«Педагогические функции концертмейстера-баяниста в классе хореографии»
«Педагогические функции концертмейстера-баяниста в классе хореографии»
Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание, так как музыкально-ритмические движения – это вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
2. усвоение музыкальных знаний;
3. формирование умений подчинять движения музыке.
Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную –педагог- концертмейстер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Педагогические функции концертмейстера-баяниста в классе хореографии»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
НОВОСПАССКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Педагогические функции концертмейстера-баяниста в классе хореографии»
Автор:
Светышева Татьяна Сергеевна, концертмейстер, преподаватель по классу народные инструменты
Говоря об особенностях работы концертмейстера-аккордеониста и баяниста в классе народного танца, необходимо выделить главное - какова роль концертмейстера как преподавателя в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное.
I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание, так как музыкально-ритмические движения – это вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
2. усвоение музыкальных знаний;
3. формирование умений подчинять движения музыке. Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную –педагог- концертмейстер.
II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.
ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку. Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует
III Взаимодействие концертмейстера с хореографом. Работа концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
Концертмейстер-баянист вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма. Но это не значит, что моя работа, как концертмейстера закончилась. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. В чем это заключается в моей личной практике – большое количество фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется концертмейстером. У хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией концертов (наши дети много и успешно выступают на концертных площадках города и края), ведением документации и пр. Кроме того, на уроках при работе хореографа с фонограммами ранее тратилось достаточно много времени урока на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента фонограммы при разучивании конкретных движений. С начала моей работы с хореографическими коллективами в качестве концертмейстера я постарался вести свою работу таким образом, чтобы время урока использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной фонограммы или постоянно бегать к магнитофону и тратить время на поиск нужного фрагмента.
IV. Во время исполнения концертмейстер должен учитывать и разные возрастные и физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
Начиная концертмейстерскую практику в далекие времена советского и перестроечного периода, я накопил большое количество сборников нотных изданий. Я ходил в библиотеки, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило для работы в связи со специфичностью данной профессии.
Сейчас мною готовится пособие «Музыка для уроков народного танца в ДШИ». В нем присутствуют музыкальные произведения для экзерсиса разных возрастных групп, т. е. с учетом возрастных особенностей детей. На данный момент это несколько облегчило работу, а в последующем, я думаю, что смогу поделиться этим опытом с другими концертмейстерами, работающими в классе народного танца.
Используемая литература:
1. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.