kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "ТУРИСТЫ, В ПУТЬ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена педагогам дополнительного образования и может быть реализована в ОУ.

Цель:

Создание условий для эффективной адаптации подростков к жизни, социальной реабилитации, укреплению физического и психического здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "ТУРИСТЫ, В ПУТЬ"»


Содержание


1.Пояснительная записка

3

1.1. Цели и задачи дополнительного образования

4

1.2. Характеристика состава объединения дополнительного образования

7

2. Содержание образовательной деятельности

8

3. Планируемые результаты освоения образовательной программы дополнительного образования

14

4. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования

18


4.1. Материально – техническое обеспечение

19

4.2. Кадровое обеспечение образовательной программы дополнительного образования

20

4.3. Информационно – образовательные ресурсы

21

5. Учебно-тематическое планирование

22

6. Система оценки достижений планируемых результатов

24

























  1. Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления бразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом учреждения.

Одна из основных бед современного образования состоит в том, что оно, нагружая обучающихся массой предметных знаний, не в состоянии дать полноценную общую подготовку к жизни, а именно, четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практическую готовность к решению реальных жизненных задач.

В возможности получить необходимый жизненный опыт и состоит уникальное значение туризма. Детский туризм является содержательным способом досуга и эффективным средством воспитания школьников, альтернативной деструктивным тенденциям в молодежной среде, дает также возможность компенсировать неблагоприятное влияние экологии большого города на здоровье детей. Туристское путешествие, совершаемое автономной детской группой, связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не всегда реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, для стимулирования процессов самоактуализации личности.

Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дать обучающимся возможность освоить все премудрости спортивного туризма – значит дать им путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

Целью данной программы является не только комплексное оздоровление школьников и приобщение их к радостям туристской романтики. Картина мира, формируемая у подростка 13-15 лет на основе родительской и общепринятой, и ежедневно дополняемая телевизионным «зомбированием», представляется недостаточной для нормального понимания жизни и активной, творческой реализации заложенного в каждом богатейшего человеческого потенциала. Особенность подростковой психики такова, что житейские, общепринятые ценности часто отвергаются в период «подросткового бунта», но заметить и улучшить их нечем – подростку попросту не хватает информации. Он не видит других моделей поведения и часто ориентируется на уличные стили с их размытыми ценностями или полным отсутствием таковых. В обычной жизни подростку часто не хватает новых впечатлений, острых ощущений. Занятия туризмом производят коррекцию системы ценностей подростков в сторону более адекватной и более гуманистической.

Основным содержанием работы объединения становится ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам. В процессе занятий юные туристы учатся составлять план путешествия и разрабатывать маршрут, проводить простейшие исследования, фиксировать наблюдения, обрабатывать и коллекционировать собственные материалы, вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы. Во время походов дети приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи, ориентирования на незнакомой местности при помощи карты или компаса и по различным особенностям местных предметов, разведение костра, установка палатки, приготовление пищи в полевых условиях, изготовления простейшего туристского оборудования. Развертывание успешной самореализации обеспечивается включением обучающихся в организацию разнообразных туристско-спортивных и туристско-краеведческих конкурсов, соревнований, походов, экспедиций.

Особенностью данной программы является единство теории и практики, когда теоретический материал излагается небольшими частями и сразу же закрепляется практическими занятиями. Это позволяет достаточно прогрессивно заниматься по видам туризма и способствует приобретению умений и навыков, сохраняя высокий интерес к занятиям у обучающихся.

Практические часы на местности реализуются через походы выходного дня, многодневные и категорийные походы.

Проверкой полученных знаний, умений и навыков являются соревнования и категорийные походы различной категории сложности.

Направленность программы «Туристы, в путь» по содержанию является туристско-краеведческой; по функциональному предназначению — досуговой, учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, групповой, кружковой; по времени реализации — трёхгодичной подготовки.


1.1. Цели и задачи дополнительного образования

Цель: создание условий для эффективной адаптации обучающихся к жизни, социальной реабилитации, укреплению физического и психического здоровья.

Задачи:

  • научить проектировать и планировать собственные замыслы и достижения в реальных условиях туристской деятельности;

  • развить познавательную, исполнительскую и творческую активность обучающихся в процессе освоения туристско-краеведческого материала;

  • вовлечь обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;

  • укрепить здоровье и оздоровить детей в условиях природной среды;

  • воспитать бережное отношения к природе, окружающим, самому себе, патриотизм и толерантность.

При составлении программы учтены следующие разделы: «Навыки спортивного ориентирования», «Велосипедный туризм», «Пешеходный, лыжный туризм».

Первый год занятий предусматривает обучение ребят начальным сведениям по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения. Уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как езда на велосипеде и на лыжах, установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. Во время походов обучающимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т.п.

 Второй год обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы — в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий туристов.

Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель, пожарный, высотник, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии.

Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста с 10-15 лет, рассчитана на 2 года обучения, по 72 часа в год.

Из них в первый год обучения теории – 21 ч., практики – 51 ч., во второй год обучения теории – 23 ч., практики – 49 ч.

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, участие в соревнованиях различного уровня, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года.

Рекомен­дуемый минимальный состав группы 10 - 15 человек. Дети не должны иметь медицинские противопоказания к занятиям спортом. Половая принадлежность обучающихся не имеет значения.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

  2. Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

  3. Практические методы: спортивные тренировки, со­ревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

  4. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.

Формы:

  • практические занятия, беседы,

  • экскурсии,

  • игровые программы,

  • спортивные тренировки, со­ревнования,

  • походы,

  • зачетные занятия.

Ожидаемые результаты: Создание условий для эффективной адаптации подростков к жизни, социальной реабилитации, укреплению физического и психического здоровья. Достижение определенных спортивных результатов. Развитие познавательной, исполнительской и творческой активности у обучающихся; укрепление здоровья и оздоровление детей в условиях природной среды.

Основные способы определения результативности: тестирование, анализ участия в играх и конкурсах, анализ участия в туристских и спортивных мероприятиях, самоанализ учащихся.

Основные формы подведения итогов реализации программы: игры, конкурсы, соревнования, отчеты о походах и экспедициях.

Объем знаний и содержание практической деятельности в туризме непрерывно расширяются и углубляются. Изменились и расширились потребности современных детей и их родителей. Изменились также и требования, предъявляемые к дополнительному образованию детей. Типовая программа уже не соответствует современным требованиям. Именно поэтому возникла необходимость разработать программу с расширенным объемом получаемых детьми знаний. В этой программе, в отличие от типовой («Туризм и краеведение».- М.: Просвещение, 1982.), уделяется большее внимание воспитательным и развивающим аспектам образовательного процесса, а также подготовке к учебно-тренировочным выездам, соревнованиям и походам, что всегда имело важное значение для эффективных занятий детей туризмом и спортом. Программа составлена с учетом применения различных приемов и методов обучения, новых технологий с опорой на современные методические и учебные пособия, нормативно-правовые документы.

Эта программа является результатом интеграции спортивного и туристского многоборья со спортивным туризмом, в результате чего и должна добиться излагаемых целей.

Данная программа отличается от существующих программ туристско-краеведческой направленности изменением содержания базовых тем, направленного на интеграцию спортивного и туристского многоборья со спортивным туризмом. В программе немало места отводится психологии межличностных отношений, социально-психологическим проблемам, формированию здорового морально-психологического климата в коллективе.

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования.














1.2. Характеристика состава объединений дополнительного образования

Анализ статистических данных контингента участников объединений дополнительного образования позволяет утверждать, что объединения дополнительного образования стабильно посещает 60 % обучающихся от общего числа обучающихся образовательного учреждения.

Услугами дополнительного образования в МКОУ ООШ № 28 пользуются обучающиеся в возрасте от 6,5 до 16 лет.

В рамках объединения дополнительного образования может функционировать до 3-х групп (количество групп варьируется, так как каждый обучающийся может в течение года переходить из одного объединения в другое).

Наполняемость групп зависит от года обучения и устанавливается в следующем примерном количестве (численность обучающихся может варьироваться в зависимости от востребованности объединения):

-1 и 2 год обучения: 10-15 человек.


В группе могут обучаться дети разного возраста.

Занятия в объединении дополнительного образования могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом.

В работе объединения дополнительного образования при наличии условий и с согласия руководителя могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися и их родители (законные представители) без включения в основной состав.























2. Содержание


1 год обучения


Навыки спортивного ориентирования


Гигиена спортивной тренировки

Теория: Понятие о гигиене, ее значение. Особенности гигиеничес­ких процедур в походе. Гигиена тела. Гигиена обуви и одежды. Роль закаливания в занятиях туризмом. Физическая подготовка туристов. Устный журнал «Туризм и вредные привычки - несовместимы». Режим дня при занятиях физической культурой и спортом. Личная гигиена. Режим питания. Процедуры закаливания. Санитарно-гигиенические требования к месту проведения занятий, к спортивному инвентарю. Спортивные травмы и их предупреждения. Разучивание комплекса физических упражнений. Встреча с медицинскими работниками. Контрольный тест-опрос. Конкурс «Лучший походный «доктор». Выполнение медицинских заданий на слетах и соревнованиях. Обучиться методам самоконтроля за состоянием тренированности по объективным (вес, рост, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление) и субъективным (самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, потоотделение и общее состояние) данным. Оказание до врачебной помощи при различных спортивных травмах.

Топографическая подготовка

Теория: Понятия о топографической и спортивной картах. Масш­таб, его виды. Условные знаки. Компас, его устройство, правила обращения. Азимут. Способы ориентирования. Знакомство с топографическими и спортивными картами.

Практика: Работа с картами по определению масштаба. Изменение расстояний на карте. Упражнения на запоминание знаков. Опре­деление по компасу сторон горизонта, азимута. Измерение ази­мута по карте. Тренировка движения по азимуту.

Топографический диктант. Игра на местности «В поисках похищенного флага». Соревнования по спортивному ориентиро­ванию.

Практические занятия. Закрепление навыков определение расстояния на карте и местности.

Рельеф местности и его изображение на картах

Теория: Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Выбор пути движения с учётом основных форм и элементов рельефа.

Снаряжение ориентировщика

Теория: Требования к одежде, обуви, головному убору. Правила пользования снаряжением.

Практика: Планшеты и их устройство, самостоятельное изготовление простейших планшетов. Подбор лыж, палок, ботинок, лыжной мази.

Техническая подготовка ориентировщика

Теория: Обучение способам ориентирования на местности с помощью карты.

Практика: Работа с компасом. Движение по азимуту. Упражнения на местности с учётом вида соревнований.

Тактическая подготовка ориентировщика

Теория: Действие на старте, пункте выдачи карт, дистанции, КП.

Практика: Отработка тактических действий выбора пути движения и его реализации на трассах различной сложности.


Велосипедный туризм

Физическая подготовка:

Теория: Специальные упражнения на развитие силы ног, гибкости и силы мышц туловища.

Практика: Маршевая велосипедная подготовка. Обзор районов велосипедных походов и путешествий.

Краеведческие наблюдения

Практика: Экскурсии в музеи, на выставки, промышленные предприятия. Наблюдения природы. Беседы с местными жителями.

Подготовка к проведению путешествия

Теория: Комплектование и состав группы. Распределение обязанностей.

Практика: Разработка маршрута. Составление графика движения. Снаряжение. Оформление документов.

Привалы и ночлеги

Теория: Организация отдыха на привале, хранение велосипеда и другого снаряжения.

Практика: Текущий ремонт велосипедов. Организация ночлегов. Снятие лагеря, уборка территории.

Топография

Теория: Сведение о карте. Чтение карты и работа с ней.

Техника езды на велосипеде

Практика: Преодоление препятствий. Специальная подготовка. Фигурное вождение велосипеда.

Правила дорожного движения

Теория: Дорожные знаки, разметка, основные правила велосипедиста и т.д.

Обеспечение безопасности

Теория: Анализ характерных аварийных случаев в вело туризме. (наезд, столкновение, падение, элементы лихачества, дождь, туман, гроза, и т. д.)

Питание в походе

Теория: Требования к продуктам питания. Закрепление приготовление пищи в походных условиях.

Первая медицинская помощь

Теория: Характеристика заболеваний и травм и их профилактика. Состав медицинской аптечки. Личная гигиена.

Походный травматизм и заболевания в походе. Походная медицинская аптечка, ее состав, хранение, транспортировка. Основные приемы оказания доврачеб­ной помощи.

Комплектование походной аптечки. Определение заболе­вания по внешним признакам. Определение причин, его породив­ших. Оказание помощи условно пострадавшему.

Тактика похода

Теория: Походный строй. Соблюдение порядка в походной колонне.



Пеший, лыжный туризм

Физическая подготовка

Практика: Бег, подвижные игры (футбол, волейбол,), кросс на лыжах.

Организация, подготовка, и подведение итогов похода

Теория: Определение целей похода. Выбор маршрута похода. План подготовки к походу. Комплектование группы. Обязанности в груп­пе, временные и постоянные.

Соответствие маршрута поставленным целям и Задачам. Разработка плана подготовки к конкретному походу. Составление обязанностей должностных лиц в походе. Разработка общих тре­бований к участникам походов.

Защита составленных маршрутов походов. Решение проблемных ситуаций. Психологи­ческий тренинг на совместимость в группе.

Оформление документов, проведение собрания с участниками похода и их родителями, организация и проведения открытого заседания клуба (отчёт о проведённом походе)

Снаряжение

Теория: Перечень личного снаряжения для летних и зимних похо­дов. Требования к снаряжению и сохранность его в походах. Типы рюкзаков, спальных мешков, их достоинства и недостатки. Прави­ла укладки рюкзака. Перечень группового снаряжения. Бивачное снаряжение. Ремонтный набор.

Тренировка в укладке рюкзака.

Практика: Подбор личного и группово­го снаряжения для походов и тренировок.

Зачетное задание: «Сбор и укладка снаряжения для раз­личных видов походов». Ремонт снаряжения. Лыжи, обувь, крепления, ремонтный набор и запасной инвентарь, наличие запасной одежды и обуви. Подготовка кострового имущества.

Питание в лыжном походе

Теория: Составление меню, определение необходимого количества продуктов, их подготовка и упаковка. Приготовление пищи на костре.

Привалы. Костры. Ночлег

Теория: Привалы и ночлеги в походе. Выбор места для привала и ночлега. Правила разведе­ния костров. Типы костров. Уход за одеждой и обувью в походе.

Практика: Организация работы на биваке. Установка различных ви­дов палаток, размещение в них. Костровое снаряжение. Правила поведения и меры безопасности на биваке.

Установка различных видов палаток на различном грунте (правильность и время). Планирование лагеря. Тренировочный од­нодневный поход.

Зачетный двухдневный поход.

Топография и ориентирование на местности

Теория: Виды карт, схема, план.

Практика: Общие сведения об условных знаках.

Техника движения на лыжах, меры обеспечения безопасности в походе и при проведении занятий

Теория: Строевые приёмы с лыжами и на лыжах. Виды движения.

Практика: Походный строй, направляющий, замыкающий и их обязанности, место слабых. Темп и ритм движения.

Первая медицинская помощь

Теория: Способы транспортировки заболевшего в зимнем походе. Предупреждение обморожения. Первая помощь при обморожениях. Спасение привалившегося под лёд и оказания ему первой помощи.

Походный травматизм и заболевания в походе. Походная медицинская аптечка, ее состав, хранение, транспортировка. Основные приемы оказания доврачеб­ной помощи.

Практика: Комплектование походной аптечки. Определение заболе­вания по внешним признакам. Определение причин, его породив­ших. Оказание помощи условно пострадавшему.

2 год обучения


Навыки спортивного ориентирования

Топографическая подготовка

Теория: Знакомство с топографическими и спортивными картами. Характеристика местности по рельефу.

Практика: Практические занятия. Закрепление навыков определение расстояния на карте и местности. Ориентирование на местности: по карте, компасу, природ­ным объектам. Виды сорев­нований по ориентированию. Общие и особенные требования к ориентировщикам. Ориентирование в различное время года.

Отработка навыков ориентирования на местности различны­ми способами. Игра на местности «Казаки-разбойники». Подготов­ка к соревнованиям по спортивному ориентированию (различные виды).

Зачетные внутришкольные соревнования. Участие в соревно­ваниях, проводимых туристскими организациями.

Рельеф местности и его изображение на картах

Теория: Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Выбор пути движения с учётом основных форм и элементов рельефа.

Снаряжение ориентировщика

Теория: Требования к одежде, обуви, головному убору. Правила пользования снаряжением.

Практика: Планшеты и их устройство, самостоятельное изготовление простейших планшетов. Подбор лыж, палок, ботинок, лыжной мази.

Техническая подготовка ориентировщика

Теория: Обучение способам ориентирования на местности с помощью карты.

Практика: Работа с компасом. Движение по азимуту. Упражнения на местности с учётом вида соревнований.

Тактическая подготовка ориентировщика

Теория: Действие на старте, пункте выдачи карт, дистанции, контрольном пункте.

Практика: Отработка тактических действий выбора пути движения и его реализации на трассах различной сложности.


Велосипедный туризм

Физическая подготовка

Практика: Специальные упражнения на развитие силы ног, гибкости и силы мышц туловища. Маршевая велосипедная подготовка. Обзор районов велосипедных походов и путешествий.

Краеведческие наблюдения

Практика: Экскурсии в музеи, на выставки, промышленные предприятия. Наблюдения природы. Беседы с местными жителями.

Подготовка к проведению путешествия

Теория: Комплектование и состав группы. Распределение обязанностей. Разработка маршрута.

Практика: Составление графика движения. Снаряжение. Оформление документов.


Привалы и ночлеги

Практика: Организация отдыха на привале, хранение велосипеда и другого снаряжения. Текущий ремонт велосипедов. Организация ночлегов. Снятие лагеря, уборка территории.

Топография

Теория: Сведение о карте.

Практика: Чтение карты и работа с ней.

Техника езды на велосипеде

Практика: Преодоление препятствий. Специальная подготовка. Фигурное вождение велосипеда.

Правила дорожного движения

Теория: Дорожные знаки, разметка, и т.д.

Практика: Дорожные знаки, разметка, и т.д.

Обеспечение безопасности

Теория: Анализ характерных аварийных случаев в вело туризме. (наезд, столкновение, падение, элементы лихачества, дождь, туман, гроза, и т. д.)

Питание в походе

Теория: Требования к продуктам питания. Закрепление приготовление пищи в походных условиях.

Первая медицинская помощь

Теория: Характеристика заболеваний и травм и их профилактика.

Практика: Состав медицинской аптечки. Личная гигиена.

Тактика похода

Теория: Походный строй. Соблюдение порядка в походной колонне.

Пеший, лыжный туризм

Физическая подготовка

Практика: Специальные упражнения на развитие силы ног, гибкости и силы мышц туловища. Маршевая лыжная подготовка. Обзор районов лыжных походов и путешествий.

Туристско-краеведческие походы

Практика: Экскурсии в музеи, на выставки, промышленные предприятия. Наблюдения природы. Беседы с местными жителями.

Организация, подготовка, и подведение итогов похода

Теория: Оформление документов, проведение собрания с участниками похода и их родителями, организация и проведения открытого заседания клуба (отчёт о проведённом походе).

Снаряжение

Теория: Лыжи, обувь, крепления, ремонтный набор и запасной инвентарь, наличие запасной одежды и обуви. Подготовка кострового имущества.

Питание в лыжном походе

Теория: Составление меню, определение необходимого количества продуктов, их подготовка и упаковка. Приготовление пищи на костре.

Привалы. Костры. Ночлег

Практика: Назначение, периодичность и продолжительность привалов. Выбор места для привала, для костра, разжигание костра и поддержание огня. Установка палатки и организация ночлега в палатке с печкой.

Топография и ориентирование на местности

Теория: Виды карт, схема, план.

Практика: Общие сведения об условных знаках.

Техника движения на лыжах, меры обеспечения безопасности в походе и при проведении занятий

Практика: Строевые приёмы с лыжами и на лыжах. Виды движения.

Походный строй, направляющий, замыкающий и их обязанности, место слабых. Темп и ритм движения.

Первая медицинская помощь

Теория: Способы транспортировки заболевшего в зимнем походе. Предупреждение обморожения.

Практика: Первая помощь при обморожениях. Спасение привалившегося под лёд и оказания ему первой помощи.




























3. Планируемые результаты освоения образовательной программы дополнительного образования


В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны быть ориентированы на метапредметные и личностные результаты образования.

Личностные результаты освоения программы:

1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

2. готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

3. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

4. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, умение оказывать первую помощь;

5. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

6. отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

7. сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

В широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком (собственно психологическом значении): совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания;

  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.





Учебные универсальные действия


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- умение организовывать свое рабочее место;

- навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;

- осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу;

- умение самостоятельно определять цели и составлять планы;

-самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою образовательную деятельность;

- использовать различные ресурсы для достижения целей;

- выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях.

- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;

- понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;

- определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

- умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям

- умение подбирать и анализировать специальную литературу;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

- умение слушать и слышать

- умение выступать перед аудиторией

- умение вступать в диалог, вести полемику, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- грамотность, выразительность, эмоциональность речи

- соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

- умение пользоваться компьютерными источниками информации;

- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.





Предметные результаты освоения программы

1 год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • основные топографические знаки;

  • правила дорожного движения;

  • основные способы оказания первой медицинской помощи;

  • состав медицинской аптечки;

  • личную гигиену;

  • навыки ведения ЗОЖ.


Обучающиеся должны уметь:

  • фиксировать наблюдения;

  • вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

  • ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

  • делать пешие переходы с грузом, оказывать первую медицинскую помощь;

  • ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • вести себя в природе во время экскурсий, походов, анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • доброжелательно общаться со сверстниками, родителями и взрослыми.


2 год обучения


Обучающиеся должны знать:

  • основные топографические знаки;

  • правила дорожного движения;

  • основные способы оказания первой медицинской помощи;

  • состав медицинской аптечки;

  • личную гигиену.


Обучающиеся должны уметь:

  • составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

  • ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

  • делать пешие переходы с грузом, оказывать первую медицинскую помощь;

  • ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собственные материалы;

  • согласовывать и координировать свою деятельность со сверстниками;

  • сознательно регулировать собственное повеление и деятельность с целью обеспечения личного физического и психического здоровья.


4. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Формы проведения занятий
  • лекция, семинар

  • тренировка

  • выезд для закрепления знаний и навыков

  • обучающая игра

  • видеоурок

  • общефизическая подготовка

  • спортивные игры

  • игры подвижные, интеллектуальные, творческие

  • конкурсы, эстафеты, олимпиады, походы.


Методическое обеспечение программы

  • Для успешного учебно-воспитательного процесса и полной реализации программы имеются:

  • планы-конспекты занятий;

  • методические сборники и литература по данному направлению;

  • схемы и таблицы для учебных занятий;

  • карты парков и лесопарков микрорайонов города, зон массового отдыха и прилегающих к городу участков лесного массива;

  • Подборка дидактических и диагностических материалов (игры, вопросы к викторинам, ребусы, кроссворды, карточки, тестовые задания, творческих заданий и пр.)

  • нормативные документы по спортивному ориентированию, спортивному туризму (правила соревнований, разрядные квалификационные требования);

  • тестовые задания и упражнения по всем разделам программы;

  • раздаточный материал (карточки, бланки тестовых заданий).



4.1. Материально-техническое обеспечение

Наименование

Единицы измерения

Коли-чество

Компасы.

Комплекты спортивных карт.

Контрольные пункты (призмы).

Лыжный инвентарь:

лыжи,

ботинки,

лыжные палки.

Снаряжение для походной деятельности:

рюкзаки туристические (цилиндр),

велорюкзаки,

палатки,

спальные мешки,

коврики,

котелки,

топор,

пила

костровые принадлежности.

Спортивный инвентарь:

мячи,

скакалки,

Снаряжение для спортивного туризма:

страховочные системы,

каски,

карабины,

спусковые устройства типа «восьмёрка»,

жумары,

Веревка 10мм – 40 метров.

Секундомеры.

Планшетки для карт.

Горные велосипеды.

Компьютер,

принтер,

сканер,

колонки,

мультимедиа проектор

шт.

шт.

шт.


пар.

пар.

пар.


шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

комплект


шт.

шт.


шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

5

5

10


10

10

10


2

3

4

5

5

2

1

1

1


4

4


6

6

20

6

6

3

2

6

6

1

1

1

1

1






4.2. Кадровое обеспечение образовательной программы дополнительного образования


Должность

Должностные обязанности

Количество ставок в ОУ (требуется/
имеется)

Уровень квалификации работников ОУ

Педагог дополнительного образования

Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других объединений, разнообразную деятельность обучающихся и взрослых

0,5/0,5

Соответствует

























4.3. Информационно – образовательные ресурсы

1. Кирилл Васильевич Барбин, «Азбука туризма», издание -2-е, М. «Просвещение», 1981.

2. Л.А. Вяткин и Е.В. Сидорчук, учебник: «Туризм и спортивное ориентирование», М. Издательский центр «Академия», 2013.

3. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися М.М. Бостанджогло. – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации». – М.: Изд-во «Канцлер», 2015.

4. Н.Н. Ключникова, Н.А. Чернов, учебное пособие: «Спортивное ориентирование» - Ульяновск: УлГТУ, 2009.

5. В.М. Алёшин, А.В. Серебреников, «Туристская топография». - М.: Профиздат, 1985.

6. А.А. Булгаков, «Велосипедный туризм». – М.: Ключ, 1998.

7. А.А. Власов, Турист. – М.: «Физкультура и спорт», 1974.

8. В.И. Курилова, Б.В. Сермеев, «Справочник для начинающего туриста»: - Одесса «Маяк», 1990.

9. Ю.А. Штюрмер, «Краткий справочник туриста». - М.: Профиздат, 1985.

10. http://budetinteresno.info/book/index.htm

11. Константинов Ю.С. Учебное пособие, Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма – Москва: Советский спорт, 2009.

12. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 № 132-ФЗ.

13. В.Н. Большакова и П.Л. Горчаковский «Красная книга среднего Урала» - Екатеринбург: Изд-во Урал. 1996.

14. Путеводитель «12 путешествий по среднему Уралу» ВЕРХОТУРЬЕ: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2011.

15. Путеводитель «12 путешествий по среднему Уралу» ГОРОД РЕЖ: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2011.

16. Путеводитель «12 путешествий по среднему Уралу» РЕЖЕВСКОЙ ЭКОПАРК: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2011.

17. М.К. Куприянова, Т.П. Нездолий, учебное пособие «Фенологическая тропа В.А. Батманова», 2004.

18. В.Г. Капустин, И.Н. Корнев, «Атлас свердловской области» учебное пособие, Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2005.

19. Путеводитель, Режевские сокровища: «По реке Реж». Турфирма «Малыш и Карлесон Реж», 2015

20. Кулагина Г.А. «Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» - Екатеринбург: Изд-во «СОКРАТ», 2004.

21. Е.В. Савенко, «Путешествуем по Уралу», Екатеринбург, 2004.

22. В.Г. Капустин, И.Н. Корнев, География Свердловской области, учебное пособие для учащихся старших классов, Екатеринбург, 1996.

23. Т.Н. Федорова, Календарь краеведа: Краткая летопись событий уральской истории. Памятные даты 2013г. - Екатеринбург: ГБОУ СО «Дворец молодёжи», 2013.

24. Н.В. Скок, Т.Н. Федорова, Туристскими тропами из века в век – Екатеринбург: ООО «Проспект», 2014.


5. Учебно-тематическое планирование

1 год обучения


п/п

Наименование тем

(разделов)

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

Навыки спортивного ориентирования

8

9

17

1.1.

Гигиена спортивной тренировки

1


1

1.2.

Топографическая подготовка

2

2

4

1.3.

Рельеф местности и его изображение на картах

2

1

3

1.4.

Снаряжение ориентировщика

1

2

3

1.5.

Техническая подготовка ориентировщика

1

2

3

1.6.

Тактическая подготовка ориентировщика

1

2

3

Велосипедный туризм

8

27

35

2.1.

Физическая подготовка


2

2

2.2.

Краеведческие наблюдения


4

4

2.3.

Подготовка к проведению путешествия

1

2

3

2.4.

Привалы и ночлеги

1

2

3

2.5.

Топография


2

2

2.6.

Техника езды на велосипеде

1

4

5

2.7.

Правила дорожного движения

1

3

4

2.8.

Обеспечение безопасности

1

2

3

2.9.

Питание в походе

1

2

3

2.10.

Первая медицинская помощь

1

2

3

2.11.

Тактика похода

1

2

3

Пеший, лыжный туризм

5

15

20

3.1.

Физическая подготовка


2

2

3.2.

Организация, подготовка, и подведение итогов похода


1

1

3.3.

Снаряжение

1

2

3

3.4.

Питание в лыжном походе

1

2

3

3.5.

Привалы. Костры. Ночлег


2

2

3.6.

Топография и ориентирование на местности

1

2

3

3.7.

Техника движения на лыжах, меры обеспечения безопасности в походе и при проведении занятий

1

3

4

3.8.

Первая медицинская помощь

1

1

2

ВСЕГО

21

51

72


2 год обучения

Наименование тем

(разделов)

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

Навыки спортивного ориентирования

4

10

14

1.1.

Топографическая подготовка

1

2

3

1.2.

Рельеф местности и его изображение на картах

1

2

3

1.3.

Снаряжение ориентировщика


2

2

1.4.

Техническая подготовка ориентировщика

1

2

3

1.5.

Тактическая подготовка ориентировщика

1

2

3

Велосипедный туризм

11

24

35

2.1.

Физическая подготовка


5

5

2.2.

Краеведческие наблюдения


4

4

2.3.

Подготовка к проведению путешествия

1

2

3

2.4.

Привалы и ночлеги

1

2

3

2.5.

Топография

1


1

2.6.

Техника езды на велосипеде


6

6

2.7.

Правила дорожного движения

2

2

4

2.8.

Обеспечение безопасности

2

2

4

2.9.

Питание в походе

2


2

2.10.

Первая медицинская помощь

1

1

2

2.11.

Тактика похода

1


1

Пеший, лыжный туризм

8

15

23

3.1.

Физическая подготовка


3

3

3.2.

Туристско-краеведческие походы


3

3

3.3.

Организация, подготовка, и подведение итогов похода

2


2

3.4.

Снаряжение

2


2

3.5.

Питание в лыжном походе

1


1

3.6.

Привалы. Костры. Ночлег


2

2

3.7.

Топография и ориентирование на местности

1

3

4

3.8.

Техника движения на лыжах, меры обеспечения безопасности в походе и при проведении занятий:

1

3

4

3.9.

Первая медицинская помощь

1

1

2

ИТОГО

23

49

72



6. Система оценки достижений планируемых результатов


В процессе реализации программы дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения.

Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединении дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование. Одним из основных показателей работы является участие объединения дополнительного образования в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, фестивалях.

Современный подход к уровню образования предусматривает определение его эффективности, поэтому основной акцент организационно-педагогической деятельности сделан на мониторинг достижений обучающихся.

Целью мониторинга является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

для проверки знаний воспитанников после окончания

обучения по программе “Туристы, в путь ”

  1. Понятие о туризме. Какие вы знаете виды туризма?

  2. Назовите возможные опасности в походе.

  3. Общие гигиенические требования в походе.

  4. Назовите назначение и состав медицинской походной аптечки.

  5. Правила оказания первой помощи при отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях.

  6. Назовите признаки отморожения и правила оказания доврачебной помощи.

  7. Как избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов?

  8. Правила оказания первой помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударе.

  9. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами, при появлении гнойных ран.

  10. Как остановить кровотечение из раны?

  11. Назовите признаки ушибов, растяжений и правила оказания первой помощи.

  12. Признаки вывихов, переломов и правила оказания доврачебной помощи. Порядок наложения шин.

  13. Назовите причины возникновения потертостей, наминов, мозолей. Порядок оказания первой помощи.

  14. Назовите способы и правила транспортировки пострадавшего.

  15. Что входит в перечень личного снаряжения? Требования к одежде и обуви.

  16. Перечислите, что входит в групповое снаряжение.

  17. Как правильно уложить вещи в рюкзак и обеспечить его влагонепроницаемость?

  18. Порядок установки палаток различных типов и размещение в них вещей, предохранение палаток от намокания.

  19. Цели походов. Классификация походов по степеням.

  20. Назовите туристские должности в группе. Постоянные и временные должности.

  21. Правильная организация движения группы на маршруте. Режим и темп движения, привалы, питьевой режим.

  22. Выбор места для ночлега (бивуака). Основные требования к месту бивуака.

  23. Дайте общую характеристику естественных препятствий. Преодоление рек, заболоченных участков.

  24. Требования безопасности: на транспорте, при преодолении препятствий.

  25. Какие вы знаете узлы, применяемые в туризме. Назовите группы по назначению.

  26. Основные типы костров и их назначение.

  27. Выбор места для костра. Меры безопасности при обращении с огнем. Экологические требования.

  28. Что относится к костровым приспособлениям. Варочная посуда. Способы подвески котлов.

  29. Способы сушки личного снаряжения. Уход за снаряжением.

  30. Ремонт снаряжения. Ремонтный набор и что в него входит?

  31. Набор продуктов для приготовления пищи на костре. Перекус. Упаковка и хранения продуктов.

  32. Суточные нормы продуктов на человека. Понятие о меню-раскладке.

  33. Как правильно выбрать место забора воды для приготовления пищи.

  34. Назовите способы обеззараживания воды.

  35. Понятие о топографической карте, её значение для туристов.

  36. Содержание топографической карты. Разграфка и номенклатура топокарт.

  37. Понятие о масштабе. Виды масштабов.

  38. Какой из двух масштабов крупнее: а) 1 : 50000 или б) 1 : 500 000.

  39. Назовите способы измерения расстояний на карте. Работа с численным и линейным масштабами.

  40. Сколько метров на местности соответствует 1 см на карте масштаба 1 : 25000?

  41. Назовите виды условных знаков и их общие свойства.

  42. Как делятся условные топознаки по группам? Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

  43. Что изображают представленные топознаки? (По усмотрению проверяюшего).

  44. Назовите способы изображения рельефа на картах. Сущность горизонталей.

  45. Назовите типичные формы рельефа и их изображения на топокартах.

  46. Назовите градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта.

  47. Понятие об азимуте. Азимут истинный (географический) и магнитный.

  48. Определение истинного азимута на местности.

  49. Определение магнитного азимута на местности.

  50. Компас. Типы компасов и их назначение.

  51. Какие вы знаете способы ориентирования на местности?

  52. Какие вы знаете способы измерения расстояний на местности?

  53. Назначение спортивной карты и её отличие от топокарты.

  54. Назовите виды соревнований по спортивному ориентированию.

  55. Географическое положение Свердловской области. Рельеф. Полезные ископаемые.

  56. С какими областями граничит Свердловская область?

  57. Назовите основные реки и озера Свердловской области?

  58. Административное деление области. Назовите крупные города.

  59. Назовите самые крупные предприятия области.

  60. Урал в период Великой Отечественной войны 1941г.-1945г.

  61. Назовите исторические и архитектурные объекты Свердловской области.

  62. Правила поведение в лесу и на водоёмах.

Наблюдения в походе. Признаки изменения погоды.

26






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования "ТУРИСТЫ, В ПУТЬ"

Автор: Чепчугов Олег Сергеевич

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства