Программа курса по выбору «Вопросы анатомии» 8 класс
Программа курса по выбору «Вопросы анатомии» 8 класс
Курс анатомии и физиологии человека занимает особое место при изучении биологии в школе. Это обусловлено высокой степенью значимости
предлагаемой информации для повседневной жизни каждого человека,
повышенным интересом учащихся к данному разделу. Тем не менее, в рамках школьной программы учитель постоянно сталкивается с дефицитом
времени, необходимого для формирования элементарных практических
умений, касающихся изучения особенностей человеческого организма.
Определенные затруднения вызывает также освоение навыков оценки функционального состояния организма, изучение основных принципов, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Способствовать решению некоторых из перечисленных проблем позволяет курс по выбору «Вопросы анатомии».
Данный курс предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа курса рассчитана на 34 часа. В основе курса лежит
ряд практических работ, программа предполагает также проведение дискуссий, исследований. Курс направлен на оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах средней школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору «Вопросы анатомии» 8 класс »
ГУ «Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева отдела образования акимата Аулиекольского района»
Программа курса по выбору
«Вопросы анатомии»
8 класс
Составитель учитель биологии
Сушко Марина Владимировна
п. Новонежинка 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Курс анатомии и физиологии человека занимает особое место при изучении биологии в школе. Это обусловлено высокой степенью значимости
предлагаемой информации для повседневной жизни каждого человека,
повышенным интересом учащихся к данному разделу. Тем не менее, в рамках школьной программы учитель постоянно сталкивается с дефицитом
времени, необходимого для формирования элементарных практических
умений, касающихся изучения особенностей человеческого организма.
Определенные затруднения вызывает также освоение навыков оценки функционального состояния организма, изучение основных принципов, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Способствовать решению некоторых из перечисленных проблем позволяет курс по выбору «Вопросы анатомии».
Данный курс предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа курса рассчитана на 34 часа. В основе курса лежит
ряд практических работ, программа предполагает также проведение дискуссий, исследований. Курс направлен на оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах средней школы.
Программа курса расширяет знания учащихся по анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. В рамках программы продолжается
формирование навыков исследовательской деятельности, происходит развитие информационно-коммуникативной культуры учащихся, возникает
устойчивый познавательный интерес к изучению себя как уникального
организма и уникальной личности. Курс «Вопросы анатомии» предусматривает выработку ряда практических умений, направленных на оценку функционального состояния своего организма. Рассмотрение проблем сохранения здоровья, изучение принципов здорового образа жизни позволяют повысить валеологическую грамотность учащихся, сформировать отношение к здоровью как к величайшей ценности.
Цель данного курса– создание мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения выпускниками основной школы.
Основные задачи курса:
• расширить предметные знания школьников о строении и функциях
человеческого организма;
• углубить знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека;
• способствовать повышению интереса учащихся к самопознанию;
• продолжить освоение умений, связанных с контролем за деятельностью своего организма;
• продолжить формирование навыков исследовательской деятельности в области естественных наук;
• способствовать развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся (использование различных источников информации, сотрудничество при работе в группах, ведение дискуссии, представление докладов и результатов исследований);
• продолжить формирование валеологической грамотности, ценностного отношения к здоровью.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
• основные понятия, связанные со строением и функционированием
организма человека;
• методы проведения научных исследований, применяющиеся при изучении анатомии и физиологии человека;
• качественные и количественные показатели, характеризующие функциональное состояние организма человека;
• правила здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
• проводить самонаблюдение и оценивать некоторые функциональные
параметры своего организма;
• проводить эксперименты, связанные с изучением строения, функций
и возможностей организма человека, анализировать, обобщать собранные
данные, представлять результаты;
• объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни;
• получать знания о строении организма человека самостоятельно путем работы с различными источниками информации;
• соблюдать правила работы в парах, группах;
• участвовать в беседах, дискуссиях, корректно отстаивать свою точку
зрения, выслушивать мнение товарищей;
• готовить письменные и устные отчеты о результатах исследовательской деятельности.
Занятия в рамках курса «Вопросы анатомии» имеют практическую направленность, лекционную форму занятий.
Специфическим для данного курса по выбору является метод самонаблюдения. Он заключается в проведении наблюдений и простейших опытов над собственным организмом. Самонаблюдение может проводиться в классе и дома. Например,
исследование индивидуальных особенностей оценки степени утомления. Метод самонаблюдения способствует повышению интереса к исследованию своего организма, его состояния и возможностей.
Частично-поисковый метод используется при проведении дискуссий, обсуждении результатов работ. Усвоение знаний и умений происходит путем аналитической деятельности, интеллектуального поиска. Вопросы для обсуждения подбираются так, чтобы ученики имели возможность дать оценку, сделать самостоятельное заключение, вывод.
Успешность изучения курса зависит от форм организации познавательной деятельности учащихся. Индивидуальная деятельность, позволяющая
учесть особенности ребенка, используется при выполнении самонаблюдений, некоторых исследовательских и практических работ.
Фронтальная форма организации познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.
Групповая форма работы, а также работа в парах постоянного состава
уместна при проведении большинства практических работ. В процессе совместной работы реализуется потребность школьников в общении, в предъявлении своих знаний, совершенствуется умение формулировать и отстаивать свою
точку зрения. Все это способствует развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся.
Формы проверки знаний и умений учащихся включают:
• текущий контроль
• тематический контроль
• зачетный практикум
• обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации результатов
проведенных исследований.
Тематическое планирование.
№
Содержание тем
Количество часов
Сроки
1
Введение. Методы изучения организма человека.
Входное тестирование, анкета.
1
2
Узнай себя. Можно ли сравнить меня с Аполлоном или немного о гармонии
1
3
Опора и движение организма. У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных.
1
4
Части костного аппарата.
1
5
Пропорции тела. Рост человека.
1
6
Практическая работа № 1.Определение пропорциональности телосложения.
1
7
Практическая работа № 2. Освоение навыков формирования правильной осанки, походки,
посадки за партой.
1
8
Скелет человека в будущем.
1
9
Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета.
1
10
Работа мышц нашего тела.
1
11
Утомление и отдых.
1
12
Практическая работа № 3. Оценка степени утомления
1
13
Кровь. Красные клетки крови.
1
14
Защитные свойства крови. « Людской мор»
1
15
Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета.
1
16
И. Мечников- рыцарь борьбы с болезнями.
1
17
Антибиотики.
1
18
Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость.
1
19
Кровообращение. Предыстория главного открытия. Биография В.Гарвея.
1
20
Движение крови в сосудах. Давление крови.
1
21
Практическая работа № 4. Измерение артериального давления.
1
22
Сердце. Работоспособность сердца.
1
23
Болезни и лечение сердца.
1
24
Дыхание. Как надо дышать.
Лабораторная работа № 5.Определение продолжительности задержки дыхания в покое и
после дозированной нагрузки.
1
25
Вред курения.
1
26
Пищеварение. Измельчение пищи. Зуб- живой орган.
1
27
Печень. Поджелудочная железа.
1
28
Гигиена питания.Десять модных диет или как правильно питаться .
Практическая работа № 6.Составление суточного рациона.
1
29
Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина.
1
30
Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.
1
31
Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге.
1
32
Анализаторы. Общие свойства анализаторов.
1
33
Мой темперамент и характер.
Практическая работа № 7. Изучение типов темперамента и характера школьников.
1
34
Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ Т Тест «Что я знаю и чего не знаю?»
1
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Воронин Л. Г., Колбановский В. Н., Маш Р. Д. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.
2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по
анатомии, физиологии, гигиене человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
3. Данилин А. И. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Центрполиграф,2000.
4.Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: методическое пособие / Под ред. В. В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2005.
5. Коробейникова Л . А., Лапочкин И . А., П оп о в а В . А. Профессиональная ориентация школьников на медицинские специальности: Методические
рекомендации в помощь преподавателям биологии / Под ред. Л А Коробейниковой. – Вологда, 1990.
6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2003.
7. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
8. Рохлов В.С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа,2000.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,
1989.К азин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинов а Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000.
Калинов а Г. С., Мягкова А. Н. Здоровье. – М., 2003.
Козлов Н. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М.: Аст-пресс, 2000.
Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на
каждый день. – М.: Аст-пресс, 2000.
Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. – М.: Аст-пресс, 2000.
Косицкий Г. И., Дьяконова И. Н. Резервы нашего организма: Книга для
учащихся. – М., 1993.
Кучм а В. Р., Сердюковска я Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и
охране здоровья школьников. – М., 2003.
М айотова В. М., Майотов а О. В. Исповедь матери бывшего наркомана. –
М., 2000.
Поляков В. А. Здоровый образ жизни. – Краснодар, 1995.
Рохлов В. С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа, 2000.
Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся. – М., 1985.