Применение элементов модульной технологии на уроках информатики
Применение элементов модульной технологии на уроках информатики
Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят:
общая постановка цели обучения;
переход от общей формулировки цели к ее конкретизации;
предварительная (диагностическая) оценка уровня облученности учащихся;
совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);
оценка результата.
Отсюда изменения в работе учителя и в построении учебного процесса. В методике полного усвоения (Дж. Блок, Л.Андерсен и др.) в рамках каждой учебной единицы работа учителя строится в такой последовательности:
Ознакомление детей с учебными целями.
Ознакомление класса с общим планом обучения по данному разделу (учебной единице).
Проведение обучения (преимущественно в виде изложения материала учителем).
Проведение текущей проверки диагностического теста.
Оценка результатов проверки и выявление учеников, которые полностью усвоили содержание раздела.
Проведение корректных обучающих процедур с учениками, не достигшими полного усвоения.
Проведение диагностического теста и выявление учеников, полностью усвоивших содержание учебной единицы.
В нашем варианте последовательность несколько иная:
Ознакомление учащихся с учебными целями.
Ознакомление класса с общей моделью (модулем) обучения по данному блоку тем (близких по содержанию), разделу.
Краткое изложение материала учителем (на основе знаковой системы-схем, графиков, таблиц и т.д.).
Организация познавательной деятельности учащихся на основе диалогического общения с ежеурочной оценкой результатов деятельности каждого ученика.
Изучение учебного материала на основе 4-7-кратного возвращения (по «нарастающей») к общей теме, разделу.
Проведение тестирования по всей теме.
7. Проведение обычного или «релейного» зачета по теме (или диктанта,контрольной работы и т.д.).
Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую их трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Большое значение в диалогической части технологии модульного обучения, имеют оценка, самооценка и взаимооценка результатов учебного труда учащихся.
Оценивание знаний учащихся происходит по балльной системе, когда каждому ученику предъявляются три задания разной степени сложности.
На моих уроках я использую элементы модульной технологии (Оценочный лист «Общий оценочный бланк», задания от простого к сложному, тестовые задания, работа осуществляется в парах «на практических заданиях».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение элементов модульной технологии на уроках информатики»
Провела: Оськина Н.Н.
Новая образовательная система выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребенка, ее развитие посредством образования.
На сегодняшний день широко известны технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технология проблемного модульного обучения М.Чошанова, технология модульного обучения П.И.Третьякова, К.Вазимой, технологии В.М.Монахова, В.П.Беспалько и многих других ученых.
В Казахстане активно используются технологии обучения Ж.А.Караева, А.А.Жунисбека и др.
Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогических процесс по любой модели, включая и авторские. Разработанный вариант технологии носит модульный характер (Модуль -определяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации). (С.И.Ожегов).
Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Диалогическая (подготовительная) часть учебного модуля имеет еще одну особенность. Как показало исследование, широкое использование активных и игровых форм обучения позволяет учащимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13-и до 24-х раз. (Психологами доказано, что усвоение материала происходит при 7-кратном возврате к нему.).
В диалогической части учебного модуля нами используется не традиционная-пятибалльная (по сути, трехбалльная) система оценки знаний учащихся, а девятибалльная, позволяющая каждому ученику безболезненно переходить от одного уровня заданий к другому, так как в рамках каждого уровня можно получить отметку «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».
Формы организации уроков диалогической части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься, что делать в течение урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами (если это обучающие игры) или построением и ходом урока.
Обязательным условием является обучение посредством игровой организации и применения разнообразных активных форм (групповая, индивидуально-групповая и парная, работа, диспуты, дискуссии). Диалогическая часть строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем - с целью проведения анализа, синтеза и оценки знаний.
СТРУКТУРА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят:
общая постановка цели обучения;
переход от общей формулировки цели к ее конкретизации;
предварительная (диагностическая) оценка уровня облученности учащихся;
совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);
оценка результата.
Отсюда изменения в работе учителя и в построении учебного процесса. В методике полного усвоения (Дж. Блок, Л.Андерсен и др.) в рамках каждой учебной единицы работа учителя строится в такой последовательности:
Ознакомление детей с учебными целями.
Ознакомление класса с общим планом обучения по данному разделу (учебной единице).
Проведение обучения (преимущественно в виде изложения материала учителем).
Проведение текущей проверки диагностического теста.
Оценка результатов проверки и выявление учеников, которые полностью усвоили содержание раздела.
Проведение корректных обучающих процедур с учениками, не достигшими полного усвоения.
Проведение диагностического теста и выявление учеников, полностью усвоивших содержание учебной единицы.
В нашем варианте последовательность несколько иная:
Ознакомление учащихся с учебными целями.
Ознакомление класса с общей моделью (модулем) обучения по данному блоку тем (близких по содержанию), разделу.
Краткое изложение материала учителем (на основе знаковой системы-схем, графиков, таблиц и т.д.).
Организация познавательной деятельности учащихся на основе диалогического общения с ежеурочной оценкой результатов деятельности каждого ученика.
Изучение учебного материала на основе 4-7-кратного возвращения (по «нарастающей») к общей теме, разделу.
Проведение тестирования по всей теме.
7. Проведение обычного или «релейного» зачета по теме (или диктанта,контрольной работы и т.д.)..
Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую их трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Большое значение в диалогической части технологии модульного обучения, имеют оценка, самооценка и взаимооценка результатов учебного труда учащихся.
Оценивание знаний учащихся происходит по балльной системе, когда каждому ученику предъявляются три задания разной степени сложности.
На моих уроках я использую элементы модульной технологии (Оценочный лист «Общий оценочный бланк», задания от простого к сложному, тестовые задания, работа осуществляется в парах «на практических заданиях».