. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы адаптации первоклассников в школе »
МБОУ лицей ст.Каневская, Краснодарский край.
Родительское собрание
Проблемы адаптации первоклассников в школе.
Учитель начальных классов: Алифанова Т.М.
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Радуга чувств
Закон семьи
+
Зн. похв.
Ед. тр.
+
+
+
Разд.благ
Тр. уч.
Закон семьи
I закон .
Закон единства требований отца и матери,
предъявляемых ребенку.
II закон.
Закон значимости похвалы для ребенка .
III закон.
Закон трудового участия каждого
члена семьи в жизни всей семьи.
IV закон.
Закон разделения в равной мере
материальных и моральных благ
между взрослыми и детьми.
Современный первоклассник
имеет следующие особенности:
1.У детейбольшие различияпаспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детейобширная информированностьпрактически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3.У современных детейсильнее ощущение своего «Я»и более свободное независимое поведение
4.Наличиенедоверчивостик словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими .
5.У современных детей болееслабое здоровье.
6.Они в большинстве своёмперестали игратьв коллективные «дворовые» игры.
Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение.
Задачи построения такого обучения:
Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование .
Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.
Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
уметь принимать учебную задачу;
находить способы её решения;
отбирать нужные средства;
контролировать свои шаги;
самому оценивать полученные результаты .
Каждый день интересоваться школьными событиями.
Что сегодня было самое интересное?,
Чемувыучились на уроке чтения?,
Что веселого было на уроке физкультуры?,
В какие игры вы играли?,
Чем вас кормили сегодня в столовой?,
С кем ты подружилсявклассе?
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Ребенок не должен панически боятьсяошибиться. Невозможно научиться чему-то, неошибаясь.
Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик.
Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей.
На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек,не ставьте одних в пример другим:
они разные даже по биологическому возрасту -девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните:ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать.
Необходимо только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам.Будьте ему другом, тогда малыш доверит
вам самое сокровенное.
Уровни адаптации
Содержание
Высокий уровень
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
- Занимает в классе благоприятное статусное положение
Средний уровень
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- Дружит со многими одноклассниками
Низкийуровень
- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
Вывод:
Родительские притязания основаны не на
понимании и учёте реальных возможностей ребёнка,
а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки:«Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Когда уместна тревога?
Обычно
Опасно
Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.
Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
Делает уроки только «из-под палки».
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.
Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
Вывод:беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
«Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»
«Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
Семья должна формироватькульт интеллекта– в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах.
Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка вситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.
Нужно научить ребёнкаанализироватьсвою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
Необходиморазвивать внимание и памятьребёнка.
Благоприятно действует нанего ситуация успеха.Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
Оценивая результаты деятельности ребёнка,не переносить их на личность самого ребёнка.Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
Почаще ставить себя на место своего
ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Методики определения
комфортности и затруднений ребенка
в школе
Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.
«Пять вопросов в конце недели»
«Беседа по классной фотографии»
«Как я закончу четверть (год)?»
«Плюсы и минусы школьного дня»
«Копилка школьных успехов»
Это необходимо знать родителям
“Ребёнку очень важно знать, что родители небезразличны к его школьным делам, ведь школа играет важнейшую роль в его жизни. Отношение взрослых к родительским собраниям сказывается на отношении учащегося к учебе, так как родители личным примером показывают, насколько серьезно они воспринимают школьную жизнь детей. Поделиться своими мыслями ребенку психологически легче, когда он видит заинтересованность родителей, их сопричастность происходящему. Огромное значение имеет для ребенка и мнение старших о школе, об учителях. Нельзя от детей требовать выполнения школьных правил, а самим их игнорировать” —
так считает психолог Ирина Приклонских.
Как же могут участвовать родители
в повседневной жизни класса?
Совместно с учителем продумать
проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки).
Предложить маршруты экскурсий и своё
сопровождение детской туристической
группы.
Предложить экскурсию на своё
предприятие, в организацию, фирму, если
сфера её деятельности будет интересной
детям этого возраста и безопасной для них.
Советы родителям
Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню.
Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение.
Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.
С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.
Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка,никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.
Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.
Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когдаостанетесь с ним наедине. Так ему будет легчеуглубиться в суть вопроса и изменить своюточку зрения.
за сотрудничество!
Список использованной литературы:
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1988.
Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой, М., 1987.
Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк: БАО, 1998.
Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе».
Авторские материалы МОУ № 52 г. Петропавловск – Камчатский 2010г