В настоящее время в школьном образовании наблюдается тенденция снижения уровня успеваемости учащихся. В современной общеобразовательной школе значительно увеличилось количество неуспевающих учащихся. Одним из путей устранения неуспеваемости является её преодоление. Это – практическая задача, которая постоянно стоит перед каждым преподавателем.
Одним из путей преодоления неуспеваемости обучающихся является коррекционно-развивающее направление в деятельности преподавателя. Эта работа должна проводиться на основе диагностики индивидуальных особенностей и способностей обучающихся.
Характеристика ребенка с трудностями в обучении.
Ученик 6 класса.
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается.
С интересом относится лишь к отдельным предметам.
Плохо запоминает учебный материал, имеет ограниченный словарный запас, имеет слабое развитие мыслительных процессов.
Самооценка адекватная.
Темп деятельности ниже среднего показателя класса.
Успевает на удовлетворительно.
Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами. С остальными – носят ситуативный характер.
Общается лишь с отдельными ребятами.
Этапы психолого-педагогического сопровождения и сроки.
Основной этап психолого-педагогического сопровождения включает в себя:
- диагностическую деятельность
- коррекционно-развивающую деятельность
- консультативно-просветительская деятельность
Психолого-педагогическое сопровождение реализуется в течение всего учебного года.
Прогнозируемые результаты.
В результате данной работы произойдут положительные изменения в развитии обучающегося, закрепится желание учиться, изменится интеллектуально-личностное развитие.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с трудностями в обучении на основном этапе.
Диагностическая деятельность проводится педагогом-психологом.
Исследование индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося при обучении в 6 классе.
Цель – укрепление личностно ориентированной позиции в системе «учитель-ученик» и оптимизация образовательного процесса.
Вид диагностики
- по запросу (педагога)
- по форме проведения (индивидуальная)
Схема алгоритма диагностической работы.
Коррекционно-развивающая деятельность педагога.
В результате диагностирования обучающегося выяснилось, что развитие внимания, мышления и памяти происходит замедленно с отставания от нормы.
Целью коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие развитию мышления, внимания и памяти обучающегося.
Внимание – состояние сосредоточенности психических процессов на каком-либо объекте. Есть два вида внимания:
- непроизвольное внимание дается от природы естественным путем
- произвольное внимание – обращение внимания по собственному желанию (заставляем сами)
Направления коррекционной работы с целью развития произвольного внимания:
- ставить перед обучающимся задачу «Внимание! Мы начинаем работу!)
- в обучении опираться на непроизвольное внимание (средства наглядности)
- пояснение давать четко и доступно до начала работы
- следить за движениями и позой обучающегося; чем больше он собран, тем внимательнее
Для устойчивости произвольного внимания используются следующие приемы:
- рассматривание объекта с разных точек
- сравнение объектов между собой
- находить причины и следствия изучаемых явлений
- выделение главного объекта.
Мышление – наиболее обобщенная и посредственная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Виды мышления:
- словесно-логическое – это мышление, в котором действия, в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом могут служить какие-либо понятия
- аналитическое мышление основано на анализе и синтезе объектов
- образное мышление – на первый план выступают образы
- практическое мышление – над действиями с понятиями и образами преобладают реальные практические действия с материальными предметами.
Направления коррекционной работы с целью развития мышления:
- учить описывать признаки реальных объектов
- учить выделять главные признаки предметов и явлений
- упражнения в выделении сходств и различий объектов, выделение общего в нескольких предметах и ситуациях
- учить объединять объекты и явления на основе общих признаков в класс или группу
- упражнять в исключении объектов из групп, сходных на основе существенных признаков
- упражнять в установлении логических отношений, т.е. причинно-следственных связей между реальными объектами или явлениями.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Виды памяти:
- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем
- эмоциональная – память на чувства
- образная – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая
- словесно-логическая – мысли, которые не могут существовать без языка. Этой памяти принадлежит большая роль в усвоении знаний
От цели деятельности память может быть произвольной с усилием запомнить и непроизвольной, т.е. самопроизвольная память.
Направления коррекционной работы с целью развития памяти:
- создание заинтересованности в запоминании информации
- формировать установку на долговременное запоминание (У тебя все получится)
- обеспечить понимание запоминаемого материала
- облегчить процесс запоминания дозированной информацией
- опираться на наиболее развитый вид памяти, зрительную память
- научить обучающегося использовать установление ассоциаций между знакомой информацией и той, которую необходимо запомнить
Исходя из этого у педагога должны быть сформированы позитивные установки, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, вера в компенсирующие возможности обучающегося, умение вставать на его позицию, видеть обстоятельства его глазами и т.д.
Заключение.
В ходе работы был сделан вывод, что необходима особая подготовка преподавателей для коррекционно-развивающей работы в общеобразовательном классе.