Просмотр содержимого документа
«Педагогические функции концертмейстера на занятиях по хореографии»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»
«Педагогические функции концертмейстера на занятиях по хореографии»
Составитель:
Ларикова Лариса Николаевна, методист
г. Новомосковск
октябрь 2018
Говоря об особенностях работы концертмейстера в классе народного танца, необходимо выделить главное - какова роль концертмейстера как преподавателя в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное.
I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание, так как музыкально-ритмические движения – это вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
2. усвоение музыкальных знаний;
3. формирование умений подчинять движения музыке. Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную - концертмейстер.
II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.
ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку. Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.
III. Взаимодействие концертмейстера с педагогом дополнительного образования или хореографом. Работа концертмейстера в классе народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного занятия, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма. Но это не значит, что моя работа, как концертмейстера закончилась. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. В чем это заключается в моей личной практике – большое количество фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется концертмейстером. У хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией концертов (наши дети много и успешно выступают на концертных площадках города и края), ведением документации и пр. Кроме того, на занятиях при работе педагога с фонограммами ранее тратилось достаточно много времени на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента фонограммы при разучивании конкретных движений. Концертмейстер старается вести свою работу таким образом, чтобы время занятия использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной фонограммы или постоянно бегать к магнитофону и тратить время на поиск нужного фрагмента.
IV. Во время исполнения концертмейстер должен учитывать и разные возрастные и физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
Используемая литература:
1. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.