«Проблема социализации как части воспитательной работы в условиях школы открытого типа»
«Проблема социализации как части воспитательной работы в условиях школы открытого типа»
В школу открытого типа попадают дети с отклоняющимся асоциальным поведением, противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Всего в нашей школе 65 воспитанников. Все воспитанники с низким уровнем познавательной активности, у них часто плохое настроение, они агрессивны, неадекватны, со стойкими эмоциональными нарушениями. Отклоняющееся поведение является результатом нарушения процесса социализации. У большинства учеников отсутствует желание вести здоровый образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проблема социализации как части воспитательной работы в условиях школы открытого типа» »
ЗАЯВКА
на участие в научно-практической конференции
«Социализация и ресоциализация подростков и молодежи: междисциплинарный аспект»
Ф.И.О: Беклемышева Екатерина Александровна
Должность: руководитель школьного методического объединения воспитателей и классных руководителей МСУВУОТ СОШ г.Губаха
Название статьи: «Проблема социализации как части воспитательной работы в условиях школы открытого типа»
Контактный телефон: 89082673193.
Выступление
по теме «Проблема социализации как части воспитательной работы в условиях школы открытого типа»
В школу открытого типа попадают дети с отклоняющимся асоциальным поведением, противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Всего в нашей школе 65 воспитанников. Все воспитанники с низким уровнем познавательной активности, у них часто плохое настроение, они агрессивны, неадекватны, со стойкими эмоциональными нарушениями. Отклоняющееся поведение является результатом нарушения процесса социализации. У большинства учеников отсутствует желание вести здоровый образ жизни:
- 93 % никотинозависимы;
- 86 % употребляют спиртные напитки.
- 90 % подростков школы из неблагополучных и малоимущих семей;
- 82 % из неполных семей;
- 81 % учащихся состоит на учете КДН и ОДН.
Поэтому основные усилия в воспитательной работе направляем на решение таких проблем, как коррекция поведения и ценностных ориентаций подростков, успеваемость и посещаемость воспитанников, взаимодействие с родителями и специалистами служб школы и города. Особое внимание классные руководители и воспитатели уделяют вопросам профилактики правонарушений и вредных привычек, проводят часы общения и внеклассные мероприятия на познавательно-правовые темы и по пропаганде здорового образа жизни.
Самое объёмное направление деятельности воспитателя – это работа с воспитанниками, которая начинается с установления дружеских контактов с детьми, организации совместной коллективной деятельности и проведения диагностики вновь прибывших учащихся, изучения их семей и внутрисемейных взаимоотношений. Каждый ученик попадает в школу с какой-либо проблемой. Поэтому, прежде чем начать реабилитационную работу с несовершеннолетним и его семьёй, необходимо увидеть причины этой проблемы.
На каждого ученика заводится индивидуальный дневник, где отражается содержание коррекционно-реабилитационной работы всех служб школы, включая работу классного руководителя и воспитателя. По итогам учебного года на психолого-медико-педагогическом консилиуме рассматриваются результаты динамики и вырабатываются рекомендации по дальнейшей работе с воспитанником. Кроме того, на подростков с наиболее отклоняющимся поведением заводятся индивидуальные планы сопровождения.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил подростка и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении подростком социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться. Личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
С сентября 2007 года наша школа перешла на устойчивый режим продленного дня (в режим введена зарядка, динамическая пауза, самоподготовка).
- традиционные праздники: «Первый звонок», «День учителя», «День рождения школы», День матери, Праздник Ёлки и зимы, День святого Валентина, День Победы, «Последний звонок»;
- игровые развлекательные программы по правилам дорожного движения («Юный пешеход», «Азбука пешехода») и к календарным праздникам (23 февраля, 8 марта, 1 и 12 апреля), масленица;
- участие в городских мероприятиях: «Деньпризывника», «Зарница»;
- посещение городского музея, мероприятий городской библиотеки (литературные вечера, библиотечные уроки), музыкальной школы (концерт учащихся);
формируем навыки здорового образа жизни:
- еженедельные Дни здоровья на базе Дома спорта «Химик» (игровые виды спорта, бассейн, фитнес, каток), посещение горнолыжной базы ( секция и участие в краевых соревнованиях по слалому);
- спортивно-юношеское многоборье ко Дню защитника Отечества, легкоатлетический кросс, многодневные летние сплавы по реке Усьва;
- плановые встречи со специалистами по профилактике ВИЧ-инфекции;
- участие в городских художественных выставках « Нет - вредным
привычкам», «Безопасность на дороге», «Огонь – друг или враг?»;
- в период летней оздоровительной кампании учащиеся школы активно
работают и участвуют в оздоровительных мероприятиях ЛТО;
формируем гражданскую позицию:
- День пожилого человека, День толерантности;
- Парламентский урок, уроки мужества;
- День воинской славы;
- конкурсы плакатов, чтецов и сочинений ко Дню Победы.
- участие в праздничной демонстрации 1 мая и митинге, посвященном Дню Победы;
развиваем творческие способности через вовлечение учащихся в дополнительное образование ( во второй половине дня в режиме ГПД работает 4 кружка и 3 спортивные секции).
Большая роль в плане социализации принадлежит организации самоуправления в школе. Личность развивается в процессе деятельности. В начале сентября на общешкольном собрании учащихся путём открытого голосования избирается капитан «Школьной галактики». В актив входят все капитаны экипажей, наиболее активные, успевающие, дисциплинированные ученики, пользующиеся авторитетом и доверием. Всего 5 центров управления «Школьной галактикой»:
1. Центр «Правопорядка» работает во взаимодействии с социальным педагогом;
2. Культ – центр - с педагогом-организатором;
3. Спорт – центр - с учителем физкультуры;
4. Пресс – центр- с учителем ИЗО;
5. Научный центр - с завучем школы.
Заседания актива проводятся 1 раз в месяц, оперативность и гласность работы актива обеспечивается регулярной информацией капитанов на классных
собраниях и через стенную печать в виде молний, благодарностей.
Активом разработана инструкция о дежурстве по школе в целях формирования
культуры поведения. В школе создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций, создать условия для социального становления учащихся.
Ежегодно проходит внутришкольный конкурс на «Лучший класс года» и «Лучший ученик года» по 8 номинациям: «Первая рука», «Школьные годы чудесные» за старательность в оформлении школьных тетрадей, «Через тернии – к звёздам…»; «К вершине Олимпа»; «Восходящее солнце»; «Обаяние»; «Господин Вежливость».
Самым ярким событием учебного года является День самоуправления.
Подготовка и настрой детей начинаются задолго до дня проведения. Каждому классу выдаётся аттестационный лист, в котором прописаны: распорядок дня, здесь же фиксируются опоздания детей, фамилии нарушителей дисциплины, ставится оценка за урок, подпись учителя-ученика и оценки учащихся. Особенно много обязанностей выпадает на долю директора-ученика. Он вместе с завучем-ученицей, составляет и утверждает расписание на день, предварительно согласовав его с учениками-предметниками. Хочется отметить, что ни один ученик не подвёл, все приходят подготовленные. Командир спорт-центра проводит утреннюю зарядку. Его помощник организует «Весёлые старты» во время динамической паузы. Хочется отметить, что и зарядка, и динамическая пауза в этот день бывают самыми замечательными в учебном году. Около раздевалки дежурят 2 охранника. Сами дети отмечают, что на уроках и на переменах никогда ещё не было так тихо. В конце дня выставляются итоговые баллы.
Проанализировав День самоуправления, мы пришли к выводу, что наши дети очень многое могут и на них можно положиться. После чего на заседании актива «Школьной галактики» решили закрепить ежедневное проведение утренней зарядки и динамической паузы за спорт-центром дежурного класса, с последующим выставлением оценок в дневнике поведения с учётом этих оценок при подведении итогов конкурса «Лучший класс года».
Результаты социализации:
97% учащихся вовлечены в систему общественно-полезной деятельности и дополнительное образование;
Воспитанники школы принимают активное участие в школьных и городских мероприятиях (1 место в краевых соревнованиях по горному слалому, 4 место в городских соревнованиях по футболу «Золотая осень», 2 место в краевом спортивном празднике «Ступени к успеху»,
2 место в краевых соревнованиях «Золотая шайба»).
К окончанию школы повышается чувство ответственности и уровень воспитанности.85% выпускников продолжают обучение в ПТУ, вечерней школе, техникумах и трудоустроились.
В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков, которая носит положительную направленность.