kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учеба в школе – переломный момент в жизни ребенка. Он связан со строительством нового типа отношений (сверстниками и взрослыми), усвоением нового вида основной деятельности (учебной, а не игровой). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе»

Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе

Учеба в школе – переломный момент в жизни ребенка. Он связан со строительством нового типа отношений (сверстниками и взрослыми), усвоением нового вида основной деятельности (учебной, а не игровой). Меняется все: обязанности, окружение, режим дня. это «кризисный период» в жизни ребенка, и этот «кризис» проявляется в том, что свою потребность в игре он должен удовлетворить учебными способами. Процесс адаптации к школьной жизни длится по-разному – от двух недель до 2-3 месяцев (в зависимости от уровня подготовки к школе, психофизиологических особенностей и состояния здоровья). Главную роль здесь играет сформированный в дошкольном возрасте уровень готовности к школе, или «школьная зрелость».

К ребенку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые друзья, новые отношения со взрослыми, которые требуют от ребенка определенных моральных усилий и опыта. Ребенок оказывается в новой социальной позиции, получает право на обучение. Но готов ли он к этому?

Готовность к обучению в школе можно констатировать как интегративную характеристику развития ребенка, которая обусловливает успешную адаптацию к требованиям школьной жизни.

Основными компонентами общей готовности ребенка к школе являются:

  1. мотивационная готовность;

  2. умственная готовность;

  3. эмоционально-волевая готовность;

  4. психологическая готовность к общению и совместной деятельности.

Одной из проблем, которая чаще всего возникают во время перехода от дошкольного звена к начальному, является сложность адаптации учеников первых классов. Переход от дошкольного возраста к школьному требует овладения ребенком нового образа жизнедеятельности. Успешная адаптация к начальной школе является необходимым условием развития каждого ребенка, личности, его индивидуальности, продуктивной активной деятельности, творчества.

Адаптацию можно рассматривать в различных аспектах. Но хотелось бы остановится на основных признаках адаптации ребенка:

  • пребывание в спокойном, уравновешенном состоянии,

  • сдержанность, внимание на уроках;

  • активность и подвижность на переменах;

  • проявление интереса к новым людям, взрослым, детям;

  • заинтересованность в осмотре интерьера классной комнаты, школьных помещений;

  • наблюдательность, интерес к старшеклассникам;

  • легкая ориентация в пространстве школы, демонстрация родителям своей опознанности;

  • легкое понимание и готовность выполнять требования учителя;

  • позитивная оценка ребенком своих действий, результатов собственных усилий;

  • адекватное восприятие негативной оценки взрослого;

  • инициативный характер общения в период учебной деятельности;

  • активность на уроках;

  • коммуникативнность в общении с учащимися не только своего класса;

  • успешное овладение учебным материалом.

Если ребенок физиологически не готов к учебе, то адаптационный период в таком случае обратный процесс.

Высокий уровень напряженности сердечно-сосудистой системы

Низкий уровень взаимодействия физиологической системы

Низкий уровень и нестойкость работоспособности











СТРЕСС

Изменения функционального состояния нервной системы

Экстремальные перегрузки















Основные причины трудностей адаптации:

  1. психологические особенности:

  • слабый тип нервной системы;

  • повышенная сенситивность;

  • возбуждение нервных процессов;

  1. особенности развития:

  • несформированность эмоционально-волевой сферы;

  • слабая саморегуляция поведения;

  1. ошибочные методы воспитания в семьях:

  • воспитание типа «кумир в семье»;

  • родительская вседозволенность;

  1. неусовершенствованная система учебно-воспитательного процесса.

Признаки дезадаптации:

  • трудности в учебе, стойкая неуспеваемость;

  • нарушение взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителем;

  • нежелание посещать школу;

  • соматические проявления (головная боль, нарушение сна, аппетита, боль в животе);

  • угнетенное настроение, повышенная утомляемость, снижение работоспособности под конец дня, недели;

  • повышенная тревожность, плаксивость, неумение строить отношения со взрослыми, детьми;

  • отставание в учебе;

  • эмоциональные нарушения;

  • проявление дефицита внимания, неготовность к длительному общению.

Процесс адаптации к школьной жизни у моих учеников длился по-разному. Большая часть детей быстро и безболезненно восприняли изменения, которые произошли в их жизни с началом обучения. Первоклассники понимают, что основным видом их деятельности теперь является учеба. Такие дети на уроках внимательны, работоспособны. на переменах активны, подвижны, не боятся отношений со старшими учениками, с удовольствием играют в подвижные игры.

Некоторые ученики (Дмитренко С., Козырев Н., Полехин Я., Третьякова Е.) еще находятся в состоянии тревоги. Их пугает все новое и неопознанное. Поэтому эти дети тяжело идут на контакт, почти не выпускают с поля зрения своего учителя. На переменах пассивны, а на уроках работают под постоянным контролем учителя. Эти дети быстрее, чем другие, утомляются, хотят как можно быстрее встретиться с своими родителями. Но все же заинтересованность проявляют на уроках трудового обучения и изобразительного искусства, где непринуждённо общаются со своими сверстниками, радуются похвале со стороны учителя и учеников, тем самым открывая перед коллективом тайные уголки своей души.

Думаю, пройдет немного времени и класс забурлит школьной жизнью, ведь впереди сколько новых открытий и еще несбывшихся мечтаний. Так что, смелее первоклассник, в Страну Знаний!

Не следует забывать о необходимости доверительных отношений с ребенком: поступки детей не следует осуждать или хвалить, их нужно анализировать и понимать.

По словам В.Сухомлинского, чтобы ребенок действительно уважал и воспринимал учителя, он должен всем сердцем любить его, чаще улыбаться, реже хмуриться, жить настоящей жизнью, поддерживать свой авторитет. В педагоге должно быть все самое лучшее, что нравится в человеке. Нельзя критиковать ребенка за неуспеваемость, сравнивать его с другими сверстниками, следует сравнивать его лишь с ним самим.

Не следует забывать, что игра первоклассника – серьезное дело, которое создает психолого-педагогическую атмосферу в классе, она является основным методом и формой обучения первоклассников. В процессе игры мир детства природно соединяется с миром науки.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе

Автор: Кара Нина Ивановна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Методическая разработка тематического родительского собрания "Проблема адаптации первоклассника в школе" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskaia-razrabotka-tiematichieskogho-roditiel-skogho-sobraniia-probliema-adaptatsii-piervoklassnika-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "212588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431875779"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Как проходит адаптация первоклассника к школе в рамках реализации ФГОС?"
    ["seo_title"] => string(79) "kak_prokhodit_adaptatsiia_piervoklassnika_k_shkolie_v_ramkakh_riealizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "343049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473453811"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Родительское собрание в 1 классе по теме «Трудности адаптации первоклассников к школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_po_teme_trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov_k_s"
    ["file_id"] => string(6) "540218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582040955"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Сценарий родительского собрания "Адаптация первоклассников в школе" "
    ["seo_title"] => string(75) "stsienarii-roditiel-skogho-sobraniia-adaptatsiia-piervoklassnikov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "109426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404505046"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Адаптация первоклассника "
    ["seo_title"] => string(27) "adaptatsiia-piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "102351"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402499294"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства