Профилактическая работа с подросткам группы социального риска в учреждениях дополнительного образования
Профилактическая работа с подросткам группы социального риска в учреждениях дополнительного образования
Работа педагогов дополнительного образования должна быть направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения подростков в социально значимую деятельность Подростки быстрее идут на контакт, когда включены такие методы как «Равный – равному». Предоставление детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т.д.) испытать новые ощущения ( выезды, экскурсии и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах) приносит положительные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактическая работа с подросткам группы социального риска в учреждениях дополнительного образования»
Профилактическая работа с подросткам группы социального риска в учреждениях дополнительного образования. Трудным ребенок становится под влиянием многих причин: · испорченности отношений в семье, · неправильных воспитательных установок, · не совершенности влияний и т.д. Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе. Трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи. На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы: - алкоголизация подростков и молодежи - раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры - употребление токсических и наркотических веществ - вовлечение подростков и молодежи в правонарушения В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминогенности. Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность. Эффективность работы с подростками категории социального риска возрастает при наличии волонтерского состава и активных форм работы с ребятами (акции, экскурсии, тренинги, использование компьютерных технологий и т.д.) Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу. Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия. Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности. Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних. Подростки, из так называемой группы социального риска, особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи зачастую не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания. Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу. Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками – это знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. К 13-14 годам они абсолютно не адаптированы к существующему обществу, его законам, но уже готовы отрицать и нарушать их. На основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ст. 1. понятия- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления. Подростки данной категории, как правило, не имеют хороших контактов с педагогами школы. Загруженность учителей не позволяет им вести дополнительно воспитательную работу с ребятами группы социального риска, школьные программы в данный момент не ориентированы на углубленную работу в этом направлении. Зачастую сразу после посещения школы ребята, предоставленные самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману. Работа педагогов дополнительного образования должна быть направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения подростков в социально значимую деятельность Подростки быстрее идут на контакт, когда включены такие методы как «Равный – равному». Предоставление детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т.д.) испытать новые ощущения ( выезды, экскурсии и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах) приносит положительные результаты. Программа профилактической работы с трудными подростками в учреждении дополнительного образования «Контакт». Основная идея данной программы заключается в том, чтобы предоставить подросткам возможность реализовать себя в различных видах деятельности – предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления. Цели и задачи программы. Цель программы «Контакт»: снижение уровня негативных явлений в молодёжной среде путём вовлечения детей и подростков в социально значимую деятельность. Задачи программы «Контакт»: 1. Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность. 2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков. 3. Развитие волонтерского движения в подростковой среде. 4. Содействие социальной адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы. 6. Экологическое воспитание детей и подростков. 7. Повышение уровня самооценки детей и подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций. 8. Привитие трудовых навыков у участников программы. Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников. Комплектование учебных групп: В рамках программы «Контакт» планируется работа со следующими группами: 1. дети и подростки в возрасте 10 - 16 лет (в группе до 18 человек) 2. дети и подростки в возрасте 10 - 16 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в группе 10 человек) Основные направления работы с подростками- участниками программы «Контакт»: 1. Содействие воспитанию активной гражданской позиции у подростков: Усвоение норм социального поведения в обществе. Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания. Привлечение подростков к общественно полезной деятельности. Трудовая деятельность: работы по уборке города, обустройство помещения и мест, где ребята проводят часть времени. 2. Профилактика негативных явлений среди молодежи: Проведение профилактических игр, тренингов, экскурсий, акций. Привитие навыков здорового образа жизни. 3. Работа, направленная на экологическое воспитание подростков: организация и проведение мероприятий, акций экологической направленности . 4. Работа, направленная на воспитание адекватной самооценки, толерантности, коммуникабельности, творческих способностей у подростков. 5. Проектная работа (создание и реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий) 6. Знакомство с информационными технологиями: - Обучение пользованию видео и фото аппаратурой для создания мультимедийных и видео- презентаций - Изучение основ сети интернет - Создание электронных документов - Изучение основ работы с графическими редакторами -Изучение основ создания мультимедийных и видео - презентаций Система воспитательной работы. Подросткам (особенно подросткам группы социального риска) свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды. Подростки легко идут на конфликты, правонарушения, чтобы не быть «белой вороной» пробуют наркотики, алкоголь, занимаются токсикоманией. Все это обусловлено особенностями подросткового периода и отягощается той микросредой, в которой воспитываются подростки группы социального риска. Опыт показал, что одним из самых эффективных методов профилактической работы является подход «мотив – изменение поведения». Главный метод работы здесь – это тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Во время реализации программы «Контакт» с подростками группы социального риска проводятся занятия (в форме игр, тренингов, акций, экскурсий) Проведение занятий по данным темам повысит уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, употреблением психотропных веществ, наркоманией, возникновением конфликтов среди подростков, будет способствовать выработке и развитию навыков сохранения репродуктивного здоровья у подростков. Также данная работа способствует профилактике негативных явлений среди подрастающего поколения и пропаганде здорового образа жизни. Данная просветительная и воспитательная работа направлена на формирование у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья – это в первую очередь здравомыслие и целомудрие. Тип воспитательной системы : воспитательная система социальной ориентации. В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, совместный труд и т.д. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений. Цель воспитания по данной программе «Контакт» направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами: - осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия; - социально-активный, законопослушный; - гражданин и патриот своей страны; - способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности; - бережное отношение к экологии и тому, что способствует ее сохранению. Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, общественно-полезных, профилактических акций и другие. Ключевыми направлениями работы могут являться: - вовлечение подростков в социально значимую деятельность; - развитие волонтерского движения в подростковой среде; - содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы; - профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков; - социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя. Компоненты воспитательной системы: - создание системы социально-педагогической помощи и поддержки учащихся; - социальные тренинги; - система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, профориентация); - участие в различных социальных проектах и акциях; - участие в различных экологических проектах, акциях, мероприятиях Работа с родителями включает в себя: - включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей; - социально-педагогическое просвещение родителей; Формы подведения итогов реализации программы: Анализ проводимых методик и тестов. Отзывы подростков – участников программы. Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога и др.) Проведение заключительного мероприятия. Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ. Введение ступенчатой системы индивидуального оценивания. Создание сайта , электронных и мультимедийных презентаций команд, проектов, мероприятий и т.д. Основные этапы реализации программы воспитательной работы: 1 этап сентябрь 2015 г. Знакомство с подростками, набор групп. Исследование ценностных ориентаций подростков. Выявление интересов, увлечений участников программы. Введение ступенчатой системы индивидуального оценивания. 2 этап октябрь 2015г. – апрель 2016г. Вовлечение участников в активную деятельность: Организация и проведение досуговых и профилактических мероприятий (тематические вечера, тренинги, профилактико-игровые занятия и т.д.) Работа по социальным проектам. Организация и проведение экскурсий, однодневных выездов в лес (во время учебного года). Создание и реализация социально значимых проектов, акций. Организация трудовой деятельности подростков: работа по уборке территорий, организация и проведение во время каникул трудового десанта. Проведение тематических и итоговых праздников. Применение ступенчатой системы индивидуального оценивания. Разработка и реализация социально значимых проектов «Ориентир», «Прояви себя!», «Ветеран живёт рядом!» и др. 3 этап май – 2016 г. Подведение итогов реализации программы «Контакт»: Проведение итоговых мероприятий. Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов). Анализ результативности реализованных проектов и акций в рамках программы «Контакт» за 2015 -2016 учебный год. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 1. Социально-реабилитационные технологии: Исследование микросоциума ребенка. Установление доверительных отношений. 2. Обучающие и воспитательные технологии, использование различных методов работы: Наглядные (иллюстративные) – использование пособий, брошюр, методичек, плакатов. Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, дискет, видеофильмов. Рассказ, беседа. Проведение итоговых и тематических праздников. Выезды на природу. Использование компьютерных технологий, фото и видео –техники. 3. Диагностика подростков: Исследование интересов подростков (проведение игры на знакомство, групповая работа, тестирование). Исследование ценностных ориентаций участников программы (методика неоконченных предложений, анкеты). 4. Организация и проведение профилактическо-игровых занятий по теме: «Профилактика негативных явлений, пропаганда ЗОЖ в подростковой среде». 5. Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы (Приложение 1): на формирование позитивных дружеских отношений; групповую сплоченность; на формирование доверия друг к другу. 6. Наблюдение: Ступенчатая системы индивидуального оценивания. Пред и пост - тестирование участников программы. Диагностика достижения воспитательных результатов.
№
Основные результаты воспитательной деятельности
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов
1.
Усвоение норм социального поведения в обществе – усвоение правил поведения в коллективе: детском и смешанном (дети + взрослые).
- Опрос участников программы на предмет понимания ими правил поведения в обществе в начале и в конце реализации программы. - Ступенчатая система индивидуального оценивания. - Оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения -отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социальных педагогов, родителей и т.д.).
2.
Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения.
- Пред и пост – тестирование. - Проведение итоговых игр, мероприятий, тренингов. - Рефлексия.
3.
Повышение уровня творческих способностей у подростков
- Участие ребят в акциях,мероприятиях, праздниках, играх
4.
Вовлечение участников программы в трудовую деятельность
- Организация и проведение трудовых акций, мероприятий. - Отзывы общественности.
5.
Повышение уровня патриотического воспитания у подростков
- Опрос участников программы на данную тему. - Участие подростков в акциях и праздниках, посвященных Дню Победы, 23 Февраля, Дню Города и т.д. - Участие в мероприятиях, акциях и экскурсиях с патриотической направленностью.
6.
Привитие навыков безопасного проживания и самообслуживания в условиях тематических выездов, выходов- походов в природу.
- Проведение итоговых мероприятий. - Проведение итоговой игры. - Прохождение испытаний.
7.
Получение 1 ступени участниками программы.
-Положение о ступенчатой системе индивидуального оценивания.
8.
Бережнее относиться к природе
- Отзывы участников программы о природе в начале и в конце реализации программы. - Анализ проведения экскурсий, акций, экологической деятельности.
9.
Возникновение у подростков «чувства команды»
- Организация и проведение общих дел, мероприятий. - Опрос участников программы. - Игра «Мы - команда».
-Создание сайта творческого объединения и мультимедийных презентаций. -Тестирование на умение работать с сетью интернет, офисными приложениями, графическими редакторами.
11.
Результативность программы по детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
-Занесение подростков в Банк данных УДО и контроль результативности программы на основе Банка.
Приложения
Приложение 1
Темы тренингов
Конфликты и причины их возникновения
Разрешение конфликтов без насилия.
Проблемы молодежи глазами молодежи
Создание древа молодежных проблем: причины, проблемы, возможности решения
Анализ проблемных ситуаций среди молодежи
Как избежать проблемных ситуаций
«Альтернатива – негативу»
Молодежь – против СПИДа!
Танцуй ради жизни! Танцуй – против СПИДа!
Толерантное отношение к ВИЧ – инфицированным людям.
«Альтернатива – негативу!» - решим свои проблемы сами!
Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
Я выбираю ЗОЖ… Для чего и для кого я это делаю?
Наркотики, наркозависимость. Как этого избежать.
Умей отказаться от наркотиков!
Наркотики и закон.
Репродуктивное здоровье сегодня и в будущем.
Культура взаимоотношений между девушками и юношами.
Будьте здоровы!!!
Приложение 2
Игровая программа "Путешествие в страну Здоровья"
ДЕВИЗ: “В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.
ЦЕЛИ:
1. Формирование установки на здоровье, на ЗОЖ.
2. Формирование навыков общения дети – родители – учителя.
3. Поиск выхода из проблемной ситуации.
4. Развитие организационных навыков.
ПОДГОТОВКА:
– изучение теоретического материала на уроках здоровья, классных часах, часах общения
– чтение дополнительной литературы (родители, дети)
2. Оформление зала: цветы, флаги, шары, тропа Здоровья (название станций), визитки, протоколы, оценочные баллы, задания по станциям.
3. Плакаты, сочинения, стихи, тетради, рисунки, реклама, антиреклама, физкультминутки, физкультпаузы учащихся по теме “Что мы знаем и думаем о здоровье”.
4. Награждение (грамоты, дипломы, фрукты).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Музыкальное сопровождение (марш “Москва”)
2. Вступительное слово ведущего:
Добрый день, дорогие друзья!
Зрители и болельщики!
Наше строгое и справедливое жюри!
Добрый день всем!
Сегодня мы приглашаем вас в путешествие в удивительную страну, страну Здоровья! Но прежде, чем отправиться в путешествие, предлагаем вам такую ситуацию.
Вы можете нам помочь? (Зрителям)
Так слушайте!
3. Сценка (стол, книга, стул, соска, кепка).
Участники: ведущий, отец, 1 сын, 2 сын, 3 сын.
ВЕДУЩИЙ: С соской сын пришёл к отцу
И спросила кроха…
1 СЫН. Папа, это хорошо или плохо?
ПАПА.
Если б соску не сосал,
Был бы ты серьёзный,
Брось её, и в тот же миг
Повзрослеешь ты, старик!
Давай – ка, парень, для разрядки
Займёмся лучше физзарядкой !
(Музыкальное сопровождение “Утренняя зарядка”, элементы физзарядки).
ВЕДУЩИЙ.
Год прошёл, седьмой грядёт
Мальчик в 1 класс идёт.
И отцу (хотя подрос)
Задаёт опять вопрос?
2 СЫН.
Там у школы 2 мальчишки
Зажигают часто спички
Подскажи , ну как мне быть.
Предлагали закурить
Я попробовал – отрава
Эти сигареты “Ява”.
Как же можно их курить,
Так здоровью – то вредить?
ВЕДУЩИЙ.
Подумал папа и в ответ
Сыну дал такой совет…
ПАПА.
Кто сигарету поджигает –
Жизнь на годы сокращает,
Окружающим, себе,
Может быть тебе и мне.
ВЕДУЩИЙ.
Дни летят, идут года.
Сын растёт как никогда.
10 классов за спиной
Стал сынок совсем большой.
3 СЫН.
Деньги просит у отца
Для чего не говорит
В подворотне с “друганами”
Пиво пьёт и ест салями
Но отец про всё узнал,
Сына на “ковёр” позвал.
ПАПА.
Ты ответь мне, сын родной,
Если пьёшь, то ты крутой?
Ведь спиртное – это яд!
Пусть дружки – то говорят,
Что попробуешь разок
И узнаешь жизнь, браток !
Это всё враньё – не верь,
Мигом втянешься, поверь,
Алкоголь туманит разум,
Лучше брось ты это сразу!
ВЕДУЩИЙ. А вы какого мнения? (В зал – работа с залом).
Мы не берём в жизнь вредные привычки, мы выбираем ЗОЖ !
Мы за ЗОЖ. Мы за нашу будущую семью:
команда учителей, команда учеников – детей; команда родителей.
Наше путешествие в страну Здоровья начинается!
Приветствуйте! (Звучит марш “Москва” , входят команды учеников, учителей, родителей).
2. Представление команд:
· название;
· девиз;
· приветствие команд – соперников;
· приветствие жюри;
Оздоровительная пауза - выступление таэквон – до.
3. Разминка (телеграмма от вирусной инфекции Ангины Грипповны Вирусной).
ВЕДУЩИЙ. Чтоб пройти по дорожке и попасть в страну Здоровья, вы должны ответить на вопросы.
· Закаливание – это:
1. Здоровый образ жизни;
2. Укрепление организма;
3. Бывает воздушное, водное, солнечное;
4. Воспитание стойкости, выносливости, способности противостоять неблагоприятным условиям.
· Спорт – это:
1. Физические упражнения (гимнастика, игры, борьба и т. д.) имеющие целью развитие и укрепление организма;
2. Какое – либо занятие, являющееся предметом азартного увлечения;
3. Здоровый образ жизни, ловкость, быстрота реакции.
· Сон – это:
1. В нём проводят треть жизни;
2. Лучшее лекарство;
3. Наступает через определённые промежутки времени , физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
· что помогает человеку защищаться от врагов? (Оружие, щит);
· что может помочь защититься от невидимых врагов – болезней? (Лекарства, иммунитет);
· что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон) , что надо и что не надо делать перед сном?
· загадка: “дети так нуждаются в ней” (Доброта)
“Больше всего её у бабушек” (Доброты).
ВЕДУЩИЙ. Ну, вот и мы отправляемся в путь.
4. Станция “Оздоровительная” (карточки).
1 карточка – Какие инфекционные болезни и средства защиты от них вы знаете?
2 карточка – Какие лекарственные растения вы знаете?
3 карточка – Какие способы закаливания вы знаете?
ВЕДУЩИЙ. Вы отправляетесь в дальнее плавание, что возьмёте с собой?
Ситуация: “Заболел ученик. Классный руководитель просит отнести домашнее задание и передать так, чтобы не заразиться”.
7. Станция “Спортивная” .
Комбинированная эстафета (Юные учителя здоровья готовят спортивный инвентарь для эстафеты):
1 этап. – обычный бег;
2 этап. – ведение баскетбольного мяча;
3 этап. – бег с ракеткой (теннисный мяч);
4 этап . – прыжки со скакалкой;
5 этап .- “ кенгуру” (мяч);
6 этап. – набрасывание колец на стойку;
7 этап. – бег с 3 набивными мячами до стойки;
8 этап. – бег с 3 набивными мячами от стойки.
Оздоровительная пауза . Выступление таэквон – до.
Подведение итогов. Награждение (фрукты).
Рекламная пауза (стихи Соболева Никиты).
“Береги своё здоровье”
Каждый твёрдо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомни, ведь здоровье
В магазине не купить!
ВЕДУЩИЙ. Мы вместе с вами переживали чудесные мгновения. Кому – то понравилось, кому – то нет. Кого – то заставило задуматься! Кто – то просто от души смеялся! Но никого это путешествие в страну Здоровья равнодушным не оставило!
Согласны?! Большое, огромное спасибо всем!
Приложение 3
Занятия на правила общения
1 Занятие.
Цель:
Развивать умение: управлять собственной агрессией и гневом, вступать в контакт, ладить с другими.
1 игра. «Камушек в ботинке»
Цель:
В этой игре мы используем метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.
Инструкция:
Расскажите мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек?
Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Может быть, так случается, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утором надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге уже может быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.
Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся и вытащим его от туда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые.
Если вы нам скажите «У меня камушек в ботинке», то мы все поймём, что вам что-то мешает и мы сможем об этом поговорить. Я хочу чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Если нет, то скажите «У меня нет камушка в ботинке», а если есть, то давайте обсудим ваш «камушек».
Необходимо дать детям возможность поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудить отдельные «камушки».
2 игра: «Только вместе»
Цели: В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же что и партнёр. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Лучше, если у детей будет возможность поиграть в эту игру с разными партнёрами.
Инструкция:
Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Сможете ли вы медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. А теперь сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить с какой силой вам нужно опираться на спину партнёра, чтобы обоим было удобно.
Анализ:
С кем тебе вставать и садиться было легче всего?
Что было самым трудным в этом упражнении?
3 игра «Не хочу манной каши»
Цели:
Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои интересы перед взрослыми. К такого рода интересам относится право выбора еды, одежды, причёски. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично, особенно если у них не очень уверенные в себе родители. Эта игра даёт возможность поучится выражать свои желания вежливо и в то же время решительно.
Инструкция:
Разделитесь на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой – ребёнком. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребёнок что-нибудь подобное. А ребёнок это блюдо терпеть не может. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора. В одном случае пусть ребёнок по-настоящему разозлит родителей, а во втором покажите, что ребёнок говорит с родителями настолько удачно, что они готовы ему уступить.
Анализ:
Каким образом ты можешь разозлить родителей так, чтобы они ещё больше захотели всё за тебя решать?
Каким образом ты можешь так поговорить с родителями, чтобы они были готовы тебе уступить?
В каких вопросах дети должны иметь право самим принимать решение?
2 Занятие.
Цель:
Стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа со словарным запасом детей.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Рефлексия предыдущего занятия:
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Так же следует вспомнить цель проводимых занятий.
1 игра «Закончи слово»
«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например на слог –ра-, -зем-, -го-, -па-.
Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч и, кинув мне его обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающееся на слог –ра-, а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.
2 игра «Штирлиц».
«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Остальные игроки, замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие сделайте пять изменений в своих позах и одежде (имеется в виду всего пять). Приглашаем ведущего, если ты нашел все 5 изменений, значит у тебя хорошая наблюдательность. После игры выделяются самые наблюдательные.
3 игра «Гомеостат»
Внимание! Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Эта сложная игра. Сразу она может не получиться.
Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться. Нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либо незаконным способом.
3 Занятие.
Цель:
Развитие наблюдательности, внимания, памяти, произвольности движений, умения объединять слова в группы по определённым признакам, определять, к какой группе относится к той или иное слово.
Инструментарий : мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Рефлексия предыдущего занятия:
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Так же следует вспомнить цель проводимых занятий.
1 игра «Переходы»
Встаньте в круг, лицом к центру круга. Обратите внимание на цвет волос каждого из вас. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми тёмными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот у кого волосы немного светлей, а крайнее левое место займёт тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. По моей команде вам нужно будет сесть на соответствующие места. Тот, кто, нарушает порядок, выбывает из игры. (Проводить не более 3-х раз)
2 игра «Кто есть кто? Что есть что?»
Дети вспоминают, что некоторые слова можно отнести к какому-либо классу, группе, например, дикие и домашние животные, насекомые, деревья, города, фрукты, овощи и т.д.
«Встаньте в круг, я буду называть слова и бросать мяч, вы должны бросить его назад мне и сказать слово относящееся к той или иной группе. Необходимо как можно быстрей назвать слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово или неправильно назовут его, выбывают из игры»
3 игра «Запретное движение»
Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает насколько движений, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.