Звуки речи представляют собой «природную материю» языка. Без звуковой оболочки не существует языка слов. Звуки речи сами по себе не имеют значения, но они являются тем средством, при помощи которого выражаются все значения.
Верно рожденный и правильно направленный звук неизбежно поможет и правильному произношению того или иного гласного или согласного. Никакая артикуляция не может содействовать правильному звукообразованию, как бы мы ни старались. Но верное звукообразование подразумевает собой и свойственное ему правильное артикуляционное выражение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подборка упражнений для звучания голоса. »
Упражнения для звучания
Звуки речи представляют собой «природную материю» языка. Без звуковой оболочки не существует языка слов. Звуки речи сами по себе не имеют значения, но они являются тем средством, при помощи которого выражаются все значения.
Верно рожденный и правильно направленный звук неизбежно поможет и правильному произношению того или иного гласного или согласного. Никакая артикуляция не может содействовать правильному звукообразованию, как бы мы ни старались. Но верное звукообразование подразумевает собой и свойственное ему правильное артикуляционное выражение.
Необходимо вырабатывать каждую букву – и гласную и согласную – на едином принципе звукообразования и дыхания. «Когда все буквы запоют,– тогда начнется музыка в речи»,– говорит К.С. Станиславский, особо подчеркивая необходимость ставить звук не только на гласных, но и на согласных, что также несет в себе элемент нового в деле постановки голоса.
Гласные и согласные зачаты в дыхании, в голосе. Будучи целиком в зависимости от содержания, от действия, от подтекста, от мысли, они не превращаются в некую дикционную и голосовую подробность, а незаметно переливаясь из одного тона в другой, как бы являются сквозным тональными стержнем, на котором покоится разговорная изменчивая и подвижная речь действующего актера. Вне буквы нет звука в речи, буквы – ноты для речи.
С чего же начинать тренировочную работу над голосом и дикцией?
1. Постановка голоса заключается прежде всего в развитии дыхания и звучании тянущихся звуков.
2. Ставить голос необходимо не только на гласных, но и на согласных. Согласные нуждаются в работе по дикции.
3. Упражнения по технике речи нужны для выработки естественной, красивой, внутренне насыщенной речи.
4. Необходима тесная взаимосвязь учителя-логопеда и преподавателя по развитию речи.
И Э А О У Ы
НАЗОВЕМ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: И! Э! А!...
ПО ДВА-ТРИ ГЛАСНЫХ ЗВУКА ИИИ! ЭЭЭ! ААА!
ПОДСТАВЛЯЕМ ЗВУКИ
КАША ВАРИТСЯ НА ПЛИТЕ (КОРОТКИЕ ЗВУКИ)
ВСТАВАТЬ НА КАЖДЫЙ ЗВУК
ВСТАТЬ И СКАЗАТЬ ФРАЗОЙ , спеть с нарастанием голоса к концу фразы, середине фразы, с затуханием голоса к концу и середине
ПО ДВА ЗВУКА С УДАРЕНИЕМ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК
ПОДСТАВЛЯЕМ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ПО ДВА И ТРИ ЗВУКА (ПТИ-ПТЭ…)
БИБИБИП…….БЭБЭБЭП………
Работа со словом.
Тексты надо брать небольшие: стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.
Прорабатываем каждое слово, каждую фразу:
Кудрявая рябина
Посадка
Назови согласные звуки…… встаем на каждый звук, на одном вставании
Назови гласные звуки. Короткие, на одном вставании
Проговорить сложные для проговаривания места: др, ая
Скажи фразу полностью
Ты в шкафу, я тебя не слышу
Ты подсказываешь на уроке так, чтобы ученик тебя понял, но учитель не услышал
Говорим с ударением, помогая себе рукой
Интонируем: вопросительно, я не верю, верю, восклицательно