kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оптимизация взаимодействия с родителями различных возрастных групп с целью повышения эффективности образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия с родителями обучающихся при планировании и проведении различных мероприятий.

Работа с родителями в учреждении дополнительного образования является актуальной проблемой для многих педагогических работников. Занятость современных родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оптимизация взаимодействия с родителями различных возрастных групп с целью повышения эффективности образовательного процесса»

Тема: Оптимизация взаимодействия с родителями различных возрастных групп с целью повышения эффективности образовательного процесса.


Цель: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия с родителями обучающихся при планировании и проведении различных мероприятий.


Взаимодействие с семьёй является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.

Работа с родителями в учреждении дополнительного образования является актуальной проблемой для многих педагогических работников. Занятость современных родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком.

Основными задачами такой работы является вовлечение родителей в образовательное пространство учреждения, выстраивание партнёрских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.


В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы:

• образование – (целенаправленное воздействие на ребенка)

• семью (основной институт социализации личности)

• социум (стихийное влияние «улицы»)

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия.

С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.

В дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:

  1. Интерактивная.

  2. Традиционная.

  3. Просветительская.

  4. Государственно-общественная.

Остановимся на вышеперечисленном более подробно:

  1. Интерактивные формы работы:

Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.

Посещение семьи на дому. В рамках учреждений дополнительного образования эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в отделе или в организации в целом.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

  1. Традиционные формы работы.

Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети во Дворце. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий организуется обмен мнениями и пожеланиями.

Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм взаимодействия с родителями в системе дополнительного образования, является организация совместныхдосуговых мероприятий. Во многих объединениях родители — частые гости и на внеурочных мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, совместные поездки на конкурсы.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

Совместная игровая деятельность - одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей. Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.


Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выставкам, соревнованиям.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждения дополнительного образования.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни учреждения, объединения, содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении учреждения и в частности данного объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогом. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в учреждении, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о контроле умений и навыков обучающихся.

4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь учреждению, вашему объединению, за воспитание детей, за активное участие, поддержку и инициативу. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота и т.д. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

5. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.

6. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога за межаттестационный период.

  1. Просветительская работа. 

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте учреждения) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети Интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

  • Групповые выставки детских работ (периодически).

  • Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в учреждении дополнительного образования.

  • Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

  • Буклеты (информационные листы, памятки, плакаты,объявления) Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей, контактные данные директора, педагога и т.д.

  • Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности учреждения. Оформление стендов должно быть подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.

  1. Государственно-общественные формы работы. 

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями обучающихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

9. Привлекайте родителей к делам группы, объединения, чтобы родители почувствовали свою значимость.

10. Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы с Вами было интересно и детям и родителям.

11. Помните: хорошую репутацию нелегко завоевать, но ещё сложнее – удержать.


Активное применение разнообразных форм работы с родителями дадут  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать  согласованному принятию совместных решений.


Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

- разрешение личностных проблем детей и родителей;

-повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ


Типы родитель-ской позиции

Характерные их признаки, особенности

Виды сотрудничества

«Сотрудничающие»

Родители, которые берут на себя ответственность за ребенка, но допускают участие педагога, позитивно реагируют на способы работы педагога, отличные от их собственных действий. Доверяющие вместе с этим природе ребенка, оптимистичные в отношении прогнозов его развития, радующиеся его успехам и эмоционально поддерживающие его в ситуациях неудачи, способные обсуждать с педагогом возникающие проблемы. Помогают педагогу по мере сил, участвуют в предлагаемых Домом творчества совместных мероприятиях.


Это актив педагога. Привлекать для проведения мероприятий – клубных заседаний, дней рождения, чаепитий. Использовать в выездных мероприятиях – помогать детям переодеваться в костюмы, оформлять выставки и т.д. Они – костяк родительского клуба, задел в обсуждении семейных воспитательных проблем. С помощью их доводить информацию и идеи до остальных родителей. Активно участвуют в семейных конкурсах, соревнованиях, посиделках. Доводить до их сведения можно любую информацию о ребенке, вместе вырабатывать программу помощи ребенку. Такие родители – зона социализации для других типов родителей, образцы, они оказывают на других позитивное влияние.

«Неуверенные»

Родители, которые чувствуют свою ответственность, но больше доверяют педагогу, чем себе. Фиксируют в природе ребенка прежде всего слабые место, переживают вместе с ребенком его неудачи, утешают его, но не заражают оптимизмом. В случаях проблемного поведения ребенка теряются, надеются, что педагог справится лучше, свои воздействия сводят к увещеваниям и уговорам. Советуются с педагогом, вовремя и тщательно выполняют поручения, участвуют в мероприятиях Дома творчества.


Ждут от педагогов поддержки и помощи. Давать о ребенке преимущественно позитивную информацию, чаще подчеркивать роль родителя в его достижениях. Включать родителей в совместную деятельность. Привлекать в родительские клубы, лектории, сами родители нуждаются в психологической поддержке. Избегать обсуждения проблем, не жаловаться на ребенка, надеяться на собственные педагогические силы. Приглашать на выездные мероприятия, чаще обращаться за помощью и непременно благодарить и хвалить за сделанное.

«Агрессивные»

Родители, которые интересуются занятиями своего ребенка в Доме творчества, тщательно следят за режимом, содержанием занятий, особо внимательные к тому, сколько внимания уделено их ребенку, болезненно реагируют на случат, когда его не достаточно. В случаях нарушения дисциплины, посещения ребенком занятий всегда имеют оправдание, также всегда оправдывают невыполнение своих функций. В проблемных ситуациях снимают с себя ответственность, виноватым является либо сам ребенок, за что его принародно отчитывают, либо педагог. К ребенку относятся либо слишком требовательно, либо непоследовательно. В случае, когда ребенок не получает первых мест или ведущих ролей, обижаются, ищут виноватого, срываются на ребенке.


Предупреждать конфликтные ситуации. Строить исключительно формальные отношения, причем четко регламентированные. Избегать длительных индивидуальных бесед, особенно если родитель назойливо стремится обсудить проблему индивидуального подхода к его ребенку. Не жаловаться на ребенка. Показывать его успехи, достижения, подчеркивая при этом именно его собственные достижения. Претензии предъявлять только по поводу выполнения родительских обязанностей (нет нужной одежды, необходимых для занятия вещей т.п.) не давать ответственных поручений (организатор чаепития), вообще по мере сил ограничивать эмоциональное влияние на коллектив детей и родителей. Психологическую информацию лучше давать индивидуально (не на занятиях клуба, а в виде печатной продукции). С ними допустим «научный язык», демонстрация своей педагогической компетентности.

«Невключенные»

Родители, которые свою функцию сотрудничества видят только в том, чтобы привести ребенка в Дом творчества. Редко выходят на непосредственный контакт с педагогом. Свои формальные функции выполняют по минимуму. Не интересуются тем, что ребенок делает в Доме творчества, используют эти занятия как поощрение за другие дела (например, могут запретить посещать занятия если снижается успеваемость в школе). В мероприятиях участия не принимают, на просьбы педагога о помощи отзываются неохотно.


Родители, на которых лучше не надеяться. Найти формы заочного контакта (через кого-то, через письма и записки). Именно таким родителям посылать непременно письменные приглашения на все открытые мероприятия (концерты, выставки и т.д.). Доводить до них информацию о достижениях ребенка (благодарственные письма).






Источники информации


    1. Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри. Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.

    2. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики: Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.

    3. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с

    4. .http://www.3vium.ru/semya/formiraboti.html

    5. http://konkurs-dlya-pedagogov.info/razbudim-roditelej/

    6. http://semyarossii.ru

    7. http://festival.1september.ru/articles/649123/

    8. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-genadevna-anuleva/pedagogicheskaja-statja-na-temu-formy-raboty-s-roditeljami.html

    9. http://мпгу.рф/wp-con



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 11.01.2021

Номер свидетельства: 569724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка положения  о службе психолого-педагогического сопровождения детей "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-polozhieniia-o-sluzhbie-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236556"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444115116"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства