kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пасха в моей семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме " Пасха в моей семье" включает две главы: 1 глава - история Великой Пасхи, 2 глава- Пасха в моей семье.

Пасха или Воскресение Христово – главный праздник всех христиан. Ему предшествует долгий и суровый Великий пост. Его окружает множество традиций и поверий. К Пасхе мы не только печем куличи и красим яйца, мы также делаем генеральную уборку в квартире, готовим праздничную трапезу, зовем в гости друзей и родственников.

Одни из нас в этот день обязательно выезжают компанией на природу, «на шашлыки», другие едут на кладбище, проведать могилы умерших близких.

Но знаем ли мы, что это за праздник Пасха? Как он возник, что означает?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«работа на конкурс»

4



СОДЕРЖАНИЕ.






1Введение 2

2. Глава 1. История Великого дня 3-11

3. Глава 2.ПАСХА В моей семье 12-13

.
























ВВЕДЕНИЕ

Пасха или Воскресение Христово – главный праздник всех христиан. Ему предшествует долгий и суровый Великий пост. Его окружает множество традиций и поверий. К Пасхе мы не только печем куличи и красим яйца, мы также делаем генеральную уборку в квартире, готовим праздничную трапезу, зовем в гости друзей и родственников.

Одни из нас в этот день обязательно выезжают компанией на природу, «на шашлыки», другие едут на кладбище, проведать могилы умерших близких.

Но знаем ли мы, что это за праздник Пасха? Как он возник, что означает?
















Глава 1.

История Великого дня.

В 13 веке до н.э. в Египте, периода Нового Царства, жила многочисленная еврейская община. Египет того времени представлял собой мощное рабовладельческое государство, во главе с царем – фараоном. В Библии говорится о том, что фараон, опасаясь резкого увеличения численности еврейского народа в Египте, и того что они однажды могут войти в сговор с врагами и восстать против него, приказал изнурять евреев тяжелой работой. Но видя, что это не дает никаких результатов, распорядился убивать каждого новорожденного младенца мужского пола. В это время в семье одного еврея родился Моисей. Видя, что младенец красив, и опасаясь за его жизнь, мать скрывала его три месяца. Однако понимая, что дольше скрывать невозможно, взяла корзинку, положила в нее ребенка и спрятала в зарослях тростника. Сестра его осталась неподалеку наблюдать, что произойдет. Вскоре, одна из дочерей фараона, в сопровождении служанок, пришла искупаться в реке и заметила корзинку. Увидев младенца, она догадалась, что это еврейский ребенок, но пожалела его и решила взять к себе на воспитание. Тогда сестра Моисея вышла из своего укрытия и предложила привести кормилицу из евреек. Дочь фараона согласилась, и та привела их мать. Таким чудесным образом Моисей был спасен от гибели и, вскормленный родной матерью, вырос при дворе фараона. Получив царское воспитание и образование, Моисей не забывал, что он еврей и любил свой народ. Случилось так, что Моисей увидел, как египтянин избивает еврея. Возмущенный, он вступился за еврея и в гневе убил египтянина. Опасаясь мести со стороны фараона, Моисей был вынужден бежать в другую страну. Там он женился и вел мирную жизнь, пася стада овец. Однажды, находясь со стадами далеко в пустыне у подножия горы Хорив, Моисей увидел объятый пламенем куст терновника. Удивившись, что куст горит, но не сгорает, Моисей подошел поближе, чтобы рассмотреть это необыкновенное явление и внезапно услышал голос Бога, повелевающий ему возвратится в Египет. Бог пообещал Моисею, что фараон отпустит евреев из рабства. Вернувшись в Египет и посоветовавшись с еврейскими старейшинами, Моисей со своим братом Аароном, отправился к фараону и потребовал отпустить евреев. Фараон ответил отказом, и тогда Моисей по повелению Бога обрушил на Египет девять великих бедствий. Но фараон по-прежнему не соглашался. Тогда пришла очередь последней, самой ужасной казни. Перед десятой казнью Бог приказал Моисею, чтобы каждая еврейская семья заколола и испекла однолетнего ягненка. Съесть его нужно было с пресным хлебом и горькими травами. А кровью этого ягненка (агнца), помазать двери снаружи. Евреи так и поступили. В эту же ночь ангел Господень пролетел над Египтом и убил всех первенцев — и людей, и скот. Не коснулся он только тех домов, двери которых были отмечены кровью. Весь Египет был повергнут в великое горе. Тогда фараон призвал Моисея и велел ему с евреями скорее уходить из Египта.

Таким образом, евреи избавились от египетского рабства. В память об этом дне, евреи установили великий праздник и назвали его Пасхою. Слово «пасха» в переводе означает «избавление». Ежегодно, вечером этого дня, в воспоминание о тех чудесных событиях, еврейская семья ела приготовленного ягненка и пресный хлеб.

Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4 – 5). Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13 - 14).

Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение – в ночь на Пасху.

Празднование Пасхи.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос – специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.

Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» – все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста (см. Посты). Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца. В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.

ПАСХАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ (СВЕТЛАЯ, ВЕЛИКАЯ, ВЕЛИКО-ДЕНСКАЯ, КРАСНАЯ НЕДЕЛЯ, СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА) — праздничная неделя, которая начиналась в Пасху, а заканчивалась на восьмой день, в Фомино воскресенье. Традиция празднования Пасхи в течение всей следующей за ней недели была связана с представлениями православных людей о том, что в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. В православных храмах каждый день совершалась пасхальная литургия, начинавшаяся пением тропаря праздника со стихирами 68-го псалма: «Воскликните, Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущым во гробех живот даровав». Царские врата алтаря и дьяконские двери все это время оставались открытыми в знак того, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного, закрытые для первых людей после их грехопадения. В алтаре на престоле лежала плащаница как знак того, что Иисус Христос находится на земле сорок дней. После литургии под колокольный звон шел крестный ход вокруг церкви с крестом в знак радости и торжества о победе Иисуса Христа над смертью и адом. В Пасхальную субботу после литургии всем присутствовавшим в храме раздавались кусочки освященного в Страстную субботу артоса — большого хлеба с изображением креста и тернового венца или образа Христа. Этот ритуал восходит к евангельскому повествованию о том, что во время Тайной вечери Иисус Христос завещал апостолам: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). В Пасхальную неделю обычно проводились обходы селений церковным причтом. Крестный ход, во главе которого шли богоносцы (оброшники, заветники) с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики, был довольно торжественным. Это был особый обход, которого ждали все крестьяне, так как в этот день, единственный в году, выносили запрестольные образа. Под пение праздничного тропаря процессия вместе с присоединявшимися к ней людьми подходила к часовне, где священник служил молебен, а затем все направлялись к первому дому, где их уже ждали. Для встречи священника около дома или в доме готовили стол с пасхальными яйцами и куличом Священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой, а затем процессия направлялась к следующему дому. После обхода всех домов иконы передавали крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из следующей деревни. Если было уже поздно отправляться в путь, то все оставались на ночлег в той деревне, где их застал вечер, а иконы ставили в часовню или в избу человека, отличавшегося особой набожностью. Всю ночь около них находились старухи, которые пели тропарь праздника и читали акафист — хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. Принято было также приносить к образам канунчик — небольшой кувшинчик с медом и двумя восковыми свечками, прикрепленными к его тулову, свечки горели всю ночь на помин усопших. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. До «прихода икон» не полагалось веселиться, петь, громко смеяться, так как время считалось святым. Веселье начиналось после того, как молебен заканчивался, а «иконы уходили». Пасхальные молебны, по убеждению русских крестьян, должны были способствовать благополучию семьи и хозяйства. Именно поэтому по ходу молебна проводилось множество дополнительных обрядовых действий, направленных на его достижение. Так, например, считалось необходимым тщательно хранить скатерть с остатками воска, лежавшую на столе во время молебна, так как она якобы снимала материнское проклятие; перед молебном под скатерть насыпали соль, которая, по поверью, после этого приобретала лечебные свойства; около стола ставили кадушки с семенами ржи, пшеницы, овса, гороха, картофеля, чтобы они приобрели хорошую всхожесть. В некоторых деревнях даже полагалось после молебна, совершенного на полях, покатать по земле священника, чтобы «снопы были тяжелые, посевы тучные». Эти действия объяснялись тем, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать и что священник, как посредник между Богом и людьми, может содействовать им в ее получении. Пасхальные молебны, как считалось, способны были защитить людей от бед и несчастий. В деревнях северной и средней полосы Европейской России, кроме крестного хода с молебнами, устраивались дополнительные обходы села, называвшиеся «петь Христа». Девушки и женщины, объединившись в небольшие группы, с иконами и зажженными свечами, под пение пасхального тропаря обходили село, заходили после приглашения в дома, где читали молитвы и пели тропарь. Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника — радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа, Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были первый (второй) день Пасхи и Пасхальный четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или в Радуницу. С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек, и заканчивались после Петрова дня. Последний день гуляний назывался прощальным. Все кланялись друг другу, прощаясь до будущей весны.



,













Глава 2.

ПАСХА в моей СЕМЬЕ.

А что же моя семья?

Моя семья состоит из четырех человек : папа – Андрей Петрович; мама – Анна Николаевна; младший брат – Роман и я, Максим

В нашей семье к этому празднику относятся с большим уважением . К нему мы готовимся заранее . В первую очередь мы едем на кладбище, чтобы привести в порядок могилы умерших родственников. После зимы где-то нужно подправить, что-то покрасить, выполоть сорняки. Таким образом мы отдаём дань уважения тем, кто когда-то сделал для нас очень много. В квартире делаем генеральную уборку .

В субботу красим яйца, клеем на них украшения ,печём куличи. После великого поста готовим вкусные мясные блюда .Обязательно на нашем столе присутствует окрошка. Едем в церковь освятить яйца и куличи .

Украшаем квартиру своими подделками и рисунками на тему «пасха».

В этом году я делал объёмную аппликацию в рамках краевого конкурса «Пасха в кубанской семье».

Сначала сделал форму поделки в виде пасхального яйца.

Контур обклеил рюшкою , на низ приклеил травку. С помощью ватных палочек, веточек деревьев и коричневой шёлковой ленты изготовил веточки вербы. Вербу наклеил на форму. Далее я приклеил декоративные яйца на травку, а с ними игрушечных цыплят, божью коровку и бабочку.










Просмотр содержимого документа
«титульный лист»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Гулькевичи

муниципального образования Гулькевичский район






Научно-исследовательская работа


«Пасха в моей семье».




Выполнил: Иванов Максим,

ученик 7 «А» класса МБОУ СОШ № 2

Руководитель: Цацуро А.Н,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2









г. Гулькевичи, 2016 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Пасха в моей семье

Автор: Иванов Максим, ученик 7 класса " А", МБОУ СОШ №2 г. Гулькевичи

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 308888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час на тему "СЕМЬ + Я = СЕМЬЯ" "
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-na-tiemu-siem-ia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "224360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438708696"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Пасха - Великий день "
    ["seo_title"] => string(20) "paskha-vielikii-dien"
    ["file_id"] => string(6) "200620"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428866264"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "праздники православных христиан-ПАСХА "
    ["seo_title"] => string(40) "prazdniki-pravoslavnykh-khristian-paskha"
    ["file_id"] => string(6) "200624"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428867030"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Семейный праздник "Красен обед пирогами, реки-берегами, семья-традициями" "
    ["seo_title"] => string(82) "siemieinyi-prazdnik-krasien-obied-piroghami-rieki-bierieghami-siem-ia-traditsiiami"
    ["file_id"] => string(6) "190055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427100426"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Организация исследовательской работы в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "orghanizatsiiaissliedovatielskoirabotyvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "284193"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453942773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства