kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

План внеурочной деятельности на учебный год. в плане есть  разделы сетка занятий, планируемые результаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План внеурочной деятельности»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Общие положения

1. План внеурочной деятельности для учащихся МАОУ «СОШ

п. Красный Текстильщик», реализующей программы общего образования, разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:

Федеральный закон об образовании в Российской федерации Федеральный закон об образовании в Российской федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ

приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";

приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);

письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

нормативными правовыми актами министерства образования Саратовской области, регламентирующими деятельность образовательных учреждений региона.

2. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в 1-ом классе в первом полугодии составляет 35 минут, во втором полугодии - 40 минут, во 2-11 -х классах – 40-45 минут.

3. Наполняемость группы устанавливается от 12 человек.


4. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участниками образовательного процесса направлений внеурочной деятельности:

- духовно-нравственное;

- социальное;

- Общеинтеллектуальное;

- Общекультурное;

- спортивно-оздоровительное.

5. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.  

6. Организация внеурочной деятельности обучающихся выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов  образовательного учреждения.

7. Методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности.


2. Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности ФГОС НОО


2.1. В соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования основная образовательная

программа начального общего образования реализуется в МАОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» через урочную и внеурочную деятельность.

2.2. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора,

постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, для

обеспечения благоприятной адаптации ребенка в школе.

2.3. Задачи внеурочной деятельности:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках

«себя»; создание условий для индивидуального развития ребѐнка в избранной сфере внеурочной деятельности; для расширения рамок общения

обучающихся с социумом развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

2.4. Нормативно-правовая база для разработки модели внеурочной деятельности:

• Федеральный закон об образовании в Российской федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ

• Федеральный государственный стандарт общего образования начального

общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.)

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России;

•Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.05.2017 г. N 996-р г. Мовсква)

• Рабочая программа воспитания обучающихся;

• Методические материалы по организации внеурочной деятельности в

образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296)

• Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12

мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта

общего образования).

2.5. Описание модели внеурочной деятельности. Содержание и механизмы ее реализации.

Содержание занятий формируется в соответствии с выбором участников об

разовательных отношений и направляется на реализацию различных форм их организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как кружки, школьные научные общества, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные социальные практики и т. д. на добровольной основе. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное). Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки


Направле-

ния

Целевые установки

Виды деятельности

Формы работы с учащимися

Общеинтеллектуальное

Развитие интеллектуально-творческого потенциала. Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду.

Развитие творческой исследовательской активности,

стимулирование интереса к коллективной проектной деятельности.


-познавательная;

-игровая;

-проблемно-ценностное

общение.


Час общения, познавательные беседы, библиотечные уроки, акции познавательной направленности,

интеллектуальные олимпиады, интеллектуально-творческие

проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п.

Общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной

и общекультурной компетенций.

Раскрытие новых способностей, развитие

умения видеть жизнь глазами творческого человека.

- проблемно-ценностное общение;

-социальное творчество;

-игровая;

-познавательная;

-художественное

творчество;


Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, творческие конкурсы, праздники, туристско-краеведческие экскурсии, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники,

встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские

проекты; кружки и т.п.

Социальное

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций

социального взаимодействия.

Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успехов в различных видах декоративных работ, реализация своих интересов через творческую деятельность средствами декоративно-прикладного и

изобразительного искусства.

- творческие проекты социального назначения;

- художественное творчество;


Творческие проекты, конкурсы, фестивали, праздники,



Спортивно-оздоровительное

воспитание у обучающихся нравственного и позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к физической культуре и спорту

-познавательная;

-игровая;

спортивно-оздоровительная; туристско-краеведческая.


- спортивные игры, соревнования, учебные проекты, дни здоровья, викторины.

Духовно-нравственное


игровая деятельность;

познавательная деятельность;

общение;

художественное творчество;

социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

праздники, туристско-краеведческие экскурсии, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники,

встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские

проекты; кружки и т.п.


2.6. Механизм реализации модели внеурочной деятельности

2.6.1. Модель внеурочной деятельности гимназии включает в себя следующие компоненты:

• систему дополнительного образования (на основе Программы внеурочной деятельности);

• деятельность классных руководителей (в рамках утвержденных программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью и экологической культуры; других воспитательных программ и проектов, разработанных классными руководителями);

• деятельность других педагогических работников школы (заместителей директора по ВР, УВР, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога- библиотекаря дефектолог, социальный педагог) в рамках разработанных и утвержденных воспитательных программ);

• использование ресурсов учреждений дополнительного образования и

культуры.

2.6.2. Основная цель сотрудничества школы с учреждениями

дополнительного образования, культуры в рамках реализации модели

внеурочной деятельности – расширение условий для всестороннего развития

личности обучающихся, создание благоприятной пространственно -

развивающей среды, способствующей их успешной социализации.

Отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры строятся на договорной основе (заключение письменного Договора) по проведению отдельных занятий в рамках кружков, секций и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы или учреждений дополнительного образования, а также устных соглашений о сотрудничестве в рамках реализации внеурочной деятельности в других формах (библиотечные уроки, выставки, беседы, конкурсы, фестивали, игры и т.д.)

2.6.3. Предполагаемые формы взаимодействия и сотрудничества с родителями:

• Помощь родителей в организации внеурочной деятельности (КТД,соревнований, турниров, походов, поездок; помощь в разработке и реализации Программ внеурочной деятельности);

• Совместное участие родителей и детей в различных видах и формах внеурочной деятельности;

• Поддержка и сопровождение ребенка в выборе направлений дополнительного образования, форм и видов внеурочной деятельности.

2.6.4. Методическое обеспечение реализации модели.

Рабочие программы педагогов по внеурочной деятельности ориентируются на основные направления внеурочной деятельности.

Программы имеют определенную структуру:

пояснительная записка, которая включает цели, задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; особенности реализации программы (формы, виды деятельности, режим и место проведения занятий; количество часов и их место в учебном плане);

планируемые результаты (определение уровня воспитательных результатов;

определение универсальных учебных действий, формируемых в ходе

реализации программы);

тематический план (темы аудиторных и неаудиторных занятий, формы организации внеурочной деятельности, количество часов (аудиторные/внеаудиторные);

содержание программы (краткое описание тем: теоретические и практические занятия);

приложения.


2.7. Планируемые результаты

2.7.1. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего образования ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень


Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1 класс)


Школьник ценит

общественную жизнь

(1-2-3 классы)


Школьник самостоятельно

действует в общественной

жизни (3-4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об

устройстве общества, о

социально одобряемых и

неодобряемых формах

поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных

отношений школьников к

базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд,

культура).


Получение школьником

опыта самостоятельного

социального действия.


Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности реализации внеурочной деятельности.


2.7.2. Планируемые личностные результаты

2.7.2.1. Общеинтеллектуальное направление:

осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной

деятельности и творчеству;

потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и

наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;

сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально- познавательной и научно- практической деятельности;

сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и

решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение

информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);

развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,

мышления, воображения;

способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии,

выстраивать свою образовательную траекторию;

освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в

повседневной практике взаимодействия с миром;

формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом

уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.

2.7.2.2. Общекультурное направление:

понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,

носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

понимание и осознание эстетических и художественных ценностей

отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций,

фольклора народов России;

способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках

людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском

обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих

поступков и поступков других людей;

сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;

сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;

способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах; знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

2.7.2.3. Социальное направление:

в ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально

ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие,

инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна,

которые необходимо учитывать при создании предметов материальной

культуры;

общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории

возникновения и развития;

возможность использования приобретѐнных знаний и умений для

творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты,

при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей,

художественно-декоративных и других изделий.

2.7.2.4. Духовно-нравственное: организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, понимание гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы;

ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, самосознания гражданина Российской Федерации, осознание единства прав и обязанностей гражданина России; бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовности к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности; активной жизненной позиции; ценности свободы, других ценностей демократического общества.

2.7.2.5. Физкультурно-оздоровительное: воспитание у обучающихся нравственного и позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к физической культуре и спорту


Направления деятельности

Название

Формы реализации


«Здоровейка»

Кружок


4

4

4

4

4

4

4

4

Игротека

(Мамонова О.И.)

кружок




1






ОФП

Кружок

1

1

1


1

1

1


Общеинтеллектуальное

«В мире книг»

кружок

1








«Занимательная математика»

кружок

1








Математика

ИГЗ

1

1


1



1

1

Русский язык

ИГЗ




1



1


«В мире сказок»

кружок


1







Учимся решать задачи

кружок



1






Литературная студия

кружок



1






«Юный математик»


кружок









«По страницам любимых книг»


кружок




1





В гостях у книги

кружок





1

1



Грамотейка

кружок








1











Окружающий мир

ИГЗ







1

1























Общекультурное

«Творчество без границ»

кружок


1







Творим вместе

кружок



1






«Творческая мастерская »

кружок




1




1

«Игры народов России»

кружок




1

1

1



«Веселый карандаш»

кружок





1

1

1


«Удивительный мир»

кружок





1

1



«Умелые ручки»

кружок





1

1



Математика

ИГЗ









Чудеса своими руками

Кружок







1






















«Веселые нотки»

кружок

1


1





1

итого



9

9

9

10

10

10

10

9










4. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей эффективность  внеурочной деятельности.

Объектом мониторинга является:

·        Личность самого воспитанника

·        Детский коллектив

·        Удовлетворенность родителей жизнью школы

·        Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность

·        Результативность участия во внеурочной деятельности

Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Ка­кие отношения к окружающему миру, к другим людям, к са­мому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школь­ника, можно различными способами. Это может быть наблю­дение за поведением и эмоционально-нравственным состоя­нием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых пе­дагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневни­ков, сочинений, статей в школьную газету и т. д.

При всей полезности и значимости перечисленных спосо­бов они раскрывают лишь одну — качественную сторону лич­ностного развития детей. Обнаружить и качественный, и количественный аспекты развития личности можно, используя диагностические методики. Например, Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?», Методика «Что мы ценим в людях»

(Приложение 1)

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности уче­ника. Традиционно в российских школах внеурочная деятель­ность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объеди­нении и т. д.

Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру де­ятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порож­дать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счёт других — развивать индивидуальность ученика, его творче­ский потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллек­тива, а также характер взаимоотно­шений школьников в детском коллективе (для диагнос­тики этих отношений целесообразно использовать методику «Какой у нас коллектив», разработанную  А. Н. Лутошкиным, методику социометрии)

(Приложение 2).

От родителей в немалой степени  зависит, будет ли создана   атмосфера доверия, доброжелательности в  коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе.  Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.  Для изучения удовлетворенности родителей работой школы можно использовать одноименную методику Е. Н. Степанова (Приложение 3).

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по карте внеурочной занятости.

А результативность – это не что иное, как результат участия обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т. д.

                                                                                                          

Приложение 1

Изучение изменений в личности

школьника — субъекта внеурочной деятельности

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

                                                                         (методика Г. М. Фридмана)

Обучающихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого они  были; зла, сделанного им другими; справедливого поступка своего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

                          Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое

Приложение 2

Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьников. Методика изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)

Цель данной диагностической методики состоит в выявле­нии степени сплочённости детского коллектива — школьно­го класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т. д. Ведь от этого во мно­гом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ученика. Детский коллектив, как мы уже отмеча­ли, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже известная и многократно апробирован­ная методика А. Н. Лутошкина позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Суть диагностики такова. Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в сво­ём развитии проходит ряд ступеней, и предлагает им ознако­миться с образными описаниями различных стадий развития коллектива. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива

1-я ступень — «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок — отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней — разнесёт песок в стороны до тех пор, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу. Так бывает и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто её составляет.

2-я ступень — «Мягкая глина». Известно, что мягкая гли­на — материал, который сравнительно легко поддаётся воздей­ствию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким в группе может быть и формаль­ный лидер детского объединения, и авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот ма­териал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставать­ся и простым куском глины. На данной ступени более замет­ны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не всё получается, нет достаточного опы­та взаимодействия, взаимопомощи, какая-либо цель достигает­ся с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются фор­мальная дисциплина и требования старших. Отношения в ос­новном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всег­да бывают внимательны друг к другу, предупредительны, гото­вы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группиров­ки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хоро­шего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3-я ступень — «Мерцающий маяк». В штормящем мо­ре мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подаёт каждому сигналы «Так держать!» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, по­могать друг другу, дружить. Но желание — это ещё не всё. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же вре­мя в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смот­рители маяка» — актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей непохо­жестью, индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают дея­тельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления ак­тивности всплесками, да и то не у всех.

4-я ступень — «Алый парус». Алый парус — символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надёжные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда её члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.  

5-я ступень — «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллек­тива, которые характерны для «Алого паруса», но не только они. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения. Настоящий коллектив тот, в котором нет равнодушных по отношению к тем, кому плохо, тот, который ведёт за собой других.

 Обработка полученных данных

  На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворённости своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его единство в достижении обще­ственно значимых целей. Вместе с тем удаётся определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравне­нию со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.


Социометрическое изучение межличностных отношений

в детском коллектив (Методика Дж. Морено)

Направлена на изучение межличностных отно­шений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и отверженных членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий уче­ника коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к нему, насколько сам ученик расположен к членам коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллекти­ве, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы — их всего три:

1.                Представь, что ваш класс отправляется в самостоятель­ное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть коман­диром вашей группы?

2.                Если бы вашему классу пришлось участвовать в школь­ной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел ви­деть капитаном этой команды?

3.                Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех сво­их одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

                                 

Обработка результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометри­ческую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают вы­бор, а по горизонтали тоже в алфавитном порядке — имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алёша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Га­лю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос — Б, Ж и 3; при ответе на третий — Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алёши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников.

Пример социометрической таблицы

       Кого  выбрают

Кто

выбирает

А…

Б...

В...

Г...

Д…

Е...

Ж…

З…

И…

А...

X

1,1,1


1,1


1,1

1

1


Б...

1,1,1

X

1

1,1


1

1,1



В...


1,1

X

1,1,1

1,1,1



1


Г...

1,   1

1,1,1


X

1

1

1,1



Д...


1

1,1,1

1,1

X

1


1


Е...

1,1

1,1,1


1,1,1


X

1



ж...

1

1,1Д


1,1,1


1,1

X



3...

   1


1


1

1,1,1

1,1,1

X


И...

      1

1,1


1,1,1


1,1

1


X

Общее число

выборов

(рейтинг)

11

17

5

18

5

12

10

3

0

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полу­ченных каждым из школьников, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку — под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алёшу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем ви­де картину межличностных отношений в коллективе. Анали­зируя их, можно сделать вывод о наличии в нём:

•                    лидеров — авторитетных школьников, имеющих замет­но более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

•                    рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллек­тива, — они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

•                    одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отно­шения с очень узким кругом своих одноклассников или толь­ко друг с другом, — они имеют невысокие рейтинги (в на­шем случае это школьники В, Д и З);

•                    отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе, — они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1—2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллекти­ва и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. На­пример, в нашем случае такой вывод можно сделать о школь­никах А и Б, Б и Г, В и Д — они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.


 

Приложение 3

Изучение  удовлетворенности родителей  работой школы

                                                                                 (методика Е. Н. Степанова)

                                          4 – совершенно согласен

                                         3 – согласен

                                         2 – трудно сказать

                                         1 – не согласен

                                        0 – совершенно не согласен

1. Ваш ребенок с удовольствием ходит в школу?

2. В школе созданы благоприятные условия для обучения и организации досуга детей?

3. В среде разновозрастных ребят ваш ребенок чувствует себя комфортно?

4. Учителя проявляют доброжелательное отношение к вашему ребенку?

5. Ваш ребенок получает полноценное питание?

6. Учителя учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка?

7. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны вашему ребенку?

8. Учителя заботятся о физическом развитии и здоровье вашего ребенка?

9. В школе созданы условия для проявления и развития творческих способностей?





























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
План внеурочной деятельности

Автор: Кузнецова Лариса Викторовна

Дата: 28.07.2022

Номер свидетельства: 611376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД В 1-9 КЛАССАХ, РАЕЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО и ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_vneurochnoi_deiatelnosti_na_2022_2023_uchebnyi_god_v_1_9_klassakh_raelizuiu"
    ["file_id"] => string(6) "615599"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1666373173"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "План внеурочной деятельности к рабочей программе по англ. языку для 1 класса "Funny English""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_k_rabochiei_proghrammie_po_anghl_iazyku_dlia_1"
    ["file_id"] => string(6) "371846"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482250606"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "План внеурочной деятельности для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(43) "plan_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_2_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "497206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548448659"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "План внеурочной деятельности «Юный географ- исследователь»."
    ["seo_title"] => string(56) "plan_vneurochnoi_deiatelnosti_iunyi_geograf_issledovatel"
    ["file_id"] => string(6) "511204"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558284597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "План внеурочной деятельности "Юные биологи""
    ["seo_title"] => string(43) "plan_vneurochnoi_deiatelnosti_iunye_biologi"
    ["file_id"] => string(6) "523030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1571325303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства