kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Особенности  работы  воспитателя  в  период 

адаптации  детей  к  ДОУ

 

Когда малыш приходит в детский сад, он попадет в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер  общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться его температура без видимых причин.

У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается.   Взрослым необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

Отчего зависят длительность и характер адаптации?

Приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.

Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Одни дети в первые дни пребывания в детском саду громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу, у него сформировались необходимые навыки самообслуживания и общения.

Процесс  адаптации ребёнка  во  многом  зависит  от  того,  как  сумеет  воспитатель  понять  нужды,  интересы,  наклонности  ребёнка,  своевременно  снять  эмоциональное  напряжение,  согласовать  методику  проведения  режимных  процессов  с  семьёй.

         Для  оптимизации  процесса  адаптации  воспитатель  может  использовать  следующее:

  • беседы  с  родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение  за  ребёнком;
  • развивающие  игры.

     

         Сведения  о  ребёнке  воспитатель  получает  в  процессе  беседы  с  родителями,  а  также  в  ходе  наблюдений  за  ребёнком  в  первые  дни  его  пребывания.  Уже  в  процессе  первых  наблюдений  воспитатель  может  получить  достаточно  важную  информацию  о  степени  «проблемности»  ребёнка,  его  темпераменте,  интересах,  особенностях  общения  со  взрослыми  и  сверстниками  и  т.п.   Однако  наибольшее  внимание  следует  уделить  особенностям  протекания  процесса  адаптации.  Для  этого  на  каждого  ребёнка  заводится  индивидуальная  «Адаптационная карта»,  в  которой,  с  момента  поступления  ребёнка  в  ДОУ,  фиксируются  результаты  наблюдения  за  ним  по  выделенным  критериям.  По  окончании  адаптационного  периода  адаптационный  карта  передаётся  педагогу-психологу,  который  прилагает  его  к  карточке  наблюдения  за  развитием  ребёнка или отдаётся медицинским работникам для внесения её в «Медицинскую карту».  Ведение  адаптационной  карты  позволяет  отследить  особенности  привыкания  малыша  к  ДОУ  и наметить  ряд  профилактических  мер,  при  необходимости,   коррекционных  мероприятий  для  облегчения  адаптационного  синдрома.

         Кроме  того,  в  ходе  бесед  важно,  чтобы  воспитатель  установил  контакт  с  родителями,  помог  снять  тревогу  за  малыша,  информировал  бы  о  протекании  адаптационного  периода,  ориентировал  на  активное  взаимодействие.

         В  первые  дни  пребывание  ребёнка  в  группе  является  минимальным.  Утреннее  кормление   желательно  проводить  дома.  Для  детей,  у  которых  уже  сформировался  ряд   отрицательных  привычек,  рекомендуется  назначать  в  первые  дни  приходить  только  на  прогулку.  Укладывание  спать  желательно  проводить  на  шестой  день  пребывания  ребёнка  в  детском  саду.  На  девятый  день  рекомендуется  родителям  оставить  ребёнка  на  один-два  дня  дома  (из-за  снижения  защитных  сил  организма).  По  отношению  к  детям,  нуждающимся  в  тесном  контакте  с  близкими  людьми,  работа  с  семьёй  должна  быть  более  глубокой  и  объёмной.  При  этом  необходимо  помнить,  что  все  вышеперечисленные   мероприятия  должны  осуществляться  с  учётом  особенностей  привыкания  ребёнка  в  ДОУ.

         В  процессе  адаптации  ребёнка  к  ДОУ  воспитателям  рекомендуется:

  • использовать  элементы  телесной  терапии  (брать  ребёнка  на  руки,  обнимать,  поглаживать);
  • по  рекомендации  врача   подвешивать  над  кроваткой  возбудимого  ребёнка  мешочки  с  успокаивающими  сборами  трав (с разрешения родителей);
  • предлагать  ребёнку  ложиться  в  постель  с  мягкой  игрушкой;
  • рассказывать  сказки,  петь  колыбельные  перед  сном;
  • использовать   игровые  методы  взаимодействия  с  ребёнком;
  • создавать  у   ребёнка положительную  установку  на  предстоящие  режимные  процессы.

        Данная  система  работы,  на  мой  взгляд,  поможет  ребёнку  легче  адаптироваться  к  условиям  ДОУ,  укрепит  резервные  возможности  детского  организма,  будет  способствовать  процессу  ранней  социализации.

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ »


Заявка на участие во Всероссийской научно-практической конференции

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»


1.

Фамилия, имя, отчество

Зиганшина Гульнур Тазмеевна

2.

Должность

педагог-психолог первой квалификационной категории

3.

Ученая степень

-

4.

Ученое звание

-

5.

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №35 «Лейсан» комбинированного вида Елабужского муниципального района

6.

Рабочий адрес, телефон

г.Елабуга, ул.Марджани 24,

9-61-51

7.

Домашний адрес, телефон,e-mail

г.Елабуга, переулок Майский д.7, (89173904413), tazmeevna@mail.ru

8.

Название статьи

  1. «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей в ДОУ»

  2. «Сказ о приключениях в стране Здоровья»

9.

Форма участия (очно,заочно)

заочно










Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ


Когда малыш приходит в детский сад, он попадет в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться его температура без видимых причин.

У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Взрослым необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

Отчего зависят длительность и характер адаптации?

Приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.

Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Одни дети в первые дни пребывания в детском саду громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу, у него сформировались необходимые навыки самообслуживания и общения.

Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • беседы с родителями;

  • анкетирование;

  • наблюдение за ребёнком;

  • развивающие игры.

Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребёнка заводится индивидуальная «Адаптационная карта», в которой, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный карта передаётся педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребёнка или отдаётся медицинским работникам для внесения её в «Медицинскую карту». Ведение адаптационной карты позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мер, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания ребёнка в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учётом особенностей привыкания ребёнка в ДОУ.

В процессе адаптации ребёнка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

  • использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать);

  • по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав (с разрешения родителей);

  • предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

  • рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

  • использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;

  • создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям ДОУ, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ

Автор: Зиганшина Гульнур Тазмеевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(76) "osobennosti_organizatsii_raboty_vospitatelia_v_period_adaptatsii_detei_k_dou"
    ["file_id"] => string(6) "481226"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539957272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»"
    ["seo_title"] => string(83) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-dietiei-k-dietskomu-sadu-v-iasiel-noi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "266375"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450153102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА»"
    ["seo_title"] => string(61) "organizatsiiaadaptatsionnogopieriodavgruppakhranniegovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "310426"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459013877"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для педагогов"
    ["seo_title"] => string(30) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_1"
    ["file_id"] => string(6) "488582"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543768011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Адаптация. В детский сад без слез»"
    ["seo_title"] => string(37) "adaptatsiia_v_dietskii_sad_biez_sliez"
    ["file_id"] => string(6) "344564"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474296437"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства