Программа дополнительного образования "Здоровейка"
Программа дополнительного образования "Здоровейка"
Пояснительная записка
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер. все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно - игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает школьника. Большое воспитательное значение заложено в првилах игры.Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения;содействуют их формированию воли, тоесть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Неотъемлемой частью данной работы программы являются спортивные игры. Спортивные игры - высшая степень развития подвижных игр. Они отличаются едиными првилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь, что позволяет проводить соревноваеия различного масштабау. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. И так, подвижные и спортивные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоничности развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цель программы:
- Укрепления здоровья;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
- воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В рамках реализации этих целей программа ориентируется на решение следующих задач:
- Развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья;
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них всегда ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает школьника. Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Неотъемлемой частью данной рабочей программы являются спортивные игры. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются единым правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и т.д., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Итак, подвижные и спортивные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.
Цели программы:
укрепление здоровья;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В рамках реализации этих целей программа ориентируется на решениеследующих задач:
развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Народные
потешки» предназначена для обучающихся 5-6 классов, с учётом реализации её учителями физической культуры, занимающимися вопросами обучения русским народным играм с детьми в возрасте от 8 до 15 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Основные средства реализации: теоретический материал; практические занятия; работа в группах.
Оборудование и материальное обеспечение: волейбольный мяч, футбольный мяч, игровые детские мячи, обручи, кегли, прыгалки, свисток, волейбольная сетка.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы ученики должны:
ЗНАТЬ:
- влияние физических упражнений на организм человека;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
- особенности и способы движений и передвижений человека;
- терминологию разучиваемых упражнений;
- основы личной гигиены;
- причины травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми и
правила его предупреждения.
УМЕТЬ:
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных и спортивных играх;
-взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физкультурой на
уроке и во внеурочных мероприятиях;
-соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений;
-пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;
Информационная карта
№
Ф. И. ребёнка
Класс
Казаринов Антон
5а
Голубков Алексей
5а
Надымов Кирилл
5а
Радостев Виктор
5а
Рычков Михаил
5а
Щукин Сергей
5а
Бабиков Владимир
6
Мехоношин Сергей
6
Надымов Владимир
6
Рычков Иван
6
Сафронов Роман
6
Тотьмянин Дмитрий
6
Тупицын Иван
6
Ханжин Сергей
6
Режим и место проведения занятий
Занятия проводятся три раза в неделю: понедельник, суббота, воскресенье во второй половине дня.
Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет для внеурочных занятий.
Подвижные игры проводятся на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий
Календарно – тематическое планирование
I четверть
№
п/п
Тема занятия.
Требования к уровню подготовки
кол.
часов
1
Игры на свежем воздухе: «Филин и пташки», «Фанты», «Горели».
знать об истории игр наших предков; уметь правильно выполнять условия игры;
знать правила игры;
4,5
2
Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «Кот и мышь», «Мячик кверху».
Знать несколько считалок; знать правила игры; уметь пересчитывать по памяти, уметь объяснять ход игры. Уметь ориентироваться в пространстве. Знать правила метания мяча на дальность и точность
4,5
3
Игры на свежем воздухе: «Лапта», «Ляпка», «Коршун».
Знать несколько считалок; знать правила игры; уметь пересчитывать по памяти, уметь объяснять ход игры. Уметь ориентироваться в пространстве.
4,5
4
Игры на свежем воздухе: «Гуси», «большой мяч», «У медведя во бору».
уметь правильно выполнять условия игры. Знать правила игры; знать правила метания мяча на дальность и точность.
4,5
5
Игры на развитие мышления и речи «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь совершать прыжки, развивать скоростно-силовые способности. Знать правила игры;
4,5
6
Разучивание игр «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной»,
уметь правильно выполнять условия игры; уметь ловить мяч. Знать правила игры; знать правила метания мяча на дальность и точность;
4,5
7
Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих»
уметь правильно выполнять условия игры; уметь ловить мяч. Знать правила игры; знать правила метания мяча на дальность и точность;
4,5
II четверть
№
п/п
Тема занятия.
Требования к уровню подготовки
кол.
часов
1.
«Эстафета со скакалкой»,
«золотые ворота», «Пчёлы»,
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры.
6
2.
«Эстафета зверей» , «Три прыжка»,
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с прыжками на двух ногах, самостоятельно играть в разученные игры.
4,5
3.
«Прыжки по полоскам»,
уметь правильно выполнять условия игры; уметь совершать прыжки, развивать скоростно-силовые способности. Знать правила игры;
4,5
4.
Разучивание игр «Сбей кеглю», «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки»
уметь правильно выполнять условия игры; уметь ловить мяч. Знать правила игры; знать правила метания мяча на дальность и точность;
4,5
5.
Разучивание игр «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной»,
уметь правильно выполнять условия игры; уметь организовывать игру,
развивать скоростно-силовые способности; знать правила игры; знать правила метания мяча на дальность и точность;
4,5
6.
Разучивание игр «Сбей кеглю», «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки»
уметь правильно выполнять условия игры; уметь ловить и передавать мяч; уметь правильно развивать скорость движения во время игры. Знать правила игры.
4,5
7.
Разучивание игр «Двое слепых», жмурки на местах, «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь координировать движение; знать правила игры; знать историю возникновения игры.
4,5
III четверть
№
п/п
Тема занятия.
Требования к уровню подготовки
кол.
часов
1.
Игра в снежки. Строительные игры из снега. Эстафета на санках. Лыжные гонки.
уметь организовывать игру,
развивать скоростно-силовые способности; уметь правильно выполнять условия игры. Знать принципы честной игры
4,5
2.
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка: «Баба Яга», «Три характера».
уметь правильно выполнять условия игры; Уметь соблюдать общечеловеческие нравственно-эстетические нормы и ценности, знать правила игры;
4,5
3.
Разучивание игр «Бой петухов», «Перемена мест», «зайцы в огороде»,
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать партнёру предметы; уметь игра в парах;
знать правила игры.
4,5
4.
Разучивание игр «День и ночь», «Кто обгонит?», «Эстафета с мячом»,
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
5.
Игры на свежем воздухе: «Лапта», «Ляпка», «Коршун».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь ориентироваться в пространстве
знать правила игры;
4,5
6.
Разучивание игр «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Съедобное не съедобное».
уметь правильно выполнять условия игры; ориентироваться в пространстве;знать правила игры;
4,5
7.
Разучивание игр «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной»,
уметь организовать игру с учащимися; уметь правильно выполнять условия игры; знать правила каждой игры.
4,5
8.
Разучивание украинских народных игр: «Высокий дуб», «Колдун», «Мак», «Перепёлочка»
уметь правильно выполнять условия игры; уметь ориентироваться в пространстве
знать правила игры;
4,5
9.
Игры «Волшебное яйцо»,
«Узнай, кто я?», «Возьми и
передай».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь ориентироваться в пространстве; знать принципы честной игры
4,5
10.
Баскетбол по упрощённым правилам. Ловля мяча на месте и в движении. Подвижные игры: “Бросай-поймай”, “Выстрел в небо”.
Спортивные соревнования
4,5
IV четверть
№
п/п
Тема занятия.
Требования к уровню подготовки
кол.
часов
1.
Игры на развитие восприятия «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь совершать прыжки, развивать скоростно-силовые способности. Знать правила игры;
4,5
2.
Разучивание белорусских народных игр: «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп, убегай!»
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
3.
Игры «Повтори за мной»,
«Запомни движения»,
«Художник»
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
4.
Игры на развитие памяти: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
5.
Подвижные игры с мячом. Игры «Салка и мяч», «Второй лишний», «Увернись от мяча», «Сильный бросок». «Космонавты»
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
6.
Игры народов Востока: «Скачки», «Собери яблоки».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
7.
Разучивание игр «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной»,
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
8.
Разучивание игр «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Съедобное не съедобное».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь передавать мяч; знать правила передачи и ловли мяча; знать правила игры;
4,5
9.
Разучивание игр «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Съедобное не съедобное».
уметь правильно выполнять условия игры; уметь совершать прыжки, развивать скоростно-силовые способности. Знать правила игры;
4,5
Литература
1. Аникеев Н. Воспитание игрой. – Москва, 1987
2. Газман О.С., Н.Е.Харитонова “В школу с игрой” Москва Просвещение 1991год
3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. “Учим детей наблюдать и рассказывать” Ярославль “Академия развития” 1997 год