kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные причины снижения успеваемости и пути их преодоления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины снижения успеваемости учащихся 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные причины снижения успеваемости и пути их преодоления.»

Основные причины снижения успеваемости и пути их преодоления.

         Проблема учения, учебных достижений, успеваемости является чрезвычайно важной в подростковом возрасте. Снижение успеваемости часто наблюдаемое в средних классах школы, порождено самыми различными причинами - от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего временный характер, до дебюта серьезных психических заболеваний.

       Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации, то есть нежелание учиться. Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность  познавательного процесса возрастает. Однако учителя часто жалуются: дети не хотят учиться. Причин немало. И в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные, более или менее типичные. Особое внимание следует обратить на следующие причины:

Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания математических операций, наблюдательность, владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, умение слушать, выражать свою мысль, достаточный запас слов, начитанность, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении.  При поступлении в школу дети обладают только некоторыми из этих качеств, В процессе школьного обучения многие необходимые качества ученики приобретают, прежде всего в начальной школе. Многие из этих качеств совершенствуются вплоть до выпуска из школы, Основной набор необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, если по каким-то причинам учителя или родители не научили детей и не привили соответствующие навыки, учение оказывается затем очень трудным делом. Пожалуй, даже более трудным, чем сначала.                                                                                                                                                            Большой объем программного материала, который нужно усвоить и запомнить.Известные  ученые ,педагоги не раз писали о том ,что попытка передать каждому школьнику основные знания ,накопленные человечеством, утопична, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. Учителя пытаются втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным в соответствии с государственным стандартом и наблюдаем, что это приводит к чрезвычайным  перегрузкам ,усталости и сопротивлению детей. Если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то видим, что школа вталкивает в ученика интеллектуальный материал, который им не востребован. Часто пытаемся организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Учителя организуют деятельность масштабов, многократно превышающих потребности и желания школьников узнать что-либо еще. И ведь такой громадный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и заключается одна из серьезных причин нежелания  многих школьников учиться.                     

Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Все больше времени не только в школе, но и дома школьники посвящают учебе. Но овладеть знаниями невозможно без работы с учебниками, без решения примеров и задач, без выполнения других задач. Это им тем более трудно делать потому, что вокруг кипит полнокровная жизнь с различными соблазнами – телевизор, компьютер с играми –«стратегиями» и т.п. Нередко школьники предпочитают совсем не школьные задания и наслаждаются захватывающими телепередачами или компьютерными играми.   Можно приводить примеры других причин нежелания учиться. И не все из них легко устранить. В нынешних условиях « обеспечить» не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность большую роль играет эффективная мотивация в  познавательной деятельности. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя (и весьма непростая)заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив учения. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности школьника. Стимул – двигатель и призван не просто заставить ученика учиться, а именно стимулировать, то есть вызвать и усилить собственные полезные мотивы деятельности. Сложно, конечно, знать все потребности конкретного ребенка. Изучая типичные потребности школьников, опираясь на них, можно найти эффективные стимулы. В своей практике учителя применяют различные способы стимулирования. Одни из них связаны с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения; другие - это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на вполне определенные потребности школьников; третьи связаны с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность. Выделяют четыре подгруппы стимулов в зависимости от того на какую категорию потребностей они опираются: а) общечеловеческие потребности; б) возрастные потребности; в) специфические потребности мальчиков и девочек; г) индивидуальные потребности. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. Задача учителя –всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков. Противоречивость материала - тоже стимул. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями процесса, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие. Учитель всегда может найти те или иные противоречия в учебном материале, а также использовать при обучении школьников противоречия между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества, между новыми знаниями и опытом детей, между новыми познавательными задачами и существующим уровнем умений школьников, между достигнутым уровнем знаний и неумением их применять, между новыми сведениями и знаниями и существующим уровнем мировоззрения учащихся. Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями.

         При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Особенно благоприятно действуют на школьников собственные успехи: они всегда укрепляют веру школьника, да и любого человека, в собственные силы и возможности. В таком состоянии возникает желание преодолевать еще большие трудности. И действительно, учебная, да и внеклассная, работа школьника, оказывается плодотворной и успешной. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа.

         Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых так же, как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних – от интересов младших школьников.

         Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

         У подростков свои особенности, которые приходится учитывать преподавателю. Прежде всего отметим их стремление избежать всякой рутины, однообразия и формализма, интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу.

         Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости. Тактичное отношение к каждому школьнику, независимо от того, слабый он или сильный учащийся, прав он в какой-то ситуации или не прав,- такой стиль отношений педагога с учениками удовлетворяет возрастные потребности подростков и потому стимулирует их желание учиться.

         Старшему школьному возрасту присуще стремление юношей и девушек разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей, «не таких, как я». Если учитель хотя бы иногда говорит на эти темы, это вызывает интерес школьников, желание общаться с учителем, что всегда сказывается на результатах обучения.Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные причины снижения успеваемости и пути их преодоления.

Автор: Волгина Татьяна Викторовна

Дата: 20.06.2022

Номер свидетельства: 610188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Проектирование деятельности педагога по коррекции школьной неуспеваемости обучающегося 10-12 лет». "
    ["seo_title"] => string(119) "proiektirovaniie-dieiatiel-nosti-piedaghogha-po-korriektsii-shkol-noi-nieuspievaiemosti-obuchaiushchieghosia-10-12-liet"
    ["file_id"] => string(6) "173537"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424006042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства