Опрос, задачи
5.7
Конь против ферзя, ладьи и слона
2
1
1
Опрос, задачи, игра
5.8
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Бьем наискосок
2
1
1
Опрос, задачи, игра
5.9
Король против других фигур
2
1
1
Опрос, задачи, игра
6.
Тематический блок «Цель шахматной партии»
2
1
1
6.1
Шах. Не иди король под шах. Защита от шаха. «Умный шах»
2
1
1
Опрос, задачи, игра
6.2
Мат
2
1
1
Опрос, задачи, игра
7.
Тематический блок «Игра всеми фигурами из начального положения»
16
16
7.1
Шахматный турнир «Кубок юного шахматиста»
16
16
игра
Итого:
В неделю:
1
1
1
В месяц:
8
4
4
В год:
72
36
36
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цели и содержание тематических блоков
Тематический блок «Знакомство с игрой «шахматы»
Цель – предопределить отношение детей к шахматам, привить интерес к новой деятельности, зажечь огонек фантазии в глазах у ребят. Во время знакомства с шахматами, дети узнают разные легенды о происхождении шахмат: рождение шахмат; от чатуранги к шатранжу; шахматы проникают в Европу; Чемпионы мира по шахматам просматривают на слайдах фрагменты сказок И.Г.Сухина. Так же оформляется мини-музей «Шахматный мир».
Тематический блок «Шахматная доска»
Цель – познакомить детей с шахматной доской, с шахматными полями, дать представления о шахматных дорожках (горизонтали, вертикали, диагонали), а также о центре шахматной доски. Во время прохождения данной темы, с детьми разучиваются стихотворения, проводятся дидактические игры, упражнения, читаются сказки И.Г.Сухина. Дети инсценируют сказку «Котята - хвастунишки». Рассматривают репродукции картин с изображением шахмат.Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур; краткая и полная шахматная нотация; запись шахматной партии; запись начального положения.
Тематические блоки «Шахматные фигуры»
Цель – дать детям представление о многообразии шахматных фигур.
и «Начальная расстановка фигур»
Цель – познакомить с расстановкой фигур перед шахматной игрой. Эти темы любимы детьми, так как начинается долгожданное знакомство с шахматными фигурами, через организацию дидактических игр и упражнений. В рамках тематики дети знакомятся не только с внешними особенностями фигур, но и разучивают о них стихотворения, разгадывают загадки, решают ребусы.
Тематический блок «Ходы и взятие фигур»
Цель – дать представление детям о ходе и взятии шахматных фигур. Правила хода и взятие каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.Дети узнают о новых играх и упражнениях «Кратчайший путь», «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Лабиринт» (детям эти игры очень интересны, постановкой цели, например: белая фигура должна добраться до ракеты, не быть атакованной черными фигурами-часовыми, или найти короткий путь, избегая заминированных полей). Особенно любимы детьми игры на фрагментах шахматной доски из 4, 6, 9 полей и др.
Тематический блок «Цель шахматной партии»
Цель – знакомство детей с понятиями - шах, мат, рокировка. По этой теме проходит знакомство детей с понятиями - шах, мат. Понятие «пат», мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Тематический блок «Игра всеми фигурами из начального положения»
Цель – дать общие представления о том, как начинать шахматную партию; принцип быстрого развития фигур; борьба за центр.
Итоговым мероприятием по данной тематике становится шахматный турнир «Кубок Короля»- где детей ждут сюрпризы – подарки, награждение памятными медалями «Юный Шахматист» и дипломами.
4. Методическое обеспечение общеобразовательной программы
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальное изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур. Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе: • инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок; • применение на уроках нестандартных дидактических заданий и игр; • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; • выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры; • широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.); • преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур; • разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры; • постепенный подвод детей к шахматному термину «мат»; • разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы; • установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.
Занятия строятся в опоре на следующие дидактические принципы:
От простого к сложному, от известного к неизвестному;
Материал излагается наглядно, ярко, занимательно и с новизной;
Переход от одной темы к другой осуществляется только после усвоения материала большинством детей;
Стимулирование ситуации успеха.
Основные формы организации образовательного процесса:
Групповые теоретические и практические занятия;
Турниры и викторины;
Сеансы одновременной игры с педагогом;
Игра с партнером;
Физическая разминка (выполнение простых физических упражнений);
Конкурсы рисунков на шахматную тему;
Тестирование
Основные направления и содержание деятельности
в рамках реализации программы
Шахматы и развитие мышления
Под мышлением в собственном значении слова понимается процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Развитие мышления в шахматах осуществляется по двум основным направлениям: за счет систематического решения все более усложняющихся задач и благодаря специфике самого процесса игры. Элементарные шахматные задачи решаются действительно просто: это доступно даже для пятилетних детей. При этом обучающиеся получают первые простейшие навыки логического мышления – «если я пойду сюда, то он ответит так». В дальнейшем происходит усложнение ситуации на доске, вводятся первые технические приемы, количество возможных ответов партнера увеличивается, и таким образом у ребенка формируется представление о «дереве вариантов». Умение ориентироваться в «дереве вариантов» является другим важным этапом в развитии логического мышления. По мере усложнения учебного материала становится необходимым применение системы качественных оценок того или иного хода, поскольку количественный расчет становится слишком сложным, - таким образом, закладываются начальные представления о стратегии в локальной позиции.
Процесс игры в дидактическом плане можно рассматривать как непрерывную последовательность усложняющихся задач, из которых далеко не все имеют однозначное решение. Ясно также, что нахождение правильного ответа во многих из последовательностей задач в процессе игры становится недоступно из-за нарастающей сложности. Однако здесь вступает в силу игровой, эмоциональный мотив, являющийся принципиальной особенностью шахмат, когда одновременно мобилизуется логика, эмоции и интуиция. Благодаря этому легко и незаметно преодолеваются многие барьеры, которые невозможно было бы снять, только решая задачи с обучающимися. Иными словами, ребенок учится, играя. Комбинируя в надлежащей пропорции развитие аналитического мышления, необходимого при решении задач, и синтетического мышления, в игровом процессе можно добиться существенного прорыва в общем развитии мышления у ребенка.
Шахматы и развитие внимания
Внимание – психическое явление, но не самостоятельная форма психического отражения, а организация тех или иных форм его, в результате которой одно отражается в сознании более отчетливо, другое – менее отчетливо.
Если во время игры игрок недостаточно внимателен, то его позиции быстро ослабнут, что приведет к неизбежному поражению. Необходимо постоянно следить за слабостями в позиции и вовремя укреплять их, искать дефекты в позиции соперника и своевременно их использовать, иными словами, необходимо держать под контролем всю ситуацию на доске. Педагог должен дифференцировать детей по их способности к концентрации своего внимания.
Шахматы и развитие памяти
Память – следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
Особенностью шахмат является большое количество вариантов шахматных партий. Во время игры надо уметь использовать знания, полученные во время изучения технических и стратегических приемов борьбы. Держать в памяти этот огромный «банк данных» и уметь выделять те данные, которые применимы к сложившейся на доске ситуации – непростая задача. По мере совершенствования в игре этот «банк данных» разрастается, и увеличиваются требования к умению структурировать накопленную информацию. Все это, несомненно, способствует развитию памяти, но лишь при условии систематической работы педагога.
Шахматы как средство самореализации и достижения успеха
В шахматах любой ребенок может найти себе дело «по плечу» и добиться в этом деле реального успеха. Для этого существует огромное количество задач, разбитых на разделы по уровню сложности – от самых элементарных до чрезвычайно сложных. Каждый обучающийся может сразу после ознакомления с правилами игры в шахматы решать простейшие задачи, а значит и самостоятельно оценить достигнутые результаты, раскрыть свои возможности и самореализоваться. Кроме того, в шахматах существует разработанная система разрядов, позволяющая ребенку наглядно видеть свой прогресс в игре не только в своем представлении, но и в глазах окружающих.
Шахматы и воспитание характера
В шахматной партии на доске очень наглядно моделируются различные жизненные ситуации, из которых необходимо найти оптимальный выход, принять ответственное решение. Неправильное решение приведет к ослаблению позиции и к проигрышу, что постепенно учит ребенка обдумывать свои ходы. Здесь и формируется характер – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей человека, предопределяющих типичный для растущей личности способ поведения в учебных и жизненных ситуациях.
В игровой ситуации на доске наглядно отражаются многие стороны человеческого поведения. Здесь видны как недостатки, так и достоинства формирующегося характера человека. Шахматы учат преодолевать страх и слабости, способствуют развитию смелости, находчивости и сообразительности. Каждая партия – это проверка умения действовать в сложной ситуации, способности тщательно обдумывать и аргументировать свои действия; игра учит преодолевать жадность, способствует выработке терпения, сдержанности, развивает чувство гармонии.
Подобно всем другим спортивным играм, шахматы представляют собой состязание за победу над противником, но в конечном итоге это состязание в игре перерастает в стремление ребенка к своему совершенствованию. Партнерам необходимо принимать во внимание уровень технического мастерства друг друга и воспринимать каждую партию прежде всего как возможность совершенствования. Благодаря этому игра в шахматы дает возможность разделить с партнером большое удовольствие от сыгранной партии, независимо от её результата. Шахматы учат этике поведения: сдержанности, уравновешенности, достоинству, уважению к противнику.
5. Условия реализации общеобразовательной программы
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный закон №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
Концепция развития дополнительного образования от 04. 09.2014 № 1726-р
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09 – 3242 «О направлении рекомендации»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказом Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями от 07.08. 2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 № 2074).
Устав МАОУ СОШ № 214.
Материально-техническое обеспечение:
В программе широко используются традиционные методики, упражнения, игры, направленные на комплексное развитие ребенка, а именно: от развития сенсорного восприятия к логическому мышлению. Шахматы просты в обращении и позволяют вариативно выполнять множество разных по тематике и целевому назначению упражнений, помогают достичь хороших результатов. Например, одним из достоинств используемой системы упражнений является тренировка согласованных действий рук и глаз, что отрабатывает зрительно-двигательную координацию (умение одновременно смотреть на доску, в учебник и ставить у себя на доске позиции, изображенные на бумаге или на демонстрационной доске). В целом же методическое и дидактическое оснащение программы – ключ к её успешной реализации. Среди необходимого оснащения необходимо выделить:
Наличие оборудованного кабинета (с соответствующим тематическим оформлением);
Наличие демонстрационной доски, шахмат и шахматных часов в необходимом количестве;
Наличие учебно-методической литературы.
Новые компьютерные технологии являются необходимым средством обеспечения качества реализации образовательной программы «Увлекательный мир шахмат». Компьютеры – важная составляющая нового информационного общества. Чтобы компьютеры помогали в становлении, а не разрушали личность, ребенку нужно помочь сформироваться в думающую личность. Поэтому принципиально важно обеспечить детям своевременное получение необходимой им информации, принятия ответственного решения.
В данной образовательной программе используются, как правило, простейшие развивающие шахматные компьютерные программы, которые обучают ходам, развивают внимание и др. Это программы «Problems» - для решения шахматных задач и этюдов, игровые программы «Junior» и «Fritz». Для шахматистов, имеющих спортивные разряды, используются шахматные базы данных «Chessbase» и «Chess assistant», содержащие дебютные энциклопедии, коллекции лучших шахматных партий ведущих гроссмейстеров мира, важных в теоретическом плане. Важность теоретических знаний составляет основу практической ориентированности данной программы, поскольку реализация основных задач программы происходит именно в процессе игры в шахматы.
Ниже приводятся примерные дидактические игры и задания, характеризующие методическую составляющую образовательной программы.
«Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь должен определить, какая фигура спрятана.
«Угадай»
Педагог дает словесное описание одной из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Мяч»
Произнести какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «ладья стоит в углу» и бросается мяч кому-либо из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Курочка и зернышки».
Детям объясняется ход фигурой. После этого на демонстрационной доске расставляются черные пешки (зернышки) и белая фигура (курочка). Задача детей – склевать все зернышки, т.е. белой фигурой побить черные пешки.
«Волк и козлята».
Изучаемая фигура – это волк. На демонстрационной доске расставляются черные фигуры (козлята) так, чтобы белая фигура (волк) поочередно их побила (съела).
«Доберись до замка»
на демонстрационной доске выбирается любое поле (замок). Ребенку ставится задача определенной фигурой за несколько ходов добраться до «замка».
«Перехитри часовых»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
Также предлагаем варианты мероприятий для подведения промежуточных итогов освоения образовательной программы.
Шахматная эстафета
Шахматная эстафета проводится в 4 этапа: 1 этап – викторина, 2 этап – решение задач, 3 этап – найти наилучший ход, 4 этап – сеанс одновременной игры и блиц-турнир. Все этапы эстафеты могут использоваться отдельно (независимо) друг от друга в качестве форм текущей (промежуточной) диагностики.
Викторина может проводиться для дошкольников и обучающихся младшего школьного возраста в середине учебного года. Педагог с помощью родителей готовит реквизит: две шахматные короны, новогодние костюмы, бэйджи для детей, карточки с вопросами и заданиями, призы. Все обучающиеся делятся на две команды, каждая из команд придумывает название (например, «Белая ладья», «Ход конём» и т.п.), каждая команды выбирает капитана – «короля». Королю надевается корона и предоставляется возможность править балом, который состоит из 3 частей:
Шахматная композиция (дети самостоятельно составляют шахматные задачи);
Ответы на вопросы викторины;
Проведение шахматного турнира.
После всех конкурсных заданий подводятся итоги. Каждый участник команды награждается призом. Для поддержки «новогоднего настроения» рекомендуется завершить мероприятие чаепитием совместно с родителями (в оформлении стола также можно использовать тематику шахмат – торт, конфеты в форме шахматных фигур).
Примерные вопросы викторины
Родина шахмат:
Россия
Индия
Китай
13-й чемпион мира по шахматам
Каспаров
Карпов
Крамник
Поражение в шахматах
Шах
Мат
Пат
Сколько может быть ферзей на шахматной доске
Два
Десять
Восемнадцать
Какое из этих правил есть в шахматах
Квадрата
Прямоугольника
Треугольника
Если пешка доходит до последней линии, то:
она идет обратно;
стоит и думает;
превращается в любую фигуру.
Шах - это:
нападение на фигуру;
нападение на короля;
название короля в Индии.
Мат – это:
конец шахматной партии;
начало новой партии;
шах, от которого нет защиты.
Конкурс решения задач рекомендуется проводить в конце каждой учебной четверти для определения усвояемости пройденного материала.
Педагог на демонстрационной доске расставляет задачу и отводит для её решения определенное время. Рекомендуется решить 8-10 заданий, каждое из которых оценивается по 5-балльной шкале (в зависимости от уровня сложности). В конце конкурса подводятся итоги.
Примерные игры для физической разминки
«Шахматные улицы»
Дети встают со своих мест и по команде педагога показывают вертикаль (руки вверх), горизонталь (руки в стороны), диагональ (правая рука вверх, левая вниз или наоборот).
«Пешечки и слоники»
По команде «Пешечки!» дети приседают вниз, по команде «Слоники!» встают и поднимают вверх руки.
«Прыгни лошадкой»
Дети выходят в фойе (на большое пространство), пол должен быть выложен квадратной плиткой (шахматные клетки). По команде педагога дети выполняют прыжок в виде хода определенной фигуры.
«Белые и черные»
По команде «Белые!» дети прыгают на одной ноге, по команде «Черные!» - на двух.
Список литературы
1. В.Г. Гришин « Малыши играют в шахматы» М. «Просвещение»1991.
2. И.Г. Сухин. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994. – 160 с. ISBN 5-73010024-8
3. И.Г. Сухин «Приключения в Шахматной стране»( М.: Педагогика,1991).
4. В. Барский «Шахматная школа». Методическое пособие для учителя. Москва, 2016 г.
5. Ференц Халас, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве» Москва 2012г.
7. « Шахматный учебник» В Пожарский., Феникс, 2014г
8. С. Иващенко. Учебник шахматных комбинаций. Москва 1997г. 9. В. Конотоп. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. Москва 2005г. 10. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов юношеских разрядов. – М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
11. Гудова Т.Н. В шахматном королевстве: 64 урока для начинающих играть в шахматы. Учебное пособие. – Алматы: «Каганат - КС», 1999.
Когда-то давным давно, 4000 лет назад, в удивительной стране Индии умер правитель, и у него осталось 2 сына. Один был темнокожий, другой светлокожий. И стали братья после смерти отца делить королевство, и никто не хотел уступить другому. Собрали каждый войско и стали биться. Как ни пытались их примирить и остановить кровопролитие, они никого не слушали. Тогда приходит к белому брату мудрец Сеса и говорит: «Отпусти меня на сто дней и ночей в пустыню, и я найду способ, как вас помирить».
Согласился белый брат и отпустил мудреца. Через сто дней и ночей пришел мудрец и принес удивительную игру. Разложил он на слоте черные и белые квадратики, выстроил на них друг против друга две армии: черную и белую. И было в этих армиях все, как настоящее: и король, и его главный помощник – ферзь, и боевая конница, и боевые слоны (в то время ведь не было машин, и для передвижения в Индии использовали лошадей и слонов).
Так увлекся белый брат этой игрой, что забыл о черном брате, и не вышел на поле боя. Удивился черный брат и прислал гонца к белому брату, а белый брат прислал черному брату приглашение разыграть сражение на доске. Пришел черный брат к белому, и сели они за шахматную доску. И так увлеклись, что забыли о своих армиях. Армии разошлись по домам, и воцарился на земле мир, а игра постепенно распространилась по всему миру.
Чтобы квадратики не сдвигались, доску сделали сплошной. Вместо фигурки «Офицер на боевом слоне» остался один «Офицер», так как при падении у слона постоянно отламывались то хобот, то хвост, то офицер. А называется фигура по-прежнему – «Слон». И если раньше в игру играли 4 человека, то теперь играют двое. Но основные правила все сохранились, и у каждой фигуры есть своё место, которое определяется буквой и цифрой.
ПРИЛОЖЕНИЯ 2.
Примеры диагностических заданий
Шахматы впервые зародились в
Африке
Индии
Америке
Чему способствуют занятия шахматами?
Физическому развитию
Интеллектуальному развитию
В какие цвета окрашены шахматные поля?
Красный и белый
Белый и черный
Синий и красный
Правильно ли расположена шахматная доска?
9-+-+-+-+0
9+-+-+-+-0
9-+-+-+-+0
9+-+-+-+-0
9-+-+-+-+0
9+-+-+-+-0
9-+-+-+-+0
9+-+-+-+-0
Повторить название шахматных фигур
K – король
Q – ферзь
R – ладья
L – слон
N – конь
P – пешка
Правильно расставить начальную позицию
8
r
n
l
q
k
l
n
r
7
p
p
p
p
p
p
p
p
6
5
4
3
2
P
P
P
P
P
P
P
P
1
R
N
L
Q
K
L
N
R
a
b
c
d
e
f
g
h
Сколько полей на шахматной доске?
100
15
64
Как называются выделенные линии?
8
7
6
5
4
3
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
ДиагоналиВертикали
Горизонтали
8
7
6
5
4
3
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
Диагонали
Вертикали
Горизонтали
8
7
6
5
4
3
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
Диагонали
Вертикали
Горизонтали
Подсчитайте вертикали, горизонтали, диагонали на шахматной доске. Сколько вертикалей на шахматной доске?
8
6
10
Сколько диагоналей на шахматной доске?
8
26
13
Сколько горизонталей на шахматной доске?
8
4
9
Определить ценность каждой фигуры
- 3 - 1 - 9
Q - 5 P - 2 N - 4
- 9 - 3 - 3
- 5 - 2
R - 1 L - 3
- 3 - 5
Слон ходит по
Вертикалям
Горизонталям
Диагоналям
Обвести фигуры, которые может побить белый слон
8
q
7
6
N
5
4
L
3
l
2
p
1
R
a
b
c
d
e
f
g
h
Ходит ли ладья по диагоналям?
Да
Нет
Обвести фигуры, которые может побить черная ладья
8
R
7
6
Q
r
n
5
4
3
N
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
Ферзь ходит по
Вертикалям
Горизонталям
Диагоналям
Обвести фигуры, которые может побить белый ферзь
8
7
p
n
6
5
q
4
3
R
Q
p
p
2
r
1
L
a
b
c
d
e
f
g
h
На какую букву похож конь?
Т
Г
У
Может ли конь перепрыгивать через фигуры?
Да
Нет
Какие фигуры может побить белый конь?
8
7
l
n
6
P
5
N
4
r
3
q
P
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
За пять ходов конь должен прийти на поле, где находится цветочек (путь указать)
8
7
N
6
5
4
3
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
8
7
6
5
4
3
2
1
N
a
b
c
d
e
f
g
h
8
N
7
6
5
4
3
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
Обвести фигуры, которые может побить король
8
7
6
r
5
P
4
n
K
l
p
3
2
1
a
b
c
d
e
f
g
h
Кратчайшим путем король достигает поле, где находится цветок за
8
7
6
5
4
3
2
1
K
a
b
c
d
e
f
g
h
7 ходов
9 ходов
8 ходов
Диагностическая карта «Юный шахматист»
Обучающегося 1-й год обучения
(пример заполнения)
Ф.И.О. Иванов Саша 8 лет
Педагог Беспалова Анна Александровна
№
тема
результат
работы
примечание
1
Название и ценность шахматных фигур.
+
2
Обозначение горизонтальных и вертикальных полей
+
3
Центр доски
+
4
Начальное положение (умение правильно расставлять фигуры)