«Привитие практических умений и навыков на занятиях в кружке столярного дела»
«Привитие практических умений и навыков на занятиях в кружке столярного дела»
Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает на уроках труда азы профессии столяра. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.
У ребят, посещающих кружок умственное развитие весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индивидуального подхода в обучении столярному делу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Привитие практических умений и навыков на занятиях в кружке столярного дела»»
Доклад на МО учителей дополнительного образования 1.11.2019
по теме:«Привитие практических умений
и навыков на занятиях в кружке столярного дела»
(из опыта работы)
Выдающийся психолог Л.С. Выгодский на основе ряда исследований установил, что развитие всякой психической функции, в том, числе интеллекта ребенка, происходит через зону ближайшего развития и лишь, затем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнить самостоятельно.
Л.С. Выгодский указывал, что в школе ребенок обучается не тому, что он уже может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание в широком смысле. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей в отношении обучения и развития. И то,что ребенок сегодня может делать в этой зоне, то есть в сотрудничестве с учителем, завтра он сумеет сделать самостоятельно и следовательно, перейдет на уровень актуального развития.
Анализируя свой опыт работы, и задавая себе вопрос, почему именно так, как мне хотелось, идет развитие у моих учеников интереса к занятиям на кружке «Живое дерево». Причина, я думаю в том, что мне удалось перестроиться во взглядах на ученика, понять и принять задачу общего развития школьника, а не только его научения.
Очень важно не дать заглохнуть живому чувству ребенка, его удовлетворенности. А поэтому как не спросить у ученика на занятии о его увлечениях. Без этого я не представляю ему возможности для самовыражения, не обеспечу его продвижения вперед в соответствии с его возможностями.
В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно- развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с учениками, умение увидеть и оценить уникальность человека. В отношение ребенка должны быть сформулированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение вставать на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают. Учитель ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество.
Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает на уроках труда азы профессии столяра. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.
У ребят, посещающих кружок умственное развитие весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индивидуального подхода в обучении столярному делу.
В коррекционной школе VIII вида, где коррекционная направленность –один из главных принципов трудового обучения, задача воспитания положительного отношения к труду, приобретает особо важное значение. В связи с этим на своих занятиях, для эффективной коррекционной направленности ставлю трудовые задачи, которые учениками внутренне принимаются. Только в этих условиях учащийся способен на значительные усилия связанные с умственной работой, и в конечном счете обеспечивает развитие мыслительной деятельности в труде. Кроме того, воспитание положительного отношения к труду играет большую роль в решении задачи профориентации: важно привить учащимся положительное отношение к тому виду труда, к которому он способен по своим объективным данным.
Для формирования положительного отношения к труду, в качестве объектов труда, я выбираю, как правило, потребительские изделия, изделия, имеющие определенную ценность, полезность.
Немалую роль в усвоении профессиональных умений и навыков играет технологичность изделия т.е. мы работаем над изделием, которое максимально просто в изготовлении, из доступных материалов, имеющегося инструмента, оборудования, с наименьшими затратами труда.
Наблюдая за выполнением учащимися программных заданий на уроках, я получаю типологическую информацию особенностей школьников.
Опираясь на общедидактические правила познавательной деятельности в своей работе широко применяю средства наглядности, четкость и доступность объяснения, дифференциацию сложных познавательных задач на простые компоненты, включение двигательных действий в решении мыслительных задач, постоянное внимание к системе повторений учебного материала, развиваю у учащихся положительные эмоции в познавательной деятельности.
Привитие практических навыков на уроках труда, непосредственно связано с развитием у учеников ориентировочных и планирующих действий, умением из отдельных технологических операций складывать процесс производительного труда (разметка, пиление, строгание, долбление, сверление, склеивание и т.д.)
Обладая конкретными приемами труда, учащиеся формируют соответствующий образ исполнения.
Для усвоения представлений и знаний о результате трудового приема, использую предметные образы, показывающие промежуточные и окончательные результаты выполнения приема и увеличенные макеты, которые нужны во всех случаях, когда затруднено восприятие предметных свойств.
Первоначально прием демонстрирую в медленном темпе с объяснением, затем в рабочем темпе и после этого опять в медленном темпе с привлечением учащихся к обсуждению наблюдаемых действий (выявлению причины следственных связей) с обязательным использованием наглядного материала, отражающего основные моменты двигательных процессов приема и их последовательность (плакаты, рисунки, демонстрирующие положение работающего и орудий труда). Связано это с проведением установочных упражнений, при усвоении нового материала и тренировочных упражнений, для усовершенствования известных приемов.
Все это положительно сказывается на привитие практических навыков.
Учитель – авторитет для учеников и служит им образцом поведения. Правильность оборудования мастерской (хранение инструментов, материалов, одежды учащихся, расположение станков, рабочих и посадочных мест, эстетического оформления помещения) и содержание правил поведения школьников на занятиях по труду имеют большое воспитательное значение и привития практических навыков.
Обучение соблюдать эти правила –одна из важнейших задач подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Доклад на МО учителей дополнительного образования 1.11.2019
по теме: « Быстрые техники рисования»
Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать свое отношение ко всему, что его окружает.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.
По содержанию рисунков рисование можно разделить на: реалистичное, стилизованное, абстрактное. В реалистичном рисовании ребенок пытается отобразить объективную картину мира путем правдоподобного изображения ее объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы и понятны окружающим, поскольку в них присутствует элемент натурализма.
В стилизованном рисовании ребенок создает обобщенный, лаконичный в плане цвета, формы и композиции образ, содержащий элемент декоративности. Стилизованное рисование в целом характерно для детей дошкольного возраста. В разные возрастные периоды дети на доступном для себя уровне пытаются создать некий собирательный образ, в котором они отражают свои знания, представления, ощущения и наблюдения. В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них искажаются цвет, форма для того, чтобы придать выразительность образу, добиться целостности.
Абстрактное рисование позволяет на основе беспредметного искусства создавать различные цветовые, тоновые композиции, отражающие прежде всего внутреннее состояние ребенка, его отношение ко всему, что его интересует, волнует. Абстрактное рисование раньше всего появляется в изобразительной деятельности дошкольника, когда ребенок впервые берет изобразительный инструмент и получает первые каракули, которые хотя и беспредметны по своей форме, но содержательны по смыслу. Абстрактные изображения представляют собой мировосприятие ребенка, заключенное в определенную цветовую форму, раскрывающую его внутреннее состояние.
По характеру рисунков рисование делится на: предметное, сюжетное, декоративное. Предметное рисование – изображение отдельных предметов. Необходимо отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также его внутренний характер, придав ему выразительности.
Сюжетное рисование – придумывание и реализация сюжета на определенную тему на плоскости. Важно не только разместить ряд объектов и предметов, соотносимых с общей темой, но и придумать общий колорит, композицию работы. Сюжетное рисование наиболее показательно для детей старшего возраста.
Декоративное рисование – создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства. Важно отметить, что деление на предметное, сюжетное и декоративное рисование очень условно, поскольку каждый из данных видов рисования может содержать в себе элементы другого.
Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Техники рисования подразделяются на классические и неклассические. Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, карандаш, фломастер.
Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.
Для школьной образовательной организации многие неклассические, или так называемые нетрадиционные техники, давно стали традиционными. Практически каждый воспитатель и педагог дополнительного образования использует при обучении детей монотипию, кляксографию, пальцеграфию и пр. Неклассические техники дают возможность детям и взрослым на разных этапах своего творческого развития создавать интересные по содержанию образы доступными, простыми средствами, избегая при этом примитива. Неклассические техники ни в коем случае не исключают овладение основами изобразительной грамоты, они являются неким проводником в искусство. С их помощью дети имеют возможность наглядно увидеть проявление многих композиционных закономерностей, узнать о способах смешения цветов. Так, например, акватипия демонстрирует особенности построения линии горизонта, монотипия раскрывает симметричность изображения.
В каждой неклассической технике содержится изобразительный потенциал, но его необходимо актуализировать, иначе техника становится не более чем просто эффектным средством. В этом случае внешняя эффектность, обусловленная спецификой самой техники и применяемых материалов, может ограничивать вариативность ее использования. Поэтому в использовании неклассических техник должна присутствовать соразмерность, чтобы они не стали самоцелью. Например, монотипию зачастую связывают с изображением бабочек, поэтому у детей постепенно начинает формироваться некий изобразительный стереотип, приводящий к тому, что дети данную технику соотносят только с одним изображением и кроме этого образа не видят ничего.
Использование неклассических техник предполагает решение трех задач:
1.Расширение представлений у детей о художественной выразительности техник;
2.Формирование изобразительных умений и навыков;
3.Создание условий для формирования у детей творческой активности, способности к альтернативным решениям при создании образа.
Все эти задачи могут быть реализованы, если четко определить место и значение той или иной неклассической техники в каждой конкретной теме. Для этого целесообразно условно разделить их на группы.
По способу применения мелков: рисование восковыми мелками и акварелью; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный; рисование свечкой (невидимые картинки); рисование по наждачной бумаге; рисование восковой стружкой.
По способу применения необычной основы для рисования: рисование по фольге стекой; рисование по стеклу пластилином; рисование по мятой бумаге; рисование по картону пластилином; рисование по ватным дискам; рисование по бумажной салфетке; рисование по влажной салфетке; рисование по монтажной пене; рисование по фактурной основе.
По способу применения необычных инструментов и материалов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг; рисование пластиковыми вилками; рисование помазком для бритья; рисование двумя кисточками одновременно; рисование двумя кисточками и двумя руками; рисование двумя кисточками одной рукой; рисование гелевой ручкой по влажной бумаге; рисование стержнем от фломастера; рисование губкой: с использованием трафарета, без трафарета; рисование ватным диском; рисование мятой бумагой; рисование влажной салфеткой; рисование шерстью (сухое валяние); рисование гофрированной (крепированной) бумагой (торцевание); рисование скрученной бумагой (плоскостной квиллинг).
Монотипия. Сложить лист бумаги пополам, затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. Еще раз лист сложить, плотно прижимая обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешивания нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
Акватипия. На обработанный лист оргстекла наносится краска (преимущественно акварельная), замешанная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу – оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа.
Кляксография. На листе бумаги поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока) , и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа.
Линотипия (цветные ниточки). Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25-30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки(чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа.
Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносят цветовые пятна, затем аккуратно расправляют. При закрашивании в местах сгибов краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый эффект мозаики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование двумя красками. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование двумя кисточками. Краску наносят на две кисточки, затем кисти берут в одну руку, мазок выполняется двумя кисточками одновременно, что позволяет передать элементарный объем. Для всех возрастных групп начиная с 2-3 лет.
Рисование по фольге. На плотную фольгу с помощью старых ручек нанести изображение путем штрихования, точечного рисования и проведения различных линий.
Граттаж (цветная восковка). Плотный лист бумаги покрывают толстым слоем воска, парафина или цветных восковых мелков. Сверху широкой кистью или губкой в несколько слоев наносят тушь. Для плотности закрашивания можно приготовить специальную смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня или мыла. Затем тщательно все перемешать и нанести на лист, покрытый воском.
Рисование на стекле. Изображение получается в результате нанесения краски на поверхность стекла, предварительно обезжиренную. Необходимо обработать края стекла, чтобы оно было безопасно для рисования.
Пальцеграфия. Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Рисовать полностью ладошкой нежелательно, поскольку частое рисование ладошкой приводит к появлению сухости кожи. Техника пальцеграфии используется только в отдельных случаях, фрагментарно.
Набрызг. Получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. К примеру, совместно с трафаретами, эстампом.
Печатки и штампы выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определенной формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики.
Матрицы, как печати и штампы, позволяют тиражировать определенный силуэт, но выполняют их из плотного картона. Сначала вырезают общий силуэт, отпечатывают его на листе бумаги. Затем вырезают поочередно детали образа, которые по замыслу имеют другой цвет, отличный от предыдущего силуэта. На детали наносится краска, после чего они отпечатываются в соответствующем месте на листе бумаги для завершения образа. Матриц вырезается столько, сколько цветов в планируемом рисунке.
Тампонирование. Изображение получается в результате наложения на лист бумаги трафарета, внутренняя часть которого заполняется краской с помощью губки или тампона, или свободно используются тампон, губка в качестве изобразительного инструмента. То есть рисунок создается благодаря отпечаткам, полученным от соприкосновения тампона с поверхностью листа бумаги. С помощью данной техники можно достигнуть эффекта размытости контура.
Рисование мылом. На кусок мыла нанести краску. Круговыми движениями кисти сделать цветную пену, которой покрыть лист бумаги, предварительно смоченный водой. Высыхая на бумаге, пена создает определенную фактуру, которая может использоваться при изображении моря, снега, пожухлой травы, облаков и т.д.
Рисование солью. Выполнить фон на который насыпать соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т.п. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование манкой. Манкой, как и солью, посыпают подготовленный фон. Но в отличии от соли она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т.д. Для всех возрастных групп начиная с 2 лет.
Рисование зубной пастой. Зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Изображение получается таким же способом, как в технике диатипия. Зубную пасту наносят на небольшой листок бумаги, после чего его прикладывают к основе, затонированной темными оттенками (темно-синий, темно-коричневый, черный, темно-зеленый). Оттиски зубной пасты позволяют создать сельский (зимний), морской пейзаж, стилизованный портрет, натюрморт поскольку их фактурность сама по себе интересна и выразительна. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование чаем с помощью чайных пакетиков, в которых содержится чай, различный по цвету: от зеленого до черного. Разный колорит позволяет экспериментировать с содержанием рисунка. Для получения изображения чайный пакетик опускают в теплую воду, а затем, прижимая его к листу бумаги, наносят различные по форме и направлению пятна. Образовавшиеся отпечатки можно дорисовать с помощью акварели и гелевых ручек до образа. Для всех возрастных групп начиная с 3-4 лет.
Рисование с помощью пищевой пленки используется в основном для создания фона. На смоченный водой лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь, после чего весь лист, пока он еще остается влажным, покрывается пищевой пленкой. При этом пленка не должна расправляться. Чем больше она имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски. Как только высохнет лист, с него снимается пленка. Образовавшиеся от нее следы могут служить самостоятельным фоном, а могут быть частью образов. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.
Техника рисования тканью. Принцип выполнения этой техники тот же самый, что и с пленкой, но краску наносят как на лист бумаги с последующим оттиском ткани, так и на саму ткань. При этом смачивают ткань водой, чтобы краска постепенно расплывалась по листу бумаги, меняя свою насыщенность. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование восковой стружкой. Стружку раскладывают хаотично на листе бумаги, накрывают чистым листочком, который проглаживают теплым утюгом. В результате восковая стружка расплывается, образуя единое цветовое пятно, которое впоследствии можно дорисовать до образа. Для всех возрастных групп начиная с 4 лет.
Применяя эти техники, важно помнить, что главное – помочь ребенку подобрать наиболее доступные средства для отображения всех своих представлений и впечатлений на листе бумаги. Не классические техники всего лишь создают условия для проявления дошкольником стремления экспериментировать с материалами, инструментами для преобразования имеющегося опыта и перевод его на другой качественный уровень. А это является одним из направлений в развитии детского изобразительного творчества.