kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.»

МБОУ СШ №70 города Липецка









Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

(Из опыта работы)







Подготовила учитель

начальных классов

КАРАСЕВА Г.А.






Слайд №1


Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе.


Слайд №2.


Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Слайд №3

Для организации благоприятного климата на уроках ,для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей , поддержания мотивации обучаемых я использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.


Слайд №4. Экологическое пространство.


Экологическое пространство:

а)температура и свежесть воздуха;

б) освещение класса и доски;

в) озеленение кабинета;


Слайд №5. Нетрадиционные формы.

Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.


Это достигается использованием:


- игровых ситуаций на уроках, разных формы уроков (уроки-игры,уроки-соревнования,уроки творчества,уроки-конкурсы,уроки путешествия,КВНы);

- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

- подвижными играми на переменах;

- наглядности;

- занимательных упражнений;

- фантазирования;

- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.


Слайд №6. Различные виды учебной деятельности.


У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:

* опрос учащихся;

* письмо;

* чтение;

* слушание;

* рассказ;

* рассматривание наглядных пособий;

* ответы на вопросы;

* решение задач.

Норма 4-7 видов за урок.


Слайд №7. Методы активизации инициативы.


Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

*метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия,свобода творчества)

* активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дисскусия)

* методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллекта, эмоции, воображения, общения, самооценки).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.


Слайд №8 Оздоровительные моменты на уроке.


Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

- они должны быть разнообразны;

- проводятся на начальном этапе утомления;

- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.



Проведение физкультурных минуток:

-Снятие усталости,напряжения;

-Ослабить утомление на уроке;

-Проводить профилактику нарушения осанки;

-Поддержание работоспособности, активного внимания;

Пальчиковые игры могут помочь:

-Подготовить руку к письму;

-Развивать внимание, терпение;

-Стимулировать фантазию;

-Активизировать работу мозга;

-Научиться управлять своим телом;

Дыхательная гимнастика:

-Укрепление дыхательной мускулатуры;

-Уменьшение заболеваний дыхательной системы;

-Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус,оздоравливает нервно-психическое состояние;

Зрительная гимнастика помогает:

-Снять физическую и психоэмоциональную напряженность;

-Тренировать вестибулярный аппарат;

-Развивать зрительную координацию;

-Укреплять глазные мышцы;

-Развивать зоркость и внимательность;

-Улучшить зрение;

Релаксация на уроках:

-Помогает снять стресс;

-Расслабление мышц;

-Снятие усталости;

-Восстановление работоспособности;

Точечный массаж помогает:

-Проводить профилактику простудных заболеваний;

-Закаливание детей;

-Научить детей расслабляться;

-Освобождаться от стрессов, перенапряжения;


Слайд №9. Мотивация учебной деятельности.

Внешняя мотивация: оценка, поддержка, соревновательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.


Слайд №10. Эмоциональный климат.


Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

шутка, улыбка ,юмористическая или поучительная картинка ,поговорка, музыкальная минутка, четверостишие.


Слайд №11. Образовательные направленности.технологии здоровьесберегающей

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект,становится целью образовательной системы. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.). 
3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 
5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Автор: Карасева Галина Александровна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "183909"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425975038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Доклад на тему : «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_primenenie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "529420"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575054461"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(78) "primenenie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_na_urokakh_v_nachalnoi_shkole_1"
    ["file_id"] => string(6) "658911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1730647038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Система работы учителя начальных классов  по использованию и применению здоровьесберегающих технологий."
    ["seo_title"] => string(123) "sistiema-raboty-uchitielia-nachal-nykh-klassov-po-ispol-zovaniiu-i-primienieniiu-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "250926"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_na_tiemu_primienieniie_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhi"
    ["file_id"] => string(6) "435217"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509279890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства