kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка "Место педагогики среди наук о человеке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Место педагогики среди наук о человеке"»










Памятка для педагогов

«Место педагогики среди наук о человеке»


































1. Сущность понятия «наука». Критерии, определяющие педагогику как науку.

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности направленная на познание и преобладание эффективной деятельности.

Сущность: Выработка и систематизация объектов познаний действий.

Объект педагогики – это совокупность педагогических явлений,

которые связаны с развитием личности.

Объектом педагогики является образование. Предмет педагогики – это педагогическое взаимодействие, в результате которого обеспечивается воспитание, обучение и развитие личности. Это единственная наука, которая изучает условия приобщения его для жизни социокультурного опыта от поколения к поколению ради обеспечения непрерывного соц.

производства.

Педагогическая наука – это отрасль научного знания, которая изучает цели, содержание, закономерности, механизмы образования, как специально организованного процесса, его место и роль в жизни общества и отдельного человека.

2. Основные категории педагогики и их сущность.

Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс.

3. Философские учения, лежащие в основе педагогической науки.

Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребелем, И.Г. Гербартом, Ф.А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики.

Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX-XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь, тем не менее, неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни. Педагогическая деятельность начинается с момента осознания человека себя мыслящим существом. Но деятельность возникла, а науки де было. Эта деятельность была естественна, жизненно необходима, и поэтому не осмыслялась.

Первый этап поэтому – донаучный. Но чем сложнее становилась человеческая жизнь, тем больше накапливался опыт.

Второй этап – развитие педагогики в рамках философии, как одно из его направлений. Для греков важными были понятия арете – идеальное поведение, и пайдейя – путь, который ведет к усвоению идеального поведения.

В средневековый период происходит дальнейшее развитии, но в рамках религиозных вероучений.

3 этап - Становление педагогики как самостоятельной науки – в 17 веке (конец во 2 ой половине 19 века). Первое теоретическое изложение постулатов педагогики, о ее задачах, функции, принадлежат Я. Каменскому . Но он больше философ, и он встраивает педагогику в свои религиозные представления. Окончательное признание педагогики – 19 век, Гербарт .

Главная функция науки (любой) - производство объективного знания о мире. Это наука связанная прежде всего с естественными, точными методами познания мира, исходящими из рациональных объяснений мира.

Основная задача педагогики как науки – это теоретическое обоснование целей,содержания, и способов образовательного процесса. Дать объяснения педагогическим феноменам, чтобы впоследствии предугадывать и ненасильственно управлять педагогическими процессами.

Развитие философии образования выступает как условие теоретического осмысления альтернативной традиционному пониманию педагогической практики. Система сложившихся в педагогической науке представлений и понятий, основанная на философских идеях классического образования, не пригодна для описания современных педагогических инноваций. Их теоретическое осмысление предполагает иные мировоззренческо- философские понятия об образовании. Этим объясняется и тот факт, что попытки реформирования школы в последнем десятилетии оказались

малопродуктивными (Э.Д.Днепров).

Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение

о природе ценностей и структуре ценностного мира.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся: равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и

этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между

традиционалистами и новаторами; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его "человеческого измерения", принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования создает прочную

основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

4. Место педагогики среди наук о человеке.

Связь между философией и педагогикой. Философия обеспечивает культуру мышления, общемировоззренческие установки, особый ракурс объяснения мира.

Педагогика опирается на достижения психологией, открытые ей психические процессы, протекающие внутри человека. Воспитывать и обучать человека без выяснения его внутренней жизни невозможно.

Медицина, биология – тоже необходимы педагогике, чтобы правильно

выстраивать педагогическое взаимодействие. Необходимо знать физиологические потребности человека для достижения высоких результатов образования.

Социология изучает соц. институты, их влияние на человека, а педагогика использует результаты соц. исследований.

Интеграция с историей. История образования и педагогической мысли. Направления взаимодействия педагогики и других наук . Использование выводов других наук для построения педагогических теорий. Выготский – теория развития (психология), потом теория развивающего обучения. Усваивание готовых выводов.

Конструктивное использование идеальных объектов других наук. (Лотман)

Использование результатов исследований других наук. (влияние уровня

образования родителей на успешность ученика).

Использование методов других наук (математические, статистические,

школирования , ранжирования, тестирования).



От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.

Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца.

Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Памятка "Место педагогики среди наук о человеке"

Автор: Малышева Елена Борисовна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок на тему "Культура кочевников" "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-na-tiemu-kul-tura-kochievnikov"
    ["file_id"] => string(6) "150854"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства