Просмотр содержимого документа
«Протокол родительского собрания "ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ"»
Протокол родительского собрания№1
от 09.09.2014 года
Присутствовало: 27 чел
Отсутствовало: 3 чел
Тема: Школьная готовность. Проблема адаптации первоклассников в школе
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
2.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.
3. Портфолио ученика.
4. Проведение Дня первоклассника.
5. Выбор родительского комитета.
Вопросы для обсуждения:
Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
Система взаимоотношений детей в классе. Социальная готовность первоклассников.
- Разное.
Ход собрания
I. Обсуждение первой школьной четверти ребенка.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем: с каким настроением ребенок уходит в школу и приходит домой, какие проблемы адаптации имеются.
Знакомство с положением о безотметочном обучении в 1 классе.
II. Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Обсуждение вопроса.
Ознакомление педагога с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
● Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
● Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
● Не дерись без причины.
● Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
● Играй честно, не подводи своих товарищей.
● Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
● Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
● П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Социальная готовность - потребность в общении со сверстниками и умение подчиняться свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя; умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату.
Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами
Источником горьких переживаний первоклассника может быть на только плохая отметка, но и конфликты с соучениками.
Что же качается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные кооперативные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих школьных интересах.
Для хорошей школьной адаптации ребенок должен обладать разными приемами общения: принимать роль ученика и товарища, отличника и двоечника, выслушивать похвалу и переносить наказание, выражать и принимать агрессивность.
По поведению в классе можно воспроизвести семейную ситуацию ребенка, т.к. именно в семье ребенок приобретает образцы общения, и умение разрешать сложные ситуации.
Что такое «социальная зрелость»? Оно включает одновременно несколько показателей личностной готовности к школе:
Умение и желание общаться со сверстниками.
Умение строить адекватные отношения с взрослыми, с учетом ситуации общения
Мотивационная готовность к школьному обучению, желание учиться в школе.
III.Портфолио ученика.
По третьему вопросу слушали: С.С. Азимову, учителя начальных классов, которая ознакомила родителей с Положением о внеурочной деятельности и основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся - портфолио.
Основными целями составления портфолио являются:
- сбор, систематизация и фиксация результатов развития ученика, его усилий, достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;
- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;
- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.
Родителям были представлены основные разделы портфолио, правила их заполнения.
IV. Проведение Дня первоклассника.
В конце 1 четверти в 1 классе проводится День первоклассника.
Форма проведения урок- игра, в ходе которого дети представят песни, выученные стихотворения, чему научились за два месяца.
Для оказания помощи классному руководителю был выбран родительский комитет:
Председатель:Макарова Н.В.
Скворцова Н.В.,Заботкина Н.Б., Мотовкина Р.В.
Родительскому комитету поручили к Дню первоклассника организовать чаепитие с родителями и детьми.
Решение: - принять к сведению и использовать в повседневной жизни информацию, полученную в ходе родительского собрания.
- принять к сведению, выполнять все обязанности, которые касаются родителей; приучать к выполнению обязанностей учащихся
- следить за соблюдением режима дня учащимися.
Учитель: _______________ Азимова С.С.
Председатель род. комитета: _______________ Макарова Н.В.